Напоминание

"Арт–терапия в коррекционно–развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ."


Автор: Макеева Ольга Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Буденновске
Населённый пункт: Ставропольского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Арт–терапия в коррекционно–развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ."
Раздел: высшее образование





Назад




«Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного

возраста, имеющими ОВЗ»

Выполнила: Макеева О.Ю.

студентка Филиала СГПИ в г. Буденновске

2

В настоящее время в силу социально-экономических преобразований,

происходящих в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества

детей с ограниченными возможностями здоровья, особо актуальной становится

проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной

психолого-педагогической помощи названной категории детей.

Особенностями их познавательной сферы являются: недостаточная

сформированность

произвольного

внимания

и

дефицитарность

основных

свойств

внимания

(концентрации,

объема,

распределения),

снижение

непроизвольного запоминания. Явное отставание у наших детей наблюдается и

при

анализе

их

мыслительных

процессов.

Отставание

характеризуется

недостаточно

высоким

уровнем

сформированности

всех

основных

мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса.

Наряду с отставанием в развитии психических функций, характерной

особенностью для детей с ограниченными возможностями здоровья является

слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, импульсивность

либо вялость и апатичность. Недостаточен уровень сформированности общей

способности к учению. Для игровой деятельности многих детей характерно

неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с

замыслом.

Психическая

жизнь

человека

представляет

собой

целостный

многогранный

процесс

отражения

окружающего

мира

во

всем

его

многообразии.

Неотъемлемым

компонентом

отражательной

деятельности

является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность

внутренних

психических

состояний,

проявляющихся

в

субъективных

отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с

инстинктами,

потребно стями

и

мотивами,

отражающих

форму

непосредственного

переживания

(радость,

горе,

страх

и

т.п.).

Эмоции

как

специфические субъективные переживания ярко окрашивают то, что человек

ощущает, воображает, мыслит.

3

Исследование особенностей эмоциональной сферы дошкольников с

ограниченными

возможностями

здоровья

является

особенно

значимым,

поскольку

любой

дефект

сопровождается

изменениями

эмоционального

состояния ребенка.

Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в жизни ребенка

с

ограниченными возможностями здоровья, роль эмоций очень велика. У таких

детей

влияние

эмоционального

начала

на

поведение,

и

познавательные

процессы оказывается наиболее выраженным, чем у нормально развивающихся

сверстников.

Изучение эмоциональной сферы дошкольников

показало, что

эмоциональное развитие детей данной категории задержано: они постоянно

испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный

комфорт и психическое равновесие.

Таким образом, в современной психолого-педагогической науке особую

актуальность приобретает проблема исследования эмоциональной сферы детей

с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения

эмоционального

благополучия

у

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья, многие педагоги и психологи такие, как Копытин А.И., Бурно М.Е.,

Лебедева Л.Д., Макарова Е.Г. и др. рассматривают искусство и художественно-

творческую деятельность, а именно арт-терапию. Искусство рассматривается не

как путь к отражению действительности в художественных образах, а как

средство

самовыражения,

снижения

психоэмоционального

напряжения

и

коррекции эмоциональной сферы.

Следовательно, проблема развития эмоциональной сферы у детей

старшего дошкольного возраста с

ограниченными возможностями здоровья с

использованием арт-терапии в коррекционно-педагогической работе является в

настоящее

время

актуальной

и

представляет

значительный

интерес

для

коррекционной педагогики и специальной психологии на сегодняшний день.

4

Первые

попытки

использовать

арт-терапию

для

коррекции

эмоционального состояния относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арт-

терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими

стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арт-терапия

получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод

и как метод, дополняющий другие психологические техники.

Термин

«арт-терапия»

(буквально:

терапия

искусством)

ввел

в

употребление

Адриан

Хилл

(1935)

при

описании

своей

работы

с

туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось

по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в

больницах

и

центрах

психического

здоровья.

Это

самостоятельное

психотерапевтическое направление, специализированная форма психотерапии,

основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой

деятельности в коррекционных целях.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З.

Фрейда

и

К.Г.

Юнга,

а

в

дальнейшем

приобретала

более

широкую

концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.

Роджерса и А. Маслоу [4, с. 44].

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение)

представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного

творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно

для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская

арт-терапия

это

простой

и

эффективный

способ

психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами,

это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности

через

развитие

способности

самовыражения

и

самопознания.

Арт-терапия

ненавязчиво

исцеляет

психику,

знакомит

с

окружающим

миром,

позволяет

увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

5

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с

помощью

лепки,

рисования,

конструирования

из

природных

материалов.

Переживая

образы,

человек

обретает

свою

цельность,

неповторимость

и

индивидуальность.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными

проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы

своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом.

Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии

искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле.

Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций,

создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а

взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве

в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным,

Арт-терапия применительно к специальному образованию - синтез

нескольких областей научного знания, построенных на применении разных

видов

искусства

в

своеобразной

символической

форме

и

позволяющих

с

помощью стимулирования художественно – творческих проявлений ребенка с

проблемами

осуществить

коррекцию

нарушений

психоматических,

психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья, как:

освобождает от негативных состояний;

снимает нервно – психическое напряжение;

формирует адекватное межличностное поведение, самооценку.

Цель арт-терапии: гармонизация развития личности через развитие

способности самовыражения и самопознания.

Задачи арт-терапии:

психотерапевтические;

диагностические;

коррекционные;

развивающие;

воспитательные.

Выбор методов и приемов в арт-терапии определяется:

6

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

возможностями

детей;

их интересами и склонностями;

особенностями и степенью отклонений в их развитии;

целями и задачами коррекции;

спецификой воздействия каждого из видов искусства;

формами организации художественной деятельности;

объемом и качеством художественной информации;

мастерством

арт-терапевта

или

педагога,

уровнем

владения

специальными

педагогическими

технологиями

и

технологиями

художественного развития.

Возможности арт-терапии:

Помогает

устанавливать

отношения

между

детьми;

посредствам

искусства ребенок не только выражает себя, но и больше узнает о других

детях.

Позволяет

познавать

себя

и

окружающий

мир;

в

художественном

творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи,

сомнения и конфликты; все это происходит на бессознательном уровне, и

ребенок узнает о себе много нового.

Развивает

творческие

возможности:

во

время

занятий

арт-терапией

ребенок может открыть в себе неизвестные ранее таланты.

Является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ. Они

чаще всего очень сильно социально дезадаптированы.

В основном использует средства невербального общения, это очень важно

для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Виды арт-терапии:

Музыкотерапия

(основана

на

процессе

слушания

музыки

и

музицирования. Она основана на способности музыки регулировать и

развивать

эмоциональную

сферу

личности.

Еще

в

19

веке

ученые

установили, что эмоции вызывают изменения пульса дыхания, скорости

реакции,

мускульной

силы

и

т.

д.

Известно,

что

при

снижении

эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает

иммунитет

человека,

в

результате

-

он

чаще

болеет.

Различные

по

эмоционально-образному

содержанию

музыкальные

произведения

по-

разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции

7

и,

соответственно,

разные

биохимические

процессы.

Так,

мажорная

музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная,

как

правило,

связана

с

грустью,

печалью.

Правда,

минорная

музыка,

выражая

суровую

энергию,

драматические

переживания,

может

способствовать

активизации

физиологических

процессов

и

вызывать

активное состояние.

Игротерапия - один из наиболее эффективных средств коррекции. Это

метод

психотерапевтического

воздействия

на

детей

и

взрослых

с

использованием

игры.

В

его

основе

лежит

признание

того,

что

игра

оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования

игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его

каким-то

специальным

поведенческим

навыкам,

а

дать

возможность

«прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и

сопереживании взрослого.

Сказкотерапия

это

процесс

образования

связи

между

сказочными

событиями

и

поведением

в

реальной

жизни.

Это

процесс

переноса

сказочных смыслов в реальность. Этот метод особенно эффективен в

работе с детьми с задержкой психического развития, так как позволяет

ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути

их решения.

Имаготерапия

занятия

театрализованной

деятельностью

детей

с

ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику

в качественном развитии воображения, формировании его творческого

компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции

мышления,

произвольного

внимания,

коррекции

психоэмоционального

состояния,

а

также

способствуют

развитию

многих

компонентов

личности.

Библиотерапия

-

чтение

под

руководством

взрослого

специально

подобранной литературы с последующим обсуждением способствует не

только нормализации, но и оптимизации психического состояния ребенка.

Библиотерапия

помогает

при

разного

рода

проблемах:

страхах,

отсутствии учебной мотивации, лжи, непослушании, упрямстве.

8

Мульттерапия.

Силу

воздействия

зрительных

образов

на

психику

доказывать

не

надо,

но

только

просмотр

без

обсуждения

и

игры

по

мотивам мультфильма все же будет недостаточным. Именно опора на

несколько репрезентативных систем ребенка: визуальную, аудиальную и

кинестетическую позволит достичь максимального эффекта. Беседа после

просмотра

анимационного

фильма

способствует

не

только

переводу

сказочных, волшебных смыслов в багаж реальных жизненных знаний

ребенка,

но

и

параллельно

решает

задачи

развития

речи,

мышления,

внимания, умение отстаивать свою точку зрения.

Все нетрадиционные техники рисования.

Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов

работы с детьми с ОВЗ помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе,

поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь

в

профилактической

и

коррекционно-развивающей

деятельности.

Использующие

методики

арт-терапии,

помогают

обнаружить

скрытые

способности

ребенка,

избавляют

его

от

различных

страхов

и

внутренних

конфликтов.

Список используемой литературы:

1.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / учеб. для студ.

сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А.

Добровольская – М.: Академия, 2001.

2.

Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,

педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми./

Киселева М.В. -

СПб.: Речь, 2007.

3.

Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] //

Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г.

Санкт-Петербург, ноябрь 2013г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 85-90.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006.

5. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001.

6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб, 2002.

7.

Лебедева

Л.Д.

Практика

арт-терапии.

Подходы,

диагностика,

системы

занятий. - СПб: Речь, 2003.

9



В раздел образования