Напоминание

"Знакомство детей с городецкой росписью"


Автор: Цыганкова Людмила Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №5 "Малыш"
Населённый пункт: г.Почеп Брянская область
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе
Тема: "Знакомство детей с городецкой росписью"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»

Людмила Николаевна Цыганкова – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №5»Малыш» г.Почеп Брянской области

Программные задачи:

Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно-прикладного искусства

создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению.

Познакомить детей с характерными особенностями городецкой росписи (элементы, композиция,

цветосочетания). Ввести в словарь детей новые слова: розан, купавка, оживка. Воспитывать

интерес к народной культуре и традициям.

Материалы : городецкие изделия и их изображения с элементами городецкой росписи, шаблоны

городецкох цветов и листьев, дымковские, филимоновские, каргопольские глиняные игрушки (по

3-4 штуки), аудиозаписи, экран или телевизор.

Ход занятия.

Звучит музыка «Русские наигрыши»

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоят игрушки, прикрытые салфеткой.

Воспитатель:

-Ребята, в нашей стране есть много сел и городов, где делают красивые игрушки и украшают их

узорами. Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них, давайте вспомним, какие это игрушки?

Дети:

- Дымковские, филимоновские…

Воспитатель открывает игрушки:

- Ребята, а все ли эти игрушки одинаковые?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Дети, давайте мы с вами среди этих игрушек найдем дымковские и переставим их на отдельный

стол (дети выбирают дымковские игрушки).

Воспитатель:

- Посмотрите, ребята, на оставшиеся игрушки и скажите, одинаковые ли они?

Дети:

-Нет, на них разные узоры.

Воспитатель:

- Скажите, дети, какие игрушки вы еще узнали?

Дети:

-Филимовские и каргопольские.

Воспитатель:

-Ребята, давайте тоже эти игрушки поставим на разные столы (дети сортируют игрушки)

Воспитатель:

- Ребята, давайте еще раз внимательно рассмотрим эти игрушки (подводит детей к столу с

филимовскими игрушками).

- Эти забавные фигурки животных и людей делают из белой глины в селе Филимоново Тульской

области. Филимоновские мастера украшают животных узкими полосками зеленого, красного,

малинового цветов, а узоры на юбках барынь составляют из полосок, дуг, точек, пересекающихся

линий, из которых получаются звездочки, елочки.

Ребенок читает стихотворение:

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из белой, обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины,

И солдатики – войска цвет!

Воспитатель:

_ А эти глиняные игрушки из северного города Каргополь. Среди них встречаются совсем

необыкновенные. Вот Полкан-получеловек, полуконь. А деревенские бородатые мужички

изображаются за работой: вот мужик пасет коня, вот мужик-сеятель. Фигурки людей приземистые,

с короткими руками и ногами, с крупной головой. Роспись игрушек не такая яркая, как у

дымковских и филимоновских игрушек, потому что мастера используют черные, коричневые и

темно-зеленые краски.

Ребенок читает стихотворение:

-В Каргополе есть игрушка

Очень старая. Зверек

Небольшой, на щечках мушки,

Нет короче его ног.

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина,

Шея лентой черной смело

Мастером обведена.

А головка - желтым цветом –

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом человеческое есть.

И зверек из давней сказки,

Не пугаясь, не грозя,

С выраженьем теплой ласки

Смотрит тихо нам в глаза.

Воспитатель:

- Ребята, все игрушки отличаются друг от друга формами и росписью. Например, дымковские

мастера не будут украшать свои игрушки цветочками и ягодками, а каргопольские – полосками и

елочками. Такое постоянство, соблюдение правил называется традицией.

Физминутка «Цветок»

-Наши красивые цветы

Расправляют лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепесток колышет.

Наши красные цветы вырастают высоки,

А мы их погладим и тихонько сядем.

Дети садятся за столы.

Звучит «Комаринская»

Воспитатель:

-Дети, у нас в России очень много лесов, поэтому в разных местах страны делают красивые вещи

из дерева. Ребята, какие деревянные изделия с росписью вы уже знаете?

Дети:

- Хохломские.

Воспитатель:

-Правильно. А сегодня мы с вами познакомимся с новыми деревянными изделиями с росписью,

которые изготавливают в городе Городец. Та тоже существуют традиции росписи, поэтому их

нельзя спутать с хохломскими узорами.

Далее воспитатель показывает детям изделия городецких мастеров: кухонные доски, солонки,

коробки для специй.

Воспитатель:

- Но в городе Городец мастера делают не только кухонные принадлежности, но и еще расписные

шкатулки для хранения мелких вещей, панно, коней-качалок для детей, мебель и многое другое.

Воспитатель:

Ребята, давайте внимательно посмотрим на эти узоры, которыми украшены изделия. Кто заметил в

них одинаковые элементы? Покажите.

Воспитатель подтверждает, что во всех узорах есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с

узкими лепестками. Размещает на доске элементы городецкой росписи.

Воспитатель:

-Ребята, эти цветы хоть и называются купавками, розанами, придуманы художниками и только

немного похожи на настоящие цветы. Такие цветы называют декоративными, а дети часто

называют их сказочными.

Далее воспитатель обращает внимание детей на расположение узоров: посередине – самые

крупные цветы, а по краям уменьшаются – это гирлянда. Ее называют симметричной, потому что у

нее правая и левая стороны одинаковые.

Воспитатель предлагает 2-3 детям выложить гирлянду из городецких цветов.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какие цветосочетания на узорах: розовый с красным, синий с голубым, а

нарядными городецкие цветы делают белые оживки: точки, дужки, штрихи. Сами изделия темно-

желтые – это цвет дерева.

Воспитатель:

-Дети, с какой росписью мы сегодня с вами познакомились?

Дети:

-С городецкой.

Воспитатель:

-Теперь вы сможете отличить городецкую роспись от другой?

Дети:

-Да.

Воспитатель:

- Ребята, а хотите ли вы научиться рисовать городецкие узоры?

Ответы детей.

Воспитатель:

-На следующих занятиях мы обязательно этому научимся.

На протяжении всего занятия можно использовать экран, подобрав необходимый материал.



В раздел образования