Напоминание

«Особенности развития скоростно–силовых способностей юных легкоатлетов»


Автор: Родомецкая Олеся Александровна
Должность: тренер преподаватель по легкой атлетике
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ"
Населённый пункт: Куйбышев,Новосибирская область
Наименование материала: программно–методическое сопровождение образовательного процесса
Тема: «Особенности развития скоростно–силовых способностей юных легкоатлетов»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Куйбышевского района «Детско-юношеская спортивная школа»

Особенности развития скоростно–силовых способностей юных легкоатлетов.

тренер-преподаватель МБУ ДО «ДЮСШ»

Родомецкая Олеся Александровна

Куйбышев

2018 год

Особенности развития скоростно-силовых способностей юных

легкоатлетов.

В

связи

с

тем,

что

организм

подростка

находится

в

стадии

формирования,

необходимо

применять

строго

дозированные

физические

упражнения. Поэтому при развитии тех или иных физических качеств важно

учитывать

состояние

нервно-мышечного

аппарата,

сердечно-сосудистой

системы,

психики

и

их

взаимодействие

в

процессе

двигательной

деятельности. Следовательно, подготовка юных легкоатлетов, направленная

на развитие физических качеств, должна строиться с учетом возрастных

особенностей подростков.

Исключительное значение на этапе начальной подготовки легкоатлетов

имеет обучение подростков технике выполнения упражнений, формирование

двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего

совершенствования

рациональных

движений,

созревания

двигательного

анализатора.

В тренировочный процесс включаются разнообразные прыжки: в длину

с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без

них,

подвижные

и

спортивные

игры,

акробатические

упражнения,

бег

с

низкого и высокого старта, многократные приседания с тяжестями и без них и

др.

При воспитании скоростно-силовых способностей у юных легкоатлетов

12-13 лет предпочтение следует отдавать естественным формам движений и

нестереотипным

способам

их

выполнения.

Стандартное

повторение

упражнений

с

максимально

возможной

скоростью

может

уже

в

детском

возрасте привести к образованию "скоростного барьера". Большую ценность

в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные

игры.

Игры

характеризуются

постоянно

варьирующими

условиями

проявления

скоростно-силовых

способностей,

поэтому

позволяют

более

эффективно воздействовать на их развитие. Присущий играм эмоциональный

фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному

проявлению скоростно-силовых способностей.

При направленном воспитании физических качеств и функций следует

придерживаться

следующей

последовательности

педагогиче ских

воздействий:

первыми

по

ходу

учебно-тренировочного

занятия

(начиная

с

подготовительной

части)

подлежат

воспитанию

быстрота

и

формы

ее

проявления,

гибкость,

ловкость

(для

оптимального

функционирования

нервно-мышечного аппарата и «свежего» психоэмоционального состояния);

– далее (по мере нарастания утомления) следует использовать упражнения на

воспитание

скоростно-силовых

и

силовых

способностей;

при

этом

«скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым;

– заключительная фаза основной части может быть посвящена воспитанию

выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по

мере утомления и на его фоне.

Скоростно-силовые

упражнения

у

детей

необходимо

сочетать

с

упражнениям на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять

мышцы

и

по

ходу

выполнения

упражнений

(например,

в

беге

после

отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).

Средством

заключительной

части

учебно-тренировочного

занятия

служат разнообразные физические упражнения, главной методологической

особенностью

которых

является

их

контрастность

по

отношению

к

предыдущей

деятельности:

после

анаэробных

нагрузок

упражнения

аэробного

характера

(медленный

бег,

дыхательные

упражнения);

после

значительных физических и психоэмоциональных нагрузок — упражнения,

связанные

с

расслаблением

участвующих

в

работе

мышечных

групп,

психогигиенической саморегуляцией (аутотренингом).

Сущность

регулирования

психофизических

нагрузок

в

учебно-

тренировочных

занятиях

с

юными

бегунами

заключается

в

оптимизации

соотношения

объемов

физических

упражнений,

их

интенсивности

и

интервалов

отдыха

между

их

выполнением;

в

соответствии

нагрузок

подготовленности

и

половозрастными

особенностями

занимающихся,

а

также дидактическим задачам обучения, воспитания и развития.

Основные методологические особенности регулирования психофизической

нагрузки можно объединить в следующие группы:

1.

Регулирование

нагрузки

путем

внесения

изменений

в

содержание

спортивной деятельности при стабильных внешних условиях ее выполнения.

В этой связи следует выделить ряд методических приемов, суть которых —

изменение

(упрощение,

усложнение)

исходных

и

конечных

положений,

амплитуды,

направления,

темпа

и

скорости

движений;

увеличение

(уменьшение) времени на выполнение действий и величины усилий; смена

методов выполнения (игровой, соревновательный); увеличение (уменьшение)

количества повторений упражнения и их суммарного количества; введение

дополнительных

заданий;

сочетание

(чередование)

разнообразных

физических упражнений и т.п.

2.

Регулирование

нагрузки

за

счет

изменения

внешних

условий

осуществления

спортивной

деятельности:

увеличения

(уменьшения)

количества

групп

и

количественного

состава

группы;

использования

многопропускных

снарядов;

увеличения

количества

инвент аря,

оборудования,

мест

занятий;

использования

внешних

отягощений

и

сопротивлений (набивные мячи, гантели, эспандеры, упражнения в парах и

т.д.); интенсификации образовательного процесса (совмещение объяснений,

обсуждений

и

замечаний

с

практикой

выполнения);

размеров

пространственных

границ

физкультурно-спортивной

деятельности

(увеличение-уменьшение

площадок

для

игр,

высоты

препятствий

и

т.п.);

изменения

характера

рельефа

поверхности

и

качества

естественной

обстановки (бег в гору, по снегу, воде, по пересеченной местности и т.п.);

проведения состязаний с заведомо сильным (слабым) противником.

3. Регулирование нагрузки на основе изменения интервалов отдыха. При

уменьшении

интервалов

отдыха

последующая

нагрузка

суммируется

известной

мере)

с

предыдущей,

что

приводит

к

ее

увеличению;

при

увеличении интервалов отдыха достигается обратный эффект. Реализация

этого направления регулирования нагрузки предусматривает качественную

оптимизацию

самого

отдыха.

Так,

для

его

полноценности

используют

различные формы активного и пассивного отдыха, приемы психорегуляции,

самомассаж и т.д. Кроме того, содержание отдыха обусловлено содержанием

занятия

и

имеет

особенности,

связанные

с

обучением

двигательным

действиям, воспитанием физических качеств.

Примечательно,

что

между

объемом

и

интенсивностью

нагрузки,

задаваемых

физиче скими

упражнениями,

суще ствует

о б р ат н о

пропорциональная зависимость, что методологически важно в процессе ее

дозирования

и

регулирования

(повышенный

объем

тренирующих

воздействий предусматривает низкую их интенсивность и наоборот).

Определение

психофизической

нагрузки,

а

также

оценка

эффективности

ее

регулирования

осуществляются

на

основе

некоторых

внешних

проявлений

утомления,

показателей

пульсометрии

и

характера

«физиологической

кривой»,

данных

общей

и

моторной

плотности

тренировочного процесса.



В раздел образования