Напоминание

"Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для развития речи и памяти у детей с ОВЗ"


Автор: Мальцева Анна Викторовна
Должность: учитель начальных классов –логопед
Учебное заведение: ГКОУ РС (Я) РС(К) Ш–И для обучающихся с ТНР
Населённый пункт: г. Якутск. РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для развития речи и памяти у детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление : Мальцевой А.В.

Учитель-логопед начальных классов

ГКОУ РС (Я) РС(К) ШИ для обучающихся с тнр.

Использование приёмов эйдетики и мнемотехники для развития речи и

памяти у детей с ОВЗ

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности

освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенции,

образа мира и ценностно-смысловых основании личностного морального выбора.

Большое внимание в ФГОС уделяется формированию учебных универсальных

действий (УУД)

на начальном периоде обучения, поскольку этот период

является фундаментом для последующего успешного обучения.

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение

– учиться ( что в широком значении и означает термин «УУД»: личностные,

регулятивные, познавательные, коммуникативные).А для формирования

полноценных и эффективных УУД необходим соответствующий уровень развития

психологической базы (ВПФ) высших психических функций учащихся:

восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы.

При работе с детьми ОВЗ вызывает большие трудности при заучивании

стихотворений, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Я столкнулась с

проблемой не только речи, но и недостаточная сформированность психических

качеств: внимания, мышления, воображения, памяти.

Передо мной стояли вопросы:

- Как научить своих учеников прочно запоминать необходимую информацию в

короткий промежуток времени?

- Как научить выделять главное в тексте или в речи?

Одна из основных задач, стоящая передо мной , это помочь ученикам

преодолеть возникающий барьер между возрастающим объемом информации,

которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями.

Поэтому я определила основное направление своей работы с

детьми: «Использование приемов эйдетики и мнемотехники для развития памяти

и речи с детьми ОВЗ ».

Актуальность: проблемы развития памяти и речи у детей с ОВЗ

Проблемы:

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

•Односложная, состоящая лишь из простых предложений

речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

•Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и

доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

•Неспособность построить монолог: например, сюжетный

или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

•Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

•Отсутствие навыков культуры речи: неумение

использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

•Нарушение речи.

Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей с ОВЗ.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности,

умение сравнивать, выделять существенные признаки;

-развитие у детей психические процессов: мышления. внимания, воображения,

памяти;

- развитие связной речи.

Формируя речевые навыки у детей с ОВЗ в своей работе я использую методы и

приёмы, которые стимулируют развитие всех психических процессов и

способствуют формированию УУД. Одним из таких методов является

мнемотехника.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» (Конфуций).

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго

и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на

лету»,- писал К. Д. Ушинский.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного

материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их

по-своему, использую в работе по развитию памяти приёмы мнемотехники.

Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника

- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации.

Эйдетика –«эйдос» - в переводе с греческого –это образ.

Любая информация запоминается нами в виде «эйдосов» (образов)

Эйдетику изучал обладатель феноменальной памяти И.Ю. Матюгин.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа

начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к

мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это рисуночное

письмо, пиктограмма, схема, в которую заложена определенная информация. Суть

мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу)

придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.;

таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с

опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает

информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет.

Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок,

тогда и эффект будет больше. Так как ему достаточно взглянуть на свою

пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст. (Важно отметить, что

способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и

внимания.)

Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из 4х картинок,

содержащую определенную информацию.

Мнемотаблица – средство для запоминания. Она состоит из картинок (изображений

) соответствующих словам или словосочетаниям текста.

Таким образом, все стихотворение или текст зарисовывается схематически. После

этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст

целиком.

- В зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учитель

сам решает, как будет проходить работа с мнемотаблицей. Если это первая

(пробная) мнемотаблица, то основную задачу берёт на себя учитель.

Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во

столько раз, на сколько частей разделён необходимый для запоминания материал.

На уроках можно использовать индивидуальный подход к каждому ученику,

предлагая дифференцированные задания.

«Сильные» ученики самостоятельно воспроизводят мнемотаблицу на листе

бумаги. Для «слабых» учеников можно предложить следующие варианты :

предложить разрезной дубликат мнемотаблицы , или необходимо заготовить бланк

с 1-2-3 пустыми клетками, куда нужно вставить необходимые элементы.

Можно организовать работу по подгруппам (в данном случае учащимся

предлагается воспроизвести только строчку или столбик мнемотаблицы). Затем всё

объединяется и анализируется. В этом варианте задача усложняется, так как

теряется связка ассоциаций.

Этапы работы с мнемотехникой.

1 .Выразительное прочтение стихотворения, рассказа, сказки.

2. Рассматривание таблиц и разбор того, то на них изображено.

3. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование из

символов в образы. (изображается на бумаге схематически)

4. Затем разучивание с опорой на образы (отработка

метода запоминания )

Мнемотаблицы эффективны

-при разучивании (стихотворений, потешек, скороговорок, текстов для пальчиковых

игр и физкульминутках);

-при пересказе (сказок, рассказов, басен).

Мнемотехника помогает

-

Развивать ассоциативное мышление;

-

Развивать зрительное и слуховое внимание;

-

Развивать зрительную и слуховую память;

-

Формировать воображение и творчество;

-

Развивать графомоторные навыки;

-

Повышать интерес к урокам;

-

повышать уровень умственного развития;

-

повышать самооценки;

-

развивать речь:

-

формировать УУД.

Опираясь на мой опыт работы с использованием метода

мнемотехники, считаю, что использование опорных рисунков превращает

занятие в игру, в результате которого у детей с ОВЗ значительно возрастает

познавательная активность. Увеличивается запас знаний об окружающем

мире, появляется уверенность и желание пересказать тексты, составлять

интересные рассказы, связная речь ребёнка. Его коммуникативные УУД

выходит на более высокий уровень.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи:

ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия ,

развивать об этом-то есть формируется регулятивные УУД.

Овладение приёмами мнемотаблицами значительно сокращает время

обучения и одновременно решает задачи, направленные на формирование

познавательных и личностных УУД

Результаты мнемотехники:

- у детей увеличивается объем знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов ,

поговорок, пословиц, потешек;

-активизируется словарный запас;

- многие дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться

перед классом.

Таким образом, метод использования мнемотехники на уроках оказывает

весьма эффективным средством формирования не только правильной речи, но

формирование УУД, которые являются необходимым фактором успешного

обучения в условиях ФГОС.



В раздел образования