Напоминание

"Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников"


Автор: Григорьева Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБУ СОШ 521
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Григорьева Е.Н., учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 521 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников

Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку,

родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять,

развивать и защищать ее. Таким образом патриотизм является важной государственной и

личной ценностью и проявляется в активной общественной позиции личности, готовности

самореализации

для

блага

Отечества.

Патриот

уважает

свою

Родину,

её

историю

и

культуру, дорожит достижениями и ценностями своего народа.

Многовековая история мирового развития свидетельствует, что без патриотизма

невозможно создать сильное государство. Патриотическое воспитание рассматривается

как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного,

политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и

безопасности.

Вопросами патриотического воспитания занимаются семья, государственные и

общественные

организации.

Но

приоритет

в

деле

формирования

и

воспитания

патриотизма отдаётся школе потому, что:

-

во-первых,

школьный

возраст

является

наиболее

благоприятным

для

формирования

чувства

любви

к

Родине,

активной

жизненной

позиции,

пережитое

и

усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью;

-

во-вторых,

в

педагогическом

смысле

патриотизм

рассматривается

как

целенаправленное воспитание, которое обеспечивается образовательной системой;

-

в-третьих,

важнейшей

целью

современного

образования

и

одной

из

приоритетных

задач

общества

и

государства

является

воспитание

нравственного,

ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В

содержании

«Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования»

представлен

портрет

выпускника

начальной

школы,

который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой

край

и

свою

Родину;

уважающий

и

принимающий

ценности

семьи

и

общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Реализация Государственных программ патриотического воспитания граждан

РФ, начиная с 2001 года, позволила создать в стране систему патриотического воспитания

и

её

устойчивое

функционирование.

Разработана

Государственная

программа

«Патриотическое

воспитание

граждан

РФ

на

2016–2020

годы».

В

ней

определяется

необходимость

разработки

и

реализации

инновационных

моделей

патриотического

воспитания, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века.

Программа предусматривает повышение качества патриотического воспитания в

образовательных

учреждениях,

предлагает

превратить

их

в

центры

патриотического

воспитания подрастающего поколения. Важнейшая цель современного образования —

воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина

России. А это значит, что школа должна дать своим ученикам не только хорошие знания,

но

и сформировать

важные

жизненные

ценности.

Процесс

обучения

и воспитания

охватывает как учебную, так и внеурочную деятельность.

Внеурочная

деятельность

в

начальной

школе

инновационный

взгляд

на

образование. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет создать условия для

формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями,

взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитания

любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Наш город, с наличием большого количества музеев с его многовековой сложной

историей, город 3-х революций, выстоявший в блокаду позволяет реализовать

Особенностью

нашего

общеобразовательного

учреждения

является

наличие

отдельного здания, в котором располагается начальная школа, что позволяет во внеурочное

время проводить конференции по различным темам, ориентированным на патриотическое

воспитание младших школьников.

Несколько

лет

назад

мной

была

разработана

и

утверждена

методическим

комитетом программа экскурсий по городу по тематике «Люби и знай историю своего

города». Она учитывает не только возрастные особенности учащихся, но и что немало

важно учебную программу по окружающему миру. Экскурсии закрепляют, дополняют,

расширяют и систематизируют знания учащихся по определенному периоду истории.

Неоценимую

помощь

при

этом

нам

оказывают

музеи,

которые

обладают

мощными

потенциальными возможностями.

В

начальной

школе

становится

доброй

традицией

ежегодное

проведение

общешкольных

конференций

по

патриотическому

воспитанию

учеников.

Проведение

конференций приурочивается к 2-ум знаменательным историческим событиям в жизни

нашего

города

и

государства:

к

дню

снятия

блокады

и

Дню

Победы.

Указанные

конференции проводятся в рамках программы внеурочной деятельности. На сегодняшний

день участниками конференций стали все 2-е, 3-и и 4-е классы начальной

школы.

Подготовка

к

проведению

конференции

начинается,

как

правило,

с

начала

учебного года. Ребята совместно с родителями выбирают одну из предлагаемых тем

предстоящего доклада, им определяется дата выступления в специально разработанном

для этого графике проведения конференции, что позволяет наглядно представить сроки

конференции и актуальность заявленных тем.

Цели проводимых конференций:

активизировать

развитие

интеллектуально-творческого

потенциала

ребёнка

младшего школьного возраста путём выявления исследовательских способностей;

привлечь учащихся к ведению научных исторических исследований;

расширить теоретическую и практическую базы знаний учащихся;

создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Задачи проводимых конференций:

содействие

развитию

и

распространению

образовательных

программ

и

педагогических

технологий

проведения

учебных

исследований

младшими

школьниками;

поддержка развития творческой исследовательской активности детей;

стимулирование

у

младших

школьников

интереса

к

фундаментальным

и

прикладным наукам; ознакомление с научной картиной мира;

пропаганда

методических

разработок

по

организации

и

содержанию

учебно-

исследовательской работы младших школьников.

Проводимая

конференция

является

важным

этапом

исследовательской

деятельности учащихся: ребята учатся расширять свой кругозор, работать с литературой,

красочно

оформлять

проект,

наглядно

представлять

практическую

часть

доклада,

конкурировать между собой. Ученики получают первый опыт публичного выступления не

только перед своими одноклассниками, но и перед незнакомой аудиторией в присутствии

родителей, учителей, учеников других классов, администрации школы и приглашенных

ветеранов.

Особый интерес всех без исключения вызывает историческая часть доклада

юных исследователей (её активное обсуждение среди одноклассников происходит порой

задолго

до

предстоящего

выступления).

Умение

в

выступлении

наглядно

продемонстрировать теоретические знания по выбранной теме становится очень важным

для учеников.

Порой простая, казалось бы, тема порождает нескончаемый поток вопросов и

обсуждений со стороны учеников, побуждая развивать тему и расширять рамки доклада.

Особый

интерес

на

конференции

вызывают

выступления

учеников,

опирающиеся

на

воспоминаниях старших членов семьи участников войны – бабушек и дедушек, а также

рассказы родителей о родителях, принимавших участие в описываемых событиях.

Пожалуй,

самый

главный

положительный

(педагогический)

итог

таких

проектных исследований состоит в том, что присутствующие в качестве слушателей

ученики

непременно

изъявляют

желание

стать

участниками

конференции,

активно

вовлекая в этот процесс родителей и друзей.

Умение родителей вовремя поддержать инициативу ребёнка, невзирая на свою

занятость либо невладение компьютерной программой, проявить заинтересованность, дать

дельный совет, спланировать работу, направить общие творческие усилия на результат –

всё это иногда гораздо больше ценится ребёнком, чем занятое место или полученный приз.

Несмотря на то, что отведённое для выступления каждому участнику время

составляет

10-15

минут,

неукоснительное

следование

этому

правилу

не

является

обязательным, ведь напряжение и волнение ребёнка зачастую становятся очевидными. И

такой подход не раз оправдывал себя увлекательным докладом и желанием участвовать в

конференции вновь.

Членами жюри, как и ответственными за подготовку и проведение научно-

практической

конференции,

являются

инициативные

родители

классов.

Их

роль

не

ограничивается

одним

судейством.

Небольшие

очерки-статьи

о

выступлении

каждого

участника конференции и яркие фотографии, появляющиеся в классном уголке уже на

следующий

день,

не

оставляют

равнодушными

ни

одного

ученика

и

создают

дух

соперничества будущих участников. По итогам выступления все участники конференции

получают

грамоты

и

ценные

призы,

побуждающие

их

к

новым

исследованиям

и

экспериментам.

По

итогам

конференции

школьники

посещают

экскурсии

на

Пискаревское

кладбище, в Музей Блокады Ленинграда, в музей «Дорога жизни», в музей заповедник

«Прорыва

Блокады

Ленинграда».

По

рекомендации

школы

ученики

совместно

с

родителями

посещают

Военно-исторический

музей

артиллерии,

инженерных

войск

и

войск связи, крейсер «Аврора», город Выборг и город Старая Ладога. Итоги посещения

указанных

мест

являются

темами

для

проведения

во

внеурочной

работы

классных

конференций

Главный результат этой работы — воспитание гражданина страны на основании

чувства патриотизма и любви к Родине, что является одним

Младший

школьный

возраст

наиболее

восприимчив

для

эмоционально-

ценностного,

духовно-нравственного

развития,

гражданского

воспитания,

недостаток

которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве

отличается большой психологической устойчивостью.

Используемые технологии и формы работы по патриотическому воспитанию

детей позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких,

беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое

главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он

знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет

постоянно определять его действия и поступки.

Литература:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 –

2010 годы». Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422, Москва

2.

И.А.

Пашкович.

Патриотическое

воспитание.

Система

работы,

планирование,

конспекты уроков, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2006

3. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в

школе/ А. Быков // Воспитание школьников. – 2006. – № 6. – С. 5 – 11.



В раздел образования