Автор: Григорьева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБУ СОШ 521
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников"
Раздел: начальное образование
Григорьева Е.Н., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 521 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников
Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку,
родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять,
развивать и защищать ее. Таким образом патриотизм является важной государственной и
личной ценностью и проявляется в активной общественной позиции личности, готовности
самореализации
для
блага
Отечества.
Патриот
уважает
свою
Родину,
её
историю
и
культуру, дорожит достижениями и ценностями своего народа.
Многовековая история мирового развития свидетельствует, что без патриотизма
невозможно создать сильное государство. Патриотическое воспитание рассматривается
как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного,
политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и
безопасности.
Вопросами патриотического воспитания занимаются семья, государственные и
общественные
организации.
Но
приоритет
в
деле
формирования
и
воспитания
патриотизма отдаётся школе потому, что:
-
во-первых,
школьный
возраст
является
наиболее
благоприятным
для
формирования
чувства
любви
к
Родине,
активной
жизненной
позиции,
пережитое
и
усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью;
-
во-вторых,
в
педагогическом
смысле
патриотизм
рассматривается
как
целенаправленное воспитание, которое обеспечивается образовательной системой;
-
в-третьих,
важнейшей
целью
современного
образования
и
одной
из
приоритетных
задач
общества
и
государства
является
воспитание
нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В
содержании
«Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»
представлен
портрет
выпускника
начальной
школы,
который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой
край
и
свою
Родину;
уважающий
и
принимающий
ценности
семьи
и
общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Реализация Государственных программ патриотического воспитания граждан
РФ, начиная с 2001 года, позволила создать в стране систему патриотического воспитания
и
её
устойчивое
функционирование.
Разработана
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
РФ
на
2016–2020
годы».
В
ней
определяется
необходимость
разработки
и
реализации
инновационных
моделей
патриотического
воспитания, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века.
Программа предусматривает повышение качества патриотического воспитания в
образовательных
учреждениях,
предлагает
превратить
их
в
центры
патриотического
воспитания подрастающего поколения. Важнейшая цель современного образования —
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России. А это значит, что школа должна дать своим ученикам не только хорошие знания,
но
и сформировать
важные
жизненные
ценности.
Процесс
обучения
и воспитания
охватывает как учебную, так и внеурочную деятельность.
Внеурочная
деятельность
в
начальной
школе
—
инновационный
взгляд
на
образование. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет создать условия для
формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями,
взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитания
любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Наш город, с наличием большого количества музеев с его многовековой сложной
историей, город 3-х революций, выстоявший в блокаду позволяет реализовать
Особенностью
нашего
общеобразовательного
учреждения
является
наличие
отдельного здания, в котором располагается начальная школа, что позволяет во внеурочное
время проводить конференции по различным темам, ориентированным на патриотическое
воспитание младших школьников.
Несколько
лет
назад
мной
была
разработана
и
утверждена
методическим
комитетом программа экскурсий по городу по тематике «Люби и знай историю своего
города». Она учитывает не только возрастные особенности учащихся, но и что немало
важно учебную программу по окружающему миру. Экскурсии закрепляют, дополняют,
расширяют и систематизируют знания учащихся по определенному периоду истории.
Неоценимую
помощь
при
этом
нам
оказывают
музеи,
которые
обладают
мощными
потенциальными возможностями.
В
начальной
школе
становится
доброй
традицией
ежегодное
проведение
общешкольных
конференций
по
патриотическому
воспитанию
учеников.
Проведение
конференций приурочивается к 2-ум знаменательным историческим событиям в жизни
нашего
города
и
государства:
к
дню
снятия
блокады
и
Дню
Победы.
Указанные
конференции проводятся в рамках программы внеурочной деятельности. На сегодняшний
день участниками конференций стали все 2-е, 3-и и 4-е классы начальной
школы.
Подготовка
к
проведению
конференции
начинается,
как
правило,
с
начала
учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают одну из предлагаемых тем
предстоящего доклада, им определяется дата выступления в специально разработанном
для этого графике проведения конференции, что позволяет наглядно представить сроки
конференции и актуальность заявленных тем.
Цели проводимых конференций:
активизировать
развитие
интеллектуально-творческого
потенциала
ребёнка
младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;
привлечь учащихся к ведению научных исторических исследований;
расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;
создание условий для реализации творческих способностей учащихся.
Задачи проводимых конференций:
содействие
развитию
и
распространению
образовательных
программ
и
педагогических
технологий
проведения
учебных
исследований
младшими
школьниками;
поддержка развития творческой исследовательской активности детей;
стимулирование
у
младших
школьников
интереса
к
фундаментальным
и
прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;
пропаганда
методических
разработок
по
организации
и
содержанию
учебно-
исследовательской работы младших школьников.
Проводимая
конференция
является
важным
этапом
исследовательской
деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой,
красочно
оформлять
проект,
наглядно
представлять
практическую
часть
доклада,
конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не
только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии
родителей, учителей, учеников других классов, администрации школы и приглашенных
ветеранов.
Особый интерес всех без исключения вызывает историческая часть доклада
юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой
задолго
до
предстоящего
выступления).
Умение
в
выступлении
наглядно
продемонстрировать теоретические знания по выбранной теме становится очень важным
для учеников.
Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и
обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада.
Особый
интерес
на
конференции
вызывают
выступления
учеников,
опирающиеся
на
воспоминаниях старших членов семьи участников войны – бабушек и дедушек, а также
рассказы родителей о родителях, принимавших участие в описываемых событиях.
Пожалуй,
самый
главный
положительный
(педагогический)
итог
таких
проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей
ученики
непременно
изъявляют
желание
стать
участниками
конференции,
активно
вовлекая в этот процесс родителей и друзей.
Умение родителей вовремя поддержать инициативу ребёнка, невзирая на свою
занятость либо невладение компьютерной программой, проявить заинтересованность, дать
дельный совет, спланировать работу, направить общие творческие усилия на результат –
всё это иногда гораздо больше ценится ребёнком, чем занятое место или полученный приз.
Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время
составляет
10-15
минут,
неукоснительное
следование
этому
правилу
не
является
обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И
такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в
конференции вновь.
Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научно-
практической
конференции,
являются
инициативные
родители
классов.
Их
роль
не
ограничивается
одним
судейством.
Небольшие
очерки-статьи
о
выступлении
каждого
участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на
следующий
день,
не
оставляют
равнодушными
ни
одного
ученика
и
создают
дух
соперничества будущих участников. По итогам выступления все участники конференции
получают
грамоты
и
ценные
призы,
побуждающие
их
к
новым
исследованиям
и
экспериментам.
По
итогам
конференции
школьники
посещают
экскурсии
на
Пискаревское
кладбище, в Музей Блокады Ленинграда, в музей «Дорога жизни», в музей заповедник
«Прорыва
Блокады
Ленинграда».
По
рекомендации
школы
ученики
совместно
с
родителями
посещают
Военно-исторический
музей
артиллерии,
инженерных
войск
и
войск связи, крейсер «Аврора», город Выборг и город Старая Ладога. Итоги посещения
указанных
мест
являются
темами
для
проведения
во
внеурочной
работы
классных
конференций
Главный результат этой работы — воспитание гражданина страны на основании
чувства патриотизма и любви к Родине, что является одним
Младший
школьный
возраст
наиболее
восприимчив
для
эмоционально-
ценностного,
духовно-нравственного
развития,
гражданского
воспитания,
недостаток
которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве
отличается большой психологической устойчивостью.
Используемые технологии и формы работы по патриотическому воспитанию
детей позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких,
беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое
главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он
знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет
постоянно определять его действия и поступки.
Литература:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 –
2010 годы». Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, Москва
2.
И.А.
Пашкович.
Патриотическое
воспитание.
Система
работы,
планирование,
конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2006
3. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в
школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.