Автор: Костенко Галина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 58 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла г. Томска
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра-путешествие в мир профессий"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла
№ 58 г. Томска
Бирюкова ул., д.22, Томск, 634062, тел.: (3822) 68-13-17, факс: (3822) 67-88-78,
e-mail: school58@tomsk
Игра-путешествие в мир профессий
«Все работы хороши - выбирай на вкус»
Разработала: Костенко Галина Валентиновна
учитель начальных классов
Игра-путешествие в мир профессий
«Все работы хороши - выбирай на вкус»
Задача: Знакомство с миром профессии учащихся 3 класса.
Цели:
1. Ознакомить детей с разными видами профессий.
2. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
3. Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать,
работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.
Оборудование: карточки с изображениями профессий, конверты с
заданиями, медали.
ХОД ИГРЫ
Если вы удачно выберете труд и
вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет.
К. Д. Ушинский
1.
Вступительное слово.
-Здравствуйте, ребята!
Прочитайте тему нашего классного часа, эпиграф к нему.
-От выбора профессии зависит, как сложится ваша дальнейшая жизнь.
-О чём мы будем говорить сегодня? (О профессиях)
-Что такое профессия? Обратимся за помощью к толковому словарю. Вот
какие сведения он нам даёт:
«Профессия
–
род
трудовой
деятельности,
занятий,
требующий
специальных
теоретических
знаний
и
практических
навыков
и
являющийся обычно источником существования».
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной
подготовки, знаний и умений.
И
мы
сегодня
с
вами
тоже
приоткроем
дверцу
в
мир
профессий.
Их
насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный
вопрос. Его сравнивают со вторым рождением.
Прекрасных профессий на свете не счесть,
и каждой профессии слава и честь.
Чтобы лучше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих
профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем
себя в разных видах деятельности.
- Для того, чтобы отправиться в любое путешествие, нужно с собой в дорогу
собрать багаж. Как вы думаете, что нужно взять с собой?
- Какие качества пригодятся нам в пути?
( сообразительность, смекалку, внимание, положительные эмоции, терпение).
Правильно, ребята! Это все нам поможет в путешествии. Чтобы интереснее
было путешествовать, мы разделимся на 2 команды. Придумайте название
команд.
1 команда « »
2 команда « »
И первая станция называется «Знакомство с профессиями»
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Разные профессии».
Надо закончить предложения.
Профессий всех не сосчитать!
А вы - какие можете назвать?
Поезд водит… (машинист).
Пашет поле… (тракторист).
Самолётом правит… (лётчик).
Клеит книжки… (переплётчик).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Красит стены нам… (маляр).
Столы делает… (столяр).
Песни нам поёт… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
На станке ткёт ткани… (ткач).
От болезней лечит… (врач).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьёт… (сапожник).
С другого языка переведёт… (переводчик).
Исправит кран… (водопроводчик).
Часы чинит… (часовщик).
Грузит краном… (крановщик).
Рыбу ловит нам… (рыбак).
Служит на море… (моряк).
Хлеб убирает… (комбайнёр).
В шахте трудится…(шахтёр).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто всё знает - молодец!
2 Станция «Находкино» конкурс «Бюро находок».
-Кому принадлежат эти вещи? Человеку, какой профессии?
(В мешке находится набор разных инструментов. Дети определяют, кому
принадлежат эти инструменты).
1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю)
4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
5.Лампочка, розетка, выключатель. (электрику)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
8. Расческа, ножницы (парикмахер)
9. Парик, костюм (актер)
А теперь весёлая компания, удвой своё внимание!
3 Станция «Внимание»
«Лишний инструмент»
В цепочке слов найдите лишний предмет .
1)кисть- клей- линейка- спица- ножницы
спица
2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента
гвоздь
3) Кастрюля –ложка –тёрка –крючок
крючок
4) Пряжа –нож –спицы –ножницы
нож
- Молодцы, ребята! Прекрасно справились со всеми заданиями
Физминутка
«Если хочется тебе, то делай так!»
1.
Хочешь стать ты гитаристом, делай так …
Хочешь стать ты пианистом, делай так …
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так …
1.
Хочешь стать ты маляром, то делай так …
Хочешь поваром ты быть, то делай так …
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так …
1.
Если хочешь стать спортсменом, делай так …
Если хочешь быть артистом, делай так …
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так …
Отдохнули мы немножко и продолжаем наше путешествие. Следующая
4 станция называется «Отгадай, товарища не подкачай».
Дети работают в парах. Каждая пара получает конверт с одинаковыми
загадками о профессиях.
За
три
минуты
пары
должны
отгадать
как
можно
больше
загадок
и
написать названия профессий..
Загадки:
-Он гантели поднимает, далеко ядро бросает?
На ринге противника поражает.(спортсмен)
-Мы всегда на пожаре нужны,
Смертельный огонь победить мы должны.(пожарные)
-Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь, платье и платки
Чашки и в горшках цветки.
Всё, что нужно покупайте,
Ничего не забывайте.
Наша мама… (продавец)
Магазин – её дворец.
-Она шьёт иголкой медленно и тихо,
Новую одежду нам сошьёт …(портниха)
-Он с утра метёт наш двор,
Убирает всякий сор.(дворник)
-Скажи, кто аппетитно и вкусно
Умеет готовить блюда из капусты?(повар)
-Его машина - самолет,
аэробус или вертолёт. (пилот)
-Ножницы, шампунь, расческа -
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей!(парикмахер)
-Мой костюм мне не по росту.
Я и грустный, и смешной.
Я смешу детей и взрослых.
Ну, так кто же я такой? (клоун)
-Громко на рожке играет,
Стадо так он собирает. (пастух)
-Он всегда играет роль,
Был вчера ещё король,
А сегодня он бедняк,
Не узнать его никак. (актёр)
-Он на границе нашей стоит,
Ночью и днём он её сторожит. (пограничник)
-Он совсем не верхолаз,
А скорей «глубоколаз»
Через свой стеклянный глаз
Дно увидит … (водолаз)
-За порядком я слежу
И с законами дружу.
Тем же, кто закон не знает,
Про него я расскажу. (полицейский)
-Написать могу рассказ,
Басню, повесть или сказ,
Сказку, очерк и статью,
Биографию свою. (писатель)
-Нарисует он марину:
В синем море субмарину,
Волны по морю бегут,
Чайки по воде плывут. (художник)
-С нотами давно дружу,
Музыку сложить могу. (композитор)
5 Станция «ВСЁ наоборот»
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет ...
(Не врач, а трубочист.)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут ...
(Не врачи, а пекари.)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый ...
(Не почтальон, а повар.)
На заводах по три смены
У станков стоят ...
(Не спортсмены, а рабочие.)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой ...
(Не пожарные, а учителя.)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш ...
(Не рыбак, а укротитель.)
К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный ...
(Не водолаз, а учитель.)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, ...
(Не продавец, а пастух.)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, ...
(Не вор, а дворник.)
Ходят по клеточкам конь и ладья,
Ход свой победный готовит ...
(Не судья, а шахматист.)
Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил ...
(Не музыкант, а портной.)
6 Станция «Игровая»
«Пословицы о труде и профессиях»
собери пословицы – кто быстрее поднимет сигнал- имеет право отвечать)
Умелые руки не знают скуки
Делу время- потехе час
Какие труды, такие и плоды
Кто любит труд, того люди чтут
Хочешь есть калачи - не сиди на печи
Без труда не вынешь и рыбку из пруда
Кто не работает, тот не ест
Труд человека кормит, а лень портит
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив
тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
7
Станция "САМАЯ-САМАЯ А
теперь
вы
ответите
на
вопросы
с
элементами юмора.
Назовите профессии: (3 минуты на обдумывание)
1.
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
2.
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
3.
Самая
денежная
(банкир,
профессиональные
теннисисты,
боксеры,
модель...)
4.
Самая волосатая (парикмахер...)
5.
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
6.
Самая смешная (клоун, пародист...)
7.
Самая
общительная
(журналист,
экскурсовод,
тренер,
учитель,
массовик-затейник...)
Заключительная часть.
Похвалить
Подвести итог
Что делали, что понравилось?
А что было трудно?
что из сегодняшнего занятия самое полезное вы возьмете для себя.
Да, мы много сегодня узнали интересного о труде, о профессиях. Чтобы
стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно
задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.
Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и
вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с
учителями и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.
Ведь главное: Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым
делом (профессией).
А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших
знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни профессии.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
-
Ребята, наше знакомство с миром профессий в рамках классного часа
подходит к концу. Настало время последнего задания.
Рефлексия.
Выбрать карточку по цвету вашего настроения по итогам классного
часа: красный – понравилось, зеленый - нет.
Итог.
Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную
р а б о т у
и
с т а н е т е
м а с т е р а м и
с в о е г о
д е л а .
До свидания! До новых встреч!