Автор: Левина Наталья Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 82"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
на тему: «Ранняя профилактика
дисграфии в дошкольном возрасте».
Подготовила и провела учитель-логопед
МДОУ детский сад № 82
Левина Н.И.
(Опубликовано на сайте МДОУ детский сад № 82)
Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь,
заинтересует Вас своей актуальностью.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с
письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими
школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей.
Проблема
нарушения
письма
и
чтения
–
одна
из
самых
актуальных
для
школьного
обучения.
Специфическое
расстройство
письменной
речи,
проявляющееся
в
многочисленных
типичных
ошибках
стойкого
характера
о бу с л о вл е н н о е
несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения
навыками письма – это дисграфия.
Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в
дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей
в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Причины дисграфии:
наследственная предрасположенность:
(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей
качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);
патологические факторы (вредное воздействие):
пренатальный (дородовой период жизни ребенка);
натальный (в момент родов);
постнатальный (после родовой период).
Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):
длительное соматическое заболевание;
неправильная речь окружающих;
дефицит речевых контактов;
двуязычье в семье;
недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.
Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе
письма и чтения.
Как же проявляется дисграфия в младших классах?
упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;
дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;
путают схожие буквы;
имеют плохой почерк, пишут медленно.
Основные формы дисграфии:
Артикуляционно-акустическая:
ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное
произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);
Акустическая форма:
смешивает на письме буквы, обозначающие
- звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);
- свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);
- мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);
Аграмматическая форма:
- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе-
ний, текста. Пропуск членов предложения.
- не согласование в роде и числе (желтая солнце);
- не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);
Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
- пропуски букв, слогов;
- перестановки букв и слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове;
- повторение букв и слогов;
- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);
- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
Оптическая дисграфия (на письме):
- замены графически сходных букв;
- зеркальное написание букв;
- искажения написания букв.
Дизорфография:
- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на
письме (несмотря на знание соответствующих правил).
Далее
приводится
перечень
специальных
игр
и
упражнений,
которые
будут
способствовать профилактике и коррекции дисграфии:
«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а
затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);
«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)
«Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги,
фольги, ткани и т.д.);
«Громко-тихо»
-
дифференциация
громко
и
тихо
звучащих
предметов
(тихо
-
присесть, громко – поднять руки вверх);
«Какие звуки нарушают тишину?»;
«Кто услышит больше звуков?» - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что
слышно (звуки леса, луга, улицы);
«Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды
круп, монетки, пуговицы);
«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;
«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический
рисунок);
«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в
слове;
«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;
«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;
«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;
«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают
место звука в слове: начало, середина, конец;
«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а
Ире – со звука И;
«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;
«Зрительные
диктанты»
-
нарисовать
столько
кружков
(квадратиков,
овалов),
сколько звуков в слове;
«Какая
картинка
лишняя?»
-
все
предметы
на
картинках
начинаются
на
определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;
Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина,
обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».
«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на
друга)
«Изографы»;
«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;
Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит
буква, куда смотрят части этой буквы;
Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок
сохранял
интерес
к
занятиям,
а
это
главное
условие
успешной
работы
по
профилактике и коррекции дисграфии.
Учитель-логопед высшей категории
Левина Н.И.