Автор: Боровская Зульфия Назурлаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад КВ № 27"
Населённый пункт: г. Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Одаренные дети. Организация педагогического сопровождения ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий, кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив!
Одаренность
-
потенциальный
талант,
а
талант
–
реализованная
одаренность.
Проблема
одаренности
в
настоящее
время
становится
все
более
актуальной.
Это,
прежде
всего,
связано с
потребностью
общества
в
неординарной
творческой
личности. Раннее
выявление,
обучение
и
воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных
проблем совершенствования
системы
образования. Бытует
мнение,
что
одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и
руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее
чувствительны
к
оценке
их
деятельности,
поведения
и
мышления.
Государство
в
последние
годы
уделяет
вопросу
одаренности
большое
внимание.
Необходимо
развивать
творческую
среду
для
выявления
особо
одаренных ребят в каждом дошкольном учреждении. Одновременно следует
развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Для
ребят,
проявивших
свои
таланты
в
различных
областях
деятельности,
организовывать
конкурсы,
обмен
опытом
и
другие
мероприятия,
поддерживающие сформировавшуюся одаренность. Отрабатывать механизмы
учета индивидуальных достижений дошкольников.
Я, как музыкальный руководитель детского дошкольного учреждения,
готова
работать
с
одаренными
детьми,
отвечать
высоким
требованиям,
которые так необходимы в работе.
В
своей
деятельности
я,
прежде
всего,
должна
опираться
на
следующие инструментальные аспекты:
- желание работать нестандартно;
- музыкальность;
- поисковая активность;
- любознательность;
- интеллектуальность
- нравственность;
- эрудированность;
- потребность в научной и творческой деятельности;
- знание психологии одаренных ребят;
-мотивационная готовность к работе с одаренными детьми.
Выявление
и
развитие
интеллектуально-творческой
личности
в
условиях дошкольного учреждения предусматривает дополнительные виды
занятий в соответствии с программой по развитию одаренных детей.
В
нашем
мире,
насыщенном
информацией
и
стрессами,
душа
просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства!
Работа
с
одаренными
детьми
включает
гибкое
содержание
и
педагогические
технологии,
обеспечивающие
развитие
способностей
с
учетом интересов и склонностей детей.
Я
считаю,
что
именно
кружковая
работа,
которой
я
занимаюсь,
способствует
целостности
учебно
–
воспитательного
процесса
и
дальнейшему развитию творческой одаренности.
В нашем дошкольном учреждении
мною организован
театральный
кружок «Театр малюток».
Театрализация—
это
в
первую
очередь
импровизация,
оживление
предметов
и
звуков.
Так
как
она
тесно
взаимосвязана
с
музыкальными
видами
деятельности
—
пением,
движением
под
музыку,
слушанием
классической музыки, музыкальными композициями и т. д. В результате
ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу,
познает
радость,
связанную
с
преодолением
трудностей
общения,
неуверенности в себе.(Приложение №3)
В
группы
одаренных
детей
отбираю
не
более
8
ребят,
что
дает
возможность
обеспечить
более
успешную
и
продуктивную
работ.
На
репетициях, проводимых 3 раза в неделю,
использую наглядные модели,
реквизит,
музыкальный
центр,
как
основные
средства
обучения
дошкольников.
Во время проведения кружковой работы большую часть заданий даю
детям
в
игровой,
максимально
привлекательной
для
них
форме.
Работа
проводится по подгруппам, предусматриваются и индивидуальные занятия.
Перед
репетициями провожу ритмодекламацию: упражнения на технику
выговаривания текста, подпевок, а также пальчиковые игры.
Дошкольники охотно и с большим интересом играют в театр, создают
его,
переодеваются,
примеряя
костюмы.
Изготовление
театра
приносит
много интересных впечатлений, ребятам хочется придумывать что- то новое,
индивидуальное. (Приложение №4)
При подготовке новой импровизированной сказки наши воспитанники
часто
сами
продумывают
и
придумывают
собственные
тексты.
Непринуждённая обстановка располагает детей к яркой фантазии.
Пример одной из репетиций:
Ксения не хотела, чтобы её персонаж – Лиса, была хитрой, коварной
плутовкой и придумала
свою индивидуальную роль для Лисы.
(Смысл
сценки «Под грибком» заключался в том, чтобы всех лесных зверей спрятал
от проливного дождя большой Гриб. Под грибком спрятался и Заяц. Лиса,
увидев заячий хвост, дёргает его,
хочет притянуть зайчика к себе и
съесть).Ксении
не
понравилось
быть
отрицательным
персонажем
и
она
придумала свой текст, где все зверюшки и Гриб подружились с Лисой и стали
верными друзьями.
Считаю
это
одарённостью,
более
того,
девочка
растёт
позитивной,
открытой к людям душой, к друзьям, к жизни.(Приложение №5)
Признание детям необходимо для успеха. Поэтому создание ситуаций
успеха – необходимое условие для развития одаренности.
В детском саду практикуется открытый просмотр театрализованной
деятельности. Надо видеть глаза ребят-зрителей из соседних групп после
просмотра сказок.
Все дошкольники уходят из зала с сияющими глазами,
торопятся
поделиться
своими
впечатлениями
с
родителями,
друзьями,
воспитателями.
В процессе подготовки к театрализованной деятельности я прививаю
детям
музыкальные,коммуникативные,
социальные
навыки
и
стараюсь
максимально раскрывать природный потенциал каждого воспитанника.
Театр-это что- то светлое в жизни человека. После его посещения
поднимается настроение, хочется творить. Дети творят своими руками, это
здорово!
Именно
разыгрывание
сказок
позволяет
мне
научить
театральную
труппу детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их
сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Сказки служат для
детей первым уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них
добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное
восприятие
жизни,
формирует
положительные
черты
характера
и
языка
общественного поведения. В нашем детском саду есть театрализованные
уголки, в которые входят такие виды театров:
Пальчиковый театр представлен куклами – головками.
Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за
которой скрывается водящий.
Театр игрушек.
Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по
материалу. Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок
с помощью настольного театра, картинок. Сначала это делаю сама, а затем
привлекаю и детей, когда они достаточно освоят и изучат произведение.
(Приложение №6)
В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной
деятельности за счет самостоятельного выбора детей. Ребят привлекаю к
режиссерской работе, у них развиваются навыки бесконфликтного общения.
Необходимую роль в организации театрализованной деятельности
играет активное участие родителей. Мамы с папами с удовольствием
подключаются к подготовке инсценировок, приносят материал, предлагают
свои новые идеи, шьют костюмы для ребят, изготавливают маски по
содержанию сказок.
Проводятся показательные выступления детей. Воспитанники нашего
дошкольного учреждения показывают сценки, инсценировки, сказки.
«Готовые» произведения используются на праздниках, досугах, развлечениях,
тематических утренниках, а также за пределами детского сада.
Ступеньки способностей – это путь восхождения воспитанника
дошкольного учреждения к вершинам своего развития.
Важный этап
развития
детских
способностей
–
э т о
подготовительная к школе группа, возраст проявления одаренности, первые
шаги в мир профессионального искусства. Уровень развития способностей
некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском
саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширять сферу
их
деятельности,
создать
условия
для
дальнейшего
эстетического
и
интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь
становятся наши родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от
детского сада к Дому детского творчества, музыкальной и художественной
школам,
где
ребенок
продолжает
совершенствовать
свой
природный
потенциал в приоритетном для него виде деятельности.(Приложение №7)
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7