Автор: Швецкова Эльвира Данировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Дюймовочка"
Населённый пункт: село Русский Акташ,Альметьевский район
Наименование материала: статья
Тема: "Организация изучения старшими дошкольниками поэтических произведений как средство приобщения к художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование
«Организация изучения старшими дошкольниками поэтических произведений как средство приобщения к
художественной литературе».
В настоящее время проблемой ознакомления дошкольников с поэтическими произведениями актуальна по следующим
причинам. Художественная литература расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь,
прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни,
литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном,
потребности высказываться, развивает речь.
В воспитании детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретают яркие, необычные, а потому
увлекательные для детей формы работы, поскольку данный возраст отличается интересом ко всему новому, яркому и
познавательному. Дети старшего дошкольного возраста начинают более глубоко познавать речь, и очень
чувствительны к поэтическому слову.
Дети данного возраста по собственной инициативе редко обращаются к поэзии, дети чаще обращаются к сказкам,
написанным в прозе, многие современные дети предпочитают комиксы, поэтому работа по ознакомлению с
поэтическими произведениями важна в плане приобщения к художественной литературе.
Проблема исследования актуальна для нашей реальности, когда прилавки магазинов и киосков завалены колоритными,
броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к огорчению, часто
примитивна и не только не прививает вкус, а напротив, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмоционально-
окрашенную, образную речь, не воспитывает в нем интереса к чтению, а лишь развлекает.
Искусство слова в поэтических произведениях отражает действительность через художественные образы, показывает
наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь,
формирует его отношение к окружающему. Поэтические произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют
детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Именно художественная литература помогает
ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. Однако в настоящее время
можно отметить все более усиливающийся отход от привлечения поэтических произведений к процессу воспитания
дошкольников. Существенной помехой сближения дошкольников и яркого мира поэтических произведений стало
широкое распространение внешне эффектной, но поверхностной аудио- и видеопродукции, подчас чуждой не только
основам педагогики, но и нравственности, эстетическому вкусу.
Таким образом, возникают противоречия между необходимостью формирования интереса у дошкольников к
художественной литературе и недостаточно изученными психолого-педагогическими условиями использования
поэтических произведений для достижения данной цели. Это определило выбор темы нашей работы: «Организация
изучения старшими дошкольниками поэтических произведений как средство приобщения к художественной
литературе».
Процесс приобщения старших дошкольников к художественной литературе будет более эффективным, если:
- разработать и экспериментально проверить систему изучения поэтических произведений;
- внедрить элементы поэтических произведений в различные виды деятельности дошкольников;
- повысить уровень взаимодействия родителей и педагогического коллектива по данной проблеме.
Для решения поставленных задач применяются следующие методы:
-теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме);
-эмпирические (анкетирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической
документации);
-экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента);
-наблюдение, опрос детей, анкетирование родителей по критериям интереса к художественной литературе у детей
старшего дошкольного возраста (авторы Миронова Н.В. Тюнников Ю.К.).
-количественный анализ экспериментальных данных.
Работа по организации изучения старшими дошкольниками поэтических произведений, позволяют приобщать детей
дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями,
общественностью.
Повышает уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей.
Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения.
Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Таким образом, важно признать процесс изучения старшими дошкольниками поэтических произведений, является
определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.