Напоминание

Социализация детей раннего возраста в процессе проектной деятельности «Мы – разные, но похожие»


Автор: Шеремет Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 18 "Улыбка"
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Социализация детей раннего возраста в процессе проектной деятельности «Мы – разные, но похожие»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социализация детей раннего возраста в процессе проектной деятельности

«Мы - разные, но похожие»

Шеремет Вера Владимировна,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18 «Улыбка» г. Нерюнгри

(МДОУ № 18 «Улыбка» города Нерюнгри),

воспитатель

Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к

жителям

Земли

начинается

в

дошкольном

детстве.

Современные

дети

много

путешествуют,

у

них

накапливается

много

информации.

Это

помогает

им

не

только

расширить представления о своей стране, но и познакомиться с жизнью народов других

стран.

В

процессе

общения

ребенок

начинает

осознавать

себя

частью

окружающего

сообщества.

Он

видит,

что

люди

в

разных

уголках

Земли

разные.

Ребенок

3-х

лет

ориентируется только на внешние данные. Но если спросить его, почему он так решил, он

не сможет объяснить. Но интерес дети проявляют постоянно, так как именно в этом

возрасте происходит детализация «образа Я» ребенка.

Для того чтобы помочь детям понять, почему одни люди разные, а другие похожи

друг

на

друга,

мы

организовали

игру-путешествие

«Мы

-

разные,

но

похожие».

Продолжительность игры составила 3 недели, в течение которых было организовано

путешествие по станциям.

Цель игры - помочь понять детям, что люди имеют общие черты и различия. В

процессе игры нам надо было решить следующие задачи:

• развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;

• научить выделять характерные особенности внешности человека;

обогащать словарный запас детей, развивать связную речь через составление

описательных рассказов;

• воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.

Перед

тем,

как

преступить

к

работе

мы

определили круг

вопросов

для

рассмотрения с детьми: Кто я? На кого я похож? Кто рядом со мной? Он такой или другой?

Почему люди разные? Кто живет рядом? Кто, где живет? Кто как живет? Таким образом,

знакомство

ребенка

с

окружающими

его

людьми

происходило

в

следующей

последовательности: «Это Я и моя семья», «Кого я видел?», «Кто, где живет? Кто как

живет?».

Ребенку

трех

лет

еще

трудно

длительное

время

поддерживать

интерес

к

определенной теме. Поэтому для поддержания интереса к игре был введен персонаж из

русской народной сказки - Колобок.

В

начале

игры

Колобок

предложил

поближе

познакомиться

друг

с

другом,

и

отправиться на первую станцию «Это Я и моя семья». Во время ситуативного разговора

«Кто Я?» Колобок попросил описать его, рассказать, что они про него знают. Затем герой

сказки поближе познакомился с детьми. Колобок рассказал ребятам о том, что на Земле

живут разные люди и они не похожи друг на друга. Герой сказки попросил внимательно

рассмотреть друг друга и попробовать описать внешность своих друзей. Для этого с

детьми была проведена игра «Чем мы похожи?».

Колобок приглашал в круг одного из

участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Ребенок

выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени.

Таким образом, ребята увидели, что все они разные, но у них есть что-то общее.

При активной поддержке родителей в группах была создана экспозиция «Моя

семья»,

в

которой

собрана

информация

о

воспитанниках,

фотоальбомы

семейных

путешествий, сувениры, открытки. Колобок предложил рассмотреть семейные альбомы.

Далее дети отправились на следующую станцию «Кого Я видел?». Особенностью

детей 3-х лет является то, что они не замечают внешнего различия людей (какой цвет

волос у человека, какая кожа). Дети обращают внимание только на то, во что был одет

человек, что у него было в руках и т.д. Поэтому Колобок предложил детям поиграть в игру

«Найди отличия». Детям были предложены карточки с людьми разных национальностей.

Герой

сказки

поинтересовался

у

детей,

чем

отличаются

эти

люди?

У

всех

людей

одинаковое строение тела, но разный цвет волос, глаз, кожи.

На третьей станции «Кто, где живет? Кто как живет?» Колобок пригласил ребят на

выставку

национальных

костюмов.

Дети

увидели,

что

у

каждого

народа

разные

национальные костюмы, но некоторые элементы носят одинаковые названия.

Во время просмотра презентаций «Моя родина Россия», «Якутия – мой край

родной» дети увидели, что культура, быт и язык у всех народов разные; люди отличаются

друг от друга цветом кожи, глаз, но все же они все похожи – все люди.

Родители

с

удовольствием

участвовали

в

этом

процессе,

проявляли

большой

интерес и творческий подход к совместной работе, обсуждали с детьми проблемные

вопросы, например, «На кого я похож? И почему?», «Почему мы не похожи друг на

друга?».

Подводя итоги нашей работы, делаем вывод, что нам удалось помочь понять детям

то, что на Земле много людей; люди, имеют общие черты и различия.



В раздел образования