Напоминание

"Организация изучения старшими дошкольниками поэтических произведений как средство приобщения к художественной литературе"


Автор: Швецкова Эльвира Данировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Дюймовочка"
Населённый пункт: село Русский Акташ,Альметьевский район
Наименование материала: статья
Тема: "Организация изучения старшими дошкольниками поэтических произведений как средство приобщения к художественной литературе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация изучения старшими дошкольниками поэтических произведений как средство приобщения к

художественной литературе».

В настоящее время проблемой ознакомления дошкольников с поэтическими произведениями актуальна по следующим

причинам. Художественная литература расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь,

прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни,

литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном,

потребности высказываться, развивает речь.

В воспитании детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретают яркие, необычные, а потому

увлекательные для детей формы работы, поскольку данный возраст отличается интересом ко всему новому, яркому и

познавательному. Дети старшего дошкольного возраста начинают более глубоко познавать речь, и очень

чувствительны к поэтическому слову.

Дети данного возраста по собственной инициативе редко обращаются к поэзии, дети чаще обращаются к сказкам,

написанным в прозе, многие современные дети предпочитают комиксы, поэтому работа по ознакомлению с

поэтическими произведениями важна в плане приобщения к художественной литературе.

Проблема исследования актуальна для нашей реальности, когда прилавки магазинов и киосков завалены колоритными,

броско иллюстрированными книжками для дошкольников. Но содержательная их сторона, к огорчению, часто

примитивна и не только не прививает вкус, а напротив, обедняет духовный мир ребенка, не развивает эмоционально-

окрашенную, образную речь, не воспитывает в нем интереса к чтению, а лишь развлекает.

Искусство слова в поэтических произведениях отражает действительность через художественные образы, показывает

наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь,

формирует его отношение к окружающему. Поэтические произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют

детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Именно художественная литература помогает

ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. Однако в настоящее время

можно отметить все более усиливающийся отход от привлечения поэтических произведений к процессу воспитания

дошкольников. Существенной помехой сближения дошкольников и яркого мира поэтических произведений стало

широкое распространение внешне эффектной, но поверхностной аудио- и видеопродукции, подчас чуждой не только

основам педагогики, но и нравственности, эстетическому вкусу.

Таким образом, возникают противоречия между необходимостью формирования интереса у дошкольников к

художественной литературе и недостаточно изученными психолого-педагогическими условиями использования

поэтических произведений для достижения данной цели. Это определило выбор темы нашей работы: «Организация

изучения старшими дошкольниками поэтических произведений как средство приобщения к художественной

литературе».

Процесс приобщения старших дошкольников к художественной литературе будет более эффективным, если:

- разработать и экспериментально проверить систему изучения поэтических произведений;

- внедрить элементы поэтических произведений в различные виды деятельности дошкольников;

- повысить уровень взаимодействия родителей и педагогического коллектива по данной проблеме.

Для решения поставленных задач применяются следующие методы:

-теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме);

-эмпирические (анкетирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической

документации);

-экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента);

-наблюдение, опрос детей, анкетирование родителей по критериям интереса к художественной литературе у детей

старшего дошкольного возраста (авторы Миронова Н.В. Тюнников Ю.К.).

-количественный анализ экспериментальных данных.

Работа по организации изучения старшими дошкольниками поэтических произведений, позволяют приобщать детей

дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями,

общественностью.

Повышает уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей.

Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения.

Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Таким образом, важно признать процесс изучения старшими дошкольниками поэтических произведений, является

определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребенка.



В раздел образования