Автор: Мушкина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 44"
Населённый пункт: Московская область, г. Балашиха
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Зимушка–зима" (Открытое занятие в рамках недели "Рождественские чтения")
Раздел: дошкольное образование
Мушкина Е.В., воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 44 «Земляничка»
Конспект НОД для младшей группы.
Тема: «Зимушка - зима»
(Открытое занятие в рамках недели « Рождественские чтения»)
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое, физическое, познавательное.
Цель: создание условий для заучивания и произношения стишков в повседневной жизни;
формирование правильного темпа речи, силы голоса, спокойного произношения;
воспитание интереса к прочитанным произведениям, ответы детей на вопросы по
содержанию сказки М.С.Пляцковского «Какая бывает зима».
Задачи: способствовать грамотному произношению стихотворений, предложений;
уточнить и закрепить знания детей о зиме, животных разных климатических зон, жизни
зимующих птиц; развивать внимание, память, мышление; воспитывать умственные,
эстетические качества в коллективной игре с быстрым реагированием в произношении
слов; формировать эстетическое восприятие в оформлении ёлочки.
Предварительная работа.
Работа над произношением малых стихотворных форм, чтение сказки М. Пляцковского
«Какая бывает зима», листы бумаги для подвижной игры, рисование иллюстраций в
соответствии с подготовленными стишками, заготовки для аппликации.
Формы организации: совместная деятельность воспитателя с детьми, коллективная
работа.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к
детям, активизация словаря.
Материалы и оборудование: атрибуты для подвижной игры, сказка для детей
М.Пляцковского «Какая бывает зима», музыкальное сопровождение, материал для
аппликации, подвижной игры.
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
Приветствие. Дети становятся в круг для выполнения упражения по стихотворению
И. Токмаковой
Как на горке – снег, снег, (Дети вытягивают руки вверх и встают на носочки)
Как под горкой – снег, снег, (Приседают)
И на елке – снег, снег, (Встают на носочки и вытягивают руки)
И под елкой – снег, снег. (Приседают)
А под снегом спит медведь. (Склоняют голову набок, подложив сложенные ладони
под щеку)
Тише, тише. Не шуметь! (Прикладывают палец к губам)
2.
Вводная часть. А. Дети садятся полукругом на стульчики и воспитатель задаёт
вопросы, показывая иллюстрации о зиме.
Вопросы к детям:
Какое время года было изображено в наших движениях? Ответ детей: ( Зима)
Какая зима изображена на картинках? Ответ детей:(Снежная, холодная, белая )
Почему зима холодная? Ответ детей: (Дует сильный ветер. Нет солнца)
Воспитатель: Молодцы !Вы правильно назвали признаки зимы. А теперь
послушаем зимние стихотворения.
Б. Воспитатель вызывает детей по одному и во время прочтения дети показывают
иллюстрации заранее нарисованные по зимним стихотворениям:
( Кочкин С.)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А. Фет
( Черкашина Валерия)
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
3. Александрова
(Ермаков Назар)
Села мне на рукавицу
Легкая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой-белой.
Т. Шорыгина
3.
Основная часть.
- Воспитатель показывает детям иллюстрации и задаёт вопросы по сказке М.
Пляцковского «Какая бывает зима». Вопросы к детям.
В этой сказке все одинаково говорят о зиме?
Почему слон не знает, что такое зима? Где он живёт? Там бывает зима со снегом и
морозами?
Где живёт северный олень? Почему у него зима бывает целый год?
Почему для снегиря зима трудная? Может снегирь под снегом найти себе
зёрнышек?
Какой бывает зима для собаки? Где может укрыться собака от снега, ветра и
мороза?
Почему медведь считает, что зима короткая? Что делает медведь зимой?
Чем так нравится зима мальчишке? Какие весёлые игры есть зимой? (Ответы
детей)
Игра - физминутка «В снежки» под музыку « Кабы не было зимы».
А теперь я предлагаю вам поиграть в снежки.
Да, дети, зимой очень весело играть в
снежки. А как мы на прогулке делаем снежки? (имитируем лепку снежков- встаем со
стульчиков, наклоняемся ,набираем руками снег и лепим комочек ладошками.) Молодцы!!
Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас тоже поиграем в снежки. Только снег у
нас будет не настоящий. Возьмите листочки бумаги и скомкайте их. Посмотрите, как
делаю это я. Получилось?! Вот здорово. А теперь:1,2,3-игру начни! (Дети кидаются
бумажными комочками под музыку «Кабы не было зимы»)
Психогимнастика (дети становятся в круг, выполняют движение вместе с
воспитателем.
Вкруг ребята соберёмся, вправо влево повернёмся,
И друг другу улыбнёмся. Тише, тише – тишина. Заниматься нам пора.
- Воспитатель предлагает детям пройти за столики и присесть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, а кто к нам в гости пришёл? Ответ детей: Зайчик.
Воспитатель: Зайчик мне шепчет, что у его друзей ёлка к Новому году не наряжена.
Поможем Зайчику и его друзьям ёлку нарядить?
Ответ детей: Поможем.
Воспитатель: А сейчас разомнем пальчики перед аппликацией:
Пальчиковая игра «Зайка»
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Дети под руководством воспитателя делают аппликацию «Наряди ёлку».
4.
Рефлексия.
Вопросы к детям:
О каком времени года мы сегодня говорили? (Ответ детей)
Как называется сказка М. Пляцковского? (Ответ детей: «Какая бывает зима?»)
Какая бывает зима? (Ответ детей: Снежная, белая, холодная, морозная)
5.
Заключительная часть.
Понравилось ли вам, дети, сегодня на занятии? ( положительный ответ детей)
Список литературы.
1.
В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. М., 2016.
2.
Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. М., 2016.
3.
Г.Я.Затулина. Развитие речи дошкольников. Методическое пособие. М., 2015.
4.
М.С.Пляцковский «Какая бывает зима»