Авторы: Мотовиловец Тамара Николаевна, Письменная Алена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа 2115"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе
Тема: Цветик– семицветик
Раздел: дошкольное образование
Конспект
организованной образовательной деятельности по речевому развитию
в подготовительной группе
Тема НОД:
Тип НОД: нетрадиционное (игра-соревнование)
Форма НОД:комплексное.
Цель: показать умения и навыки, приобретенные детьми за год.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять навыки четкого произношения и различения звуков в словах;
• закрепить знание детей о сказке В. Катаева «Цветик – семицветик», жанровые особенности сказки;
• закреплять умение составлять предложение;
упражнять в придумывании слов и наоборот;
Развивающие:
развивать у детей интерес к художественной литературе;
развивать мелкую и общую моторику;
развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Воспитательные:
• воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга;
• воспитывать усидчивость.
Планируемый результат:
- выявление, уточнение и расширение знаний детей по прочитанной сказке;
- активизация словарного запаса детей;
- практическое употребление в речи антонимов и синонимов;
- практическое употребление в речи предложных конструкций;
- обучение составлению описательного рассказа по схеме-модели;
- развитие слухового внимания, координации речи с движением.
Задачи этапов
НОД
Этапы НОД
1-е занятие
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
Постановка цели, задач.
Формирование мотива.
5 минут
Создание проблемной ситуации
10 минут
Решение проблемной ситуации
10 минут
Подведение итогов.
Рефлексия
5 минут
Заинтересовать
де т е й
предстоящей
деятельностью.
П о в т о р и т ь
ж а н р ы
произведений, их отличие.
Вовлечь
детей
в
активное
обсуждение
темы с помощью вопросов и ответов.
Выявлять, уточнять и расширять знания
детей о сказке Цветик - семицветик
Активизировать словарный запас детей.
Закреплять
п р а кт и ч е с ко е
употребление в речи антонимов
и синонимов.
Закрепить
п р а к т и ч е с к и е
у м е н и я
в
п о с т р о е н и и
предложений по схеме.
О т р а б о т а т ь
з в у к и
[ р -
л ] . Ф о р м и р о в а т ь
н а в ы к
образования прилагательных.
Закреплять
п р а к т и ч е с ко е
у п о т р е б л е н и е
в
р е ч и
предложных конструкций.
Развивать
слуховое
внимание,
к о о р д и н а ц и ю
р е ч и
с
движением.
Продолжать
развивать
умение
анализировать
результат своей работы.
Подвести
к
тому,
что
н у ж н о
с о в е р ш а т ь
добрые поступки.
Материалы для
деятельности
Кукла
Женя,
стебель
от
цветика - семицветика
Картинки
цветов
в
названии
которых
присутствуют
звуки
[р-л],
2
вазы,
лепестки для цветка, схема предложений,
игрушки для игры – описание, мяч.
Интерактивная
доска,
указка,
мяч.
П р ед м е т н ы е
и
с юж е т н ы е
картинки, мяч,
Сюрпризный
момент:
подарки
для
д е т е й
(баранки от Жени).
Деятельность
педагога
1.Деление
ребят
на
две
команды, выбор капитанов
и название своей команды.
Спрашивает
у
д е т е й ,
догадались ли они, о теме
занятия.
2. Введение в тему.
Вступительная
беседа:
о
жанрах произведений.
1-й лепесток (жёлтый)
Итак, ребята, перед вами вазы со звуками.
Каждой
команде
необходимо
выбрать
цветок со звуком изображенным на вазе и
приклеить на свой лист.
1 команда – собирает цветы со звуком [р], 2
команда – [л] (крокус, ромашка, тюльпан,
нарцисс,
василек,
роза,
лилия,
герань,
колокольчик, ландыш).
2-й лепесток
-Какого
цвета
лепесток
оторвала
Женя
вторым? (красный)
«Скажи наоборот»
Весна ранняя - поздняя
День солнечный – пасмурный
Небо яркое - тусклое
Погода хорошая - плохая
Дерево высокое – низкое
На улице светло – темно
Лето жаркое - холодное
Тень от дерева длинная – короткая
Ветер сильный – слабый
Песок мокрый – сухой
Овраг глубокий – мелкий
Земля твёрдая – мягкая
3-й лепесток (зелёный)
-Какого
цвета
лепесток
оторвала
Женя
третьим?
-Назовите слова, описывающие предмет.
К у к л а
( к а к а я ? )
………………………………..
Кот (какой?) …………………………………
Машина (какая?) …………………………..
Утюг (какой?) холодная…………………….
Часы (какие?)………………………………..
4-й лепесток.(синий)
Физкультминутка
Спал цветок, и вдруг проснулся
(встать руки на пояс)
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся
(руки вверх, потянуться, вправо,
влево, вверх)
Взвился вверх и полетел
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся …..
5 – лепесток (оранжевый)
-
Ка ко го
ц в е т а
л е п е с т о к
оторвала Женя пятым?
«Что лишнее» (картинки)
1.Овощи, ягоды, грибы, удочка.
2.
Земляника,
букет
летних
цветов, лыжи, радуга.
3. Снегирь, ромашка, морозный
узор на стекле, медведь спит в
берлоге.
4 .
М а т ь
-
и
–
м а ч е х а ,
п р о т а л и н к и ,
п у с к а н и е
корабликов, белый гриб.
6-й лепесток (фиолетовый)
-Какого цвета лепесток оторвала
Женя шестым?
«Составь слово по первым
звукам»
Д а е т
о ц е н к у
проведенной
работе,
комментирует
деятельность детей.
Организует
заключительную
беседу-рассуждение
на
тему: «Чем мы сегодня
занимались?».
В -
Л -
О -
И -
Л -
С -
К -
А -
Деятельность
детей
Дети принимают участие в
и г р е :
в н и м а т е л ь н о
с л у ш а ю т
п е д а г о г а ,
р а б от а ю т
в
г р у п п а х ,
отвечают
на
вопро сы,
выбирая
верный
ответ.
О з в у ч и в а ю т
т е м у
предстоящей
деятельности.
П р и н и м а ю т
у ч а с т и е
в
и г р а х .
Эмоциона ль но
ре агируют
на
в с ю
деятельность. Отвечают на поставленные
вопросы, участвуют.
Дети
участвуют
в
речевых
играх.
Отвечают
на
вопросы
полным
предложением.
Слушают,
закрепляют
полученные
знания
и
умения.
Рассказывают
о
том,
чем
занимались
н а
занятии.
Результат по
содержанию
Понимают суть занятия
З н а ют
с од е р ж а н и е
п р о и з в е д е н и я ,
последовательность событий.
А к т у а л и з и р о в а л и
з н а н и я
полученные в течение года
Закрепили
знания
о
жанрах.
Результат по
способу работы
Умеют
формулировать
мотив своей деятельности.
Умеют
настраиваться
на
занятие, войти в тему.
Умеют
включаться
в
игру,
задавать
вопросы,
отвечать
на
поставленные
вопросы.
Умеют
выразить
свое
отношение
к
правильным ответам.
Практически
употребляют
в
речи антонимы и синонимы
Умеют составлять предложения
по схеме-модели по теме.
Развито
слуховое
внимание,
координация речи с движением.
Умеют анализировать
содержание по занятию.
Список использованной литературы.
1. Примерная основная образовательная программа «РАДУГА». Авторы: С.Г. Якобсон; Т.И. Гризик; Т.Н. Доронова; ЕВ.
Соловьева; Е.А. Екжанова. Москва. «Просвещение». 2014.
2. Речевое развитие детей 6-7 лет. Т. И. Гризик. Москва «Просвещение». 2014.