Напоминание

Система дополнительного образования на базе малокомплектной школы.


Автор: Гармаева Светлана Матвеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ Куяновская СОШ
Населённый пункт: село Куяново, Первомайского района. Томской обрасти
Наименование материала: статья
Тема: Система дополнительного образования на базе малокомплектной школы.
Раздел: среднее образование





Назад




Система дополнительного образования на базе малокомплектной

школы.

Создание в малокомплектной школе системы дополнительного образования учащихся

позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать

устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие

творческих способностей у детей.

Дополнительное

образование

выступает

средством

непрерывного

образования

и

формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной

деятельности, помогает в выборе профессии.

Школа создаёт максимальные условия для успешности каждого ребенка, самовыражения,

самоутверждения, самореализации его личности, демонстрации его творческих способностей,

развития коммуникабельности.

Система дополнительного образования способствует организации здоровой социокультурной

среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и

ответственно строить свою жизнь. Занятость детей в свободное от учёбы время ограничивает

вредное воздействие неблагоприятных факторов на обучающихся, мотивирует их на полезную

деятельность, снижая количество детей из «группы риска».

Дополнительное

образование

неотъемлемая

часть

воспитательной

работы

школы,

направленной на формирование и развитие коммуникативных, познавательных интеллектуальных,

трудовых и физических умений школьников, на развитие личности, одаренной и способной к

социальной адаптации и к самовыражению личности, которая воспринимает мир целостно и

осознает свое место в нем.

Система дополнительного образования реализуется в нашей школе путем создания

внутренней сети кружков, клубов, секций, а также расширением связей с районными

организациями дополнительного образования.

Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:

1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания

и потребности учащихся);

2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других

объединений);

3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической

помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора,

самореализации, самооценки и др.);

4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ,

выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).

Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является

окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей

школьного коллектива.

Программы дополнительного образования в школе имеют следующие направленности:

художественно-эстетическое;

физкультурно-спортивное;

историко-краеведческое;

социально-педагогическое;

научно-техническая направленность;

Физкультурно-спортивная направленность представлена в школе волейбольной секцией ,

танцевальным и шахматным кружками.

Целью физкультурно-спортивного направления является воспитание и привитие навыков

физической культуры учащихся и как следствие формирование здорового образа жизни у будущего

выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха,

ярко проявить себя на соревнованиях. Работа с обучающимися предполагает решение следующих

задач:

- создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением

гигиенических норм и правил,

-

формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу,

-

организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха,

-

укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта,

-

формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения

школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ,

-

оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для

того, чтобы стать успешным в жизни.

Художественно-эстетическая направленность.

Данное направление деятельности ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей

средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, воспитание и

развитие художественного вкуса обучающихся, развитие творческих особенностей учащихся,

формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и

достижениям мировой культуры, овладение практическими умениями и навыками художественно-

творческой деятельности; приобщении детей к искусству танца, воспитание нравственно-

эстетических и коммуникативных навыков.

Занятия в изостудии «Вдохновение» способствует развитию духовно-нравственной,

культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться

сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.

Историко–краеведческое направление

Данное направление основывается на познании историко-культурных корней, осознании

неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за

сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за

происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, районе, городе, стране.

Краеведческий кружок на базе музея помогает обучающимся, изучать историю своей малой

родины, жизнь и деятельность знаменитых земляков, проявивших себя в разных областях науки и

производства, в спорте и обороне страны и др.

Социально-педагогическое

Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного

образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание

мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена

коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений,

адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной

инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического

направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит

проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой

социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной

системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной

направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему

назначению.

Данное направление представлено социальным проектированием, а также обучение детей

основам журналистики.

Программы научно-технической направленности

Программы научно-технической направленности ориентированы на развитие технических и

творческих способностей и умений обучающихся, организацию научно-исследовательской

деятельности, профессионального самоопределения учащихся. Научно-техническая

направленность включает следующие группы программ: робототехника, начальное-техническое

моделирование, программирование.

Дополнительным

образованием

охвачены

обучающиеся

1-11классов.

В

руководстве

деятельностью

кружков

и

секций

присутствует

преемственность,

традиционность

и

сотрудничество педагогов и обучающихся. Существующие в школе кружки, секции и студии

пользуются популярностью среди учащихся и их родителей по следующим причинам:

-

бесплатные кружки и секции,

-

малозатратные формы организации массового детского досуга,

-

удобное месторасположение.

В кружках, студиях и секциях занимались и занимаются учащиеся из многодетных,

малообеспеченных семей, «группы риска», подростки, дети ОВЗ, обучающиеся состоящие на

внутришкольном профилактическом учете , состоящих на учёте в КДН.

Работу с учащимися, требующими особого педагогического воздействия, активно ведут

педагоги. Все учащиеся, относящиеся к категории «трудных», посещают школьные студии и

секции или муниципальные учреждения дополнительного образования.

Массовые общешкольные мероприятия, конкурсы, праздничные программы являются

результатом совместной творческой деятельности педагогов и обучающихся. Большинство

обучающихся, занимающихся в творческих кружках, принимают активное участие в творческих

конкурсах. Большое внимание педагоги уделяют индивидуальной работе с одаренными детьми.

Для оказания услуг в основном используется материальная база школы: учебные кабинеты,

спортзал, компьютерный класс. Учителя используют активные методы для проведения занятий:

игры, соревнования, самостоятельные исследования, подготовку проектов. Такой подход позволяет

не только сделать занятия интересными, но и учит детей приемам самоорганизации, самооценки,

поддерживает

стремление

стать

субъектами

жизнедеятельности

коллектива,

формирует

демократический стиль жизни.

Занятость обучающихся во внеурочное время способствует решению комплекса задач. Самые

значимые

из

них:

профилактика

безнадзорности

беспризорности,

вредных;

привычек,

правонарушений; развитие способностей и познавательных интересов; обучение новым видам

деятельности; формирование школьного коллектива, профориентация.

ВЫВОДЫ:

1.Сложившаяся система дополнительного образования дает возможность каждому ребенку

выбрать себе занятие по душе, позволяет создать условия для полной занятости учащихся.

2.Система дополнительного образования является серьезным звеном воспитательной работы

школы.

3. Работа с учащимися в рамках дополнительного образования в школе выполняет важные

воспитательные задачи: целенаправленно организовывает досуг учащихся, формирует творческую

личность, создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения,

предупреждает асоциальное поведение.

4.Предметное консультирование учащихся с педагогами способствовало обучению основам

проектной и исследовательской деятельности учащихся по данным предметам.

5.Система дополнительного образования способствует повышению творческого потенциала

педагогических кадров, выявлению и распространению передового педагогического опыта.

6.Педагогам дополнительного образования необходимо чаще проводить мастерклассы,

открытие уроки с тем, чтобы показать свое мастерство, умение детей работать творчески, в

коллективе.



В раздел образования