Автор: Душкина Ирина Евгеньевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №24 "Родничок"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико–грамматических категорий и связной речи "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
с детьми ТНР 5-6 лет по развитию лексико-грамматических категорий и развитию
связной речи
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание: закрепить и уточнить названия зимующих птиц,
знаний о частях тела птицы; образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами, подбирать прилагательные к слову «птица», учить
объяснять значение сложных слов, развивать навык связной речи; развивать
внимание, воспитывать сочувствие к пернатым.
Активизация словаря: названия птиц, сложные слова: длиннохвостая,
красногрудая, перелетная, остроклювая и т.п.;
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением
зимующих птиц; раздаточный материал – семена растений, карточки с
изображением зимующих птиц.
1.
Организационны
й момент
Активизация
словаря,
вербально-
логического
мышления
Отгадай загадку
Спинкою зеленовата, животиком желтовата.
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
(синица)
Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки
клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.
(снегирь)
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор. (дятел)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает. (воробей)
И в лесу, заметьте, дети, есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих мыши – прячется, дрожа!
Очень уж суровы филины и … (совы)
- Догадались, о ком мы сегодня будем
говорить?
Дети
отгадывают
– логопед
выставляет
картинку
2. Развитие
мимических
мышц
Злится старуха зима –
Хочет заморозить маленького снегиря
Но снегирю все нипочем
Повесим для него и для других птичек
кормушки.
А птички с радостью будут к нам
прилетать.
Сердитое лицо
Злость
Удивление
Улыбка
Радость
2. . Образование
слов с
уменьшительно-
ласкательными
суффиксами
Д/ игра «Назови ласково»
Черное перо – черненькое перышко, серая
спина - серенькая спинка,
Пестрые крылья – пестренькие крылышки,
белая шея – беленькая шейка,
Красная грудь – красненькая грудка, милые
глаза - миленькие глазки,
Острые когти – остренькие коготки, длинный
хвост – длинненький хвостик,
Белый пух – беленький пушок, круглая голова
- кругленькая головка,
Шустрые лапы – шустренькие лапки, мягкие
перья - мягонькие перышки.
.
3. Развитие
связной речи,
творческого
мышления
(ТРИЗ)
Игра «Хорошо-плохо».
Зимой много снега. Для птиц это хорошо.
Почему? (снег укрывает землю, корни деревьев
не замерзнут, дерево не погибнет, дерево - дом
птицы)
Зимой много снега. Для птиц это плохо.
Почему? (трудно найти корм).
Зимой птицы прилетают к жилью человека. Это
хорошо. Почему?
Зимой птицы прилетают к жилью человека. Это
плохо. Почему?
5. Активизация
глаголов по теме
Упражнение «Что могут птицы?»
Летать, прилетать, улетать, залетать, петь,
щебетать, кричать, махать, вить, откладывать,
высиживать.
Физминутка
Физминутка «ЗИМУЮЩИЕ
ПТИЦЫ»
Птички прыгают, летают,
Птички прыгают, поют,
Птички крошки собирают.
Зернышки клюют.
Перышки почистили.
Перышки почистили.
Клювики почистили.
Клювики почистили.
Дальше полетели
И на место сели.
Дети прыгают, «летают»,
«поют»,
«собирают»,
«клюют»,
«чистят».
«улетают»,
Садятся.
6. Активизация
словаря,
вербально-
логического
мышления
Упражнение «Почему так называется?»
( учить объяснять сложные слова)
Длиннохвостая, сероглазая, красногрудая,
черноглазая, пестроголовая, трудолюбивая,
перелетная, водоплавающая, сладкоголосая,
громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая,
остроклювая, насекомоядная, быстроногая
7.Развитие
связной речи.
Составление рассказа-описания «Воробей»
по схеме
«Воробей – зимующая птица. У него есть
головка, клюв, туловище, крылья, хвостик,
лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями
серого цвета. Воробей может летать, прыгать,
клевать, чирикать, сидеть. Воробей питается
насекомыми, крошками, зернами, семенами.
Воробей – друг человека, потому, что он
уничтожает вредных насекомых»
8. Проблемный
вопрос. (ТРИЗ)
После 2 рассказов предложить детям решить
проблему.
Зимой у птичек мерзнут лапки. Стоять на одной
лапке неудобно, а погреться хочется. Как можно
стоять на одной лапке и на двух одновременно?
Представьте себе, что вы птички и попробуйте.