Автор: Шеремет Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 18 "Улыбка"
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей раннего возраста в процессе проектной деятельности «Мы – разные, но похожие»
Раздел: дошкольное образование
Социализация детей раннего возраста в процессе проектной деятельности
«Мы - разные, но похожие»
Шеремет Вера Владимировна,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Улыбка» г. Нерюнгри
(МДОУ № 18 «Улыбка» города Нерюнгри),
воспитатель
Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к
жителям
Земли
начинается
в
дошкольном
детстве.
Современные
дети
много
путешествуют,
у
них
накапливается
много
информации.
Это
помогает
им
не
только
расширить представления о своей стране, но и познакомиться с жизнью народов других
стран.
В
процессе
общения
ребенок
начинает
осознавать
себя
частью
окружающего
сообщества.
Он
видит,
что
люди
в
разных
уголках
Земли
разные.
Ребенок
3-х
лет
ориентируется только на внешние данные. Но если спросить его, почему он так решил, он
не сможет объяснить. Но интерес дети проявляют постоянно, так как именно в этом
возрасте происходит детализация «образа Я» ребенка.
Для того чтобы помочь детям понять, почему одни люди разные, а другие похожи
друг
на
друга,
мы
организовали
игру-путешествие
«Мы
-
разные,
но
похожие».
Продолжительность игры составила 3 недели, в течение которых было организовано
путешествие по станциям.
Цель игры - помочь понять детям, что люди имеют общие черты и различия. В
процессе игры нам надо было решить следующие задачи:
• развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;
• научить выделять характерные особенности внешности человека;
•
обогащать словарный запас детей, развивать связную речь через составление
описательных рассказов;
• воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
Перед
тем,
как
преступить
к
работе
мы
определили круг
вопросов
для
рассмотрения с детьми: Кто я? На кого я похож? Кто рядом со мной? Он такой или другой?
Почему люди разные? Кто живет рядом? Кто, где живет? Кто как живет? Таким образом,
знакомство
ребенка
с
окружающими
его
людьми
происходило
в
следующей
последовательности: «Это Я и моя семья», «Кого я видел?», «Кто, где живет? Кто как
живет?».
Ребенку
трех
лет
еще
трудно
длительное
время
поддерживать
интерес
к
определенной теме. Поэтому для поддержания интереса к игре был введен персонаж из
русской народной сказки - Колобок.
В
начале
игры
Колобок
предложил
поближе
познакомиться
друг
с
другом,
и
отправиться на первую станцию «Это Я и моя семья». Во время ситуативного разговора
«Кто Я?» Колобок попросил описать его, рассказать, что они про него знают. Затем герой
сказки поближе познакомился с детьми. Колобок рассказал ребятам о том, что на Земле
живут разные люди и они не похожи друг на друга. Герой сказки попросил внимательно
рассмотреть друг друга и попробовать описать внешность своих друзей. Для этого с
детьми была проведена игра «Чем мы похожи?».
Колобок приглашал в круг одного из
участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Ребенок
выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени.
Таким образом, ребята увидели, что все они разные, но у них есть что-то общее.
При активной поддержке родителей в группах была создана экспозиция «Моя
семья»,
в
которой
собрана
информация
о
воспитанниках,
фотоальбомы
семейных
путешествий, сувениры, открытки. Колобок предложил рассмотреть семейные альбомы.
Далее дети отправились на следующую станцию «Кого Я видел?». Особенностью
детей 3-х лет является то, что они не замечают внешнего различия людей (какой цвет
волос у человека, какая кожа). Дети обращают внимание только на то, во что был одет
человек, что у него было в руках и т.д. Поэтому Колобок предложил детям поиграть в игру
«Найди отличия». Детям были предложены карточки с людьми разных национальностей.
Герой
сказки
поинтересовался
у
детей,
чем
отличаются
эти
люди?
У
всех
людей
одинаковое строение тела, но разный цвет волос, глаз, кожи.
На третьей станции «Кто, где живет? Кто как живет?» Колобок пригласил ребят на
выставку
национальных
костюмов.
Дети
увидели,
что
у
каждого
народа
разные
национальные костюмы, но некоторые элементы носят одинаковые названия.
Во время просмотра презентаций «Моя родина Россия», «Якутия – мой край
родной» дети увидели, что культура, быт и язык у всех народов разные; люди отличаются
друг от друга цветом кожи, глаз, но все же они все похожи – все люди.
Родители
с
удовольствием
участвовали
в
этом
процессе,
проявляли
большой
интерес и творческий подход к совместной работе, обсуждали с детьми проблемные
вопросы, например, «На кого я похож? И почему?», «Почему мы не похожи друг на
друга?».
Подводя итоги нашей работы, делаем вывод, что нам удалось помочь понять детям
то, что на Земле много людей; люди, имеют общие черты и различия.