Автор: Родомецкая Олеся Александровна
Должность: тренер преподаватель по легкой атлетике
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ"
Населённый пункт: Куйбышев,Новосибирская область
Наименование материала: программно–методическое сопровождение образовательного процесса
Тема: «Особенности развития скоростно–силовых способностей юных легкоатлетов»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Куйбышевского района «Детско-юношеская спортивная школа»
Особенности развития скоростно–силовых способностей юных легкоатлетов.
тренер-преподаватель МБУ ДО «ДЮСШ»
Родомецкая Олеся Александровна
Куйбышев
2018 год
Особенности развития скоростно-силовых способностей юных
легкоатлетов.
В
связи
с
тем,
что
организм
подростка
находится
в
стадии
формирования,
необходимо
применять
строго
дозированные
физические
упражнения. Поэтому при развитии тех или иных физических качеств важно
учитывать
состояние
нервно-мышечного
аппарата,
сердечно-сосудистой
системы,
психики
и
их
взаимодействие
в
процессе
двигательной
деятельности. Следовательно, подготовка юных легкоатлетов, направленная
на развитие физических качеств, должна строиться с учетом возрастных
особенностей подростков.
Исключительное значение на этапе начальной подготовки легкоатлетов
имеет обучение подростков технике выполнения упражнений, формирование
двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего
совершенствования
рациональных
движений,
созревания
двигательного
анализатора.
В тренировочный процесс включаются разнообразные прыжки: в длину
с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без
них,
подвижные
и
спортивные
игры,
акробатические
упражнения,
бег
с
низкого и высокого старта, многократные приседания с тяжестями и без них и
др.
При воспитании скоростно-силовых способностей у юных легкоатлетов
12-13 лет предпочтение следует отдавать естественным формам движений и
нестереотипным
способам
их
выполнения.
Стандартное
повторение
упражнений
с
максимально
возможной
скоростью
может
уже
в
детском
возрасте привести к образованию "скоростного барьера". Большую ценность
в силу этого представляют сюжетные подвижные, а позже и спортивные
игры.
Игры
характеризуются
постоянно
варьирующими
условиями
проявления
скоростно-силовых
способностей,
поэтому
позволяют
более
эффективно воздействовать на их развитие. Присущий играм эмоциональный
фон и коллективные взаимодействия также способствуют максимальному
проявлению скоростно-силовых способностей.
При направленном воспитании физических качеств и функций следует
придерживаться
следующей
последовательности
педагогиче ских
воздействий:
–
первыми
по
ходу
учебно-тренировочного
занятия
(начиная
с
подготовительной
части)
подлежат
воспитанию
быстрота
и
формы
ее
проявления,
гибкость,
ловкость
(для
оптимального
функционирования
нервно-мышечного аппарата и «свежего» психоэмоционального состояния);
– далее (по мере нарастания утомления) следует использовать упражнения на
воспитание
скоростно-силовых
и
силовых
способностей;
при
этом
«скоростные» нагрузки и упражнения должны предшествовать силовым;
– заключительная фаза основной части может быть посвящена воспитанию
выносливости, так как эффект от упражнений на выносливость возрастает по
мере утомления и на его фоне.
Скоростно-силовые
упражнения
у
детей
необходимо
сочетать
с
упражнениям на расслабление мышц. Следует учить их умению расслаблять
мышцы
и
по
ходу
выполнения
упражнений
(например,
в
беге
после
отталкивания подчеркнуто расслаблять мышцы голени).
Средством
заключительной
части
учебно-тренировочного
занятия
служат разнообразные физические упражнения, главной методологической
особенностью
которых
является
их
контрастность
по
отношению
к
предыдущей
деятельности:
после
анаэробных
нагрузок
—
упражнения
аэробного
характера
(медленный
бег,
дыхательные
упражнения);
после
значительных физических и психоэмоциональных нагрузок — упражнения,
связанные
с
расслаблением
участвующих
в
работе
мышечных
групп,
психогигиенической саморегуляцией (аутотренингом).
Сущность
регулирования
психофизических
нагрузок
в
учебно-
тренировочных
занятиях
с
юными
бегунами
заключается
в
оптимизации
соотношения
объемов
физических
упражнений,
их
интенсивности
и
интервалов
отдыха
между
их
выполнением;
в
соответствии
нагрузок
подготовленности
и
половозрастными
особенностями
занимающихся,
а
также дидактическим задачам обучения, воспитания и развития.
Основные методологические особенности регулирования психофизической
нагрузки можно объединить в следующие группы:
1.
Регулирование
нагрузки
путем
внесения
изменений
в
содержание
спортивной деятельности при стабильных внешних условиях ее выполнения.
В этой связи следует выделить ряд методических приемов, суть которых —
изменение
(упрощение,
усложнение)
исходных
и
конечных
положений,
амплитуды,
направления,
темпа
и
скорости
движений;
увеличение
(уменьшение) времени на выполнение действий и величины усилий; смена
методов выполнения (игровой, соревновательный); увеличение (уменьшение)
количества повторений упражнения и их суммарного количества; введение
дополнительных
заданий;
сочетание
(чередование)
разнообразных
физических упражнений и т.п.
2.
Регулирование
нагрузки
за
счет
изменения
внешних
условий
осуществления
спортивной
деятельности:
увеличения
(уменьшения)
количества
групп
и
количественного
состава
группы;
использования
многопропускных
снарядов;
увеличения
количества
инвент аря,
оборудования,
мест
занятий;
использования
внешних
отягощений
и
сопротивлений (набивные мячи, гантели, эспандеры, упражнения в парах и
т.д.); интенсификации образовательного процесса (совмещение объяснений,
обсуждений
и
замечаний
с
практикой
выполнения);
размеров
пространственных
границ
физкультурно-спортивной
деятельности
(увеличение-уменьшение
площадок
для
игр,
высоты
препятствий
и
т.п.);
изменения
характера
рельефа
поверхности
и
качества
естественной
обстановки (бег в гору, по снегу, воде, по пересеченной местности и т.п.);
проведения состязаний с заведомо сильным (слабым) противником.
3. Регулирование нагрузки на основе изменения интервалов отдыха. При
уменьшении
интервалов
отдыха
последующая
нагрузка
суммируется
(в
известной
мере)
с
предыдущей,
что
приводит
к
ее
увеличению;
при
увеличении интервалов отдыха достигается обратный эффект. Реализация
этого направления регулирования нагрузки предусматривает качественную
оптимизацию
самого
отдыха.
Так,
для
его
полноценности
используют
различные формы активного и пассивного отдыха, приемы психорегуляции,
самомассаж и т.д. Кроме того, содержание отдыха обусловлено содержанием
занятия
и
имеет
особенности,
связанные
с
обучением
двигательным
действиям, воспитанием физических качеств.
Примечательно,
что
между
объемом
и
интенсивностью
нагрузки,
задаваемых
физиче скими
упражнениями,
суще ствует
о б р ат н о
пропорциональная зависимость, что методологически важно в процессе ее
дозирования
и
регулирования
(повышенный
объем
тренирующих
воздействий предусматривает низкую их интенсивность и наоборот).
Определение
психофизической
нагрузки,
а
также
оценка
эффективности
ее
регулирования
осуществляются
на
основе
некоторых
внешних
проявлений
утомления,
показателей
пульсометрии
и
характера
«физиологической
кривой»,
данных
общей
и
моторной
плотности
тренировочного процесса.