Напоминание

"Джаз – искусство XX века"


Автор: Мялова Юлия Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Джаз – искусство XX века"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока в 6 класса «Джаз – искусство XX века»

Учебный предмет __музыка__

Класс (группа)_6 класс__

Продолжительность занятия _

45 минут_

Раздел программы_мир образов вокальной и инструментальной музыки

Тема занятия «Джаз – искусство XX века»

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам музыки;

интерес

к

различным

видам

учебной

деятельности,

включая

элементы

предметно-

исследовательской деятельности.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

контролировать процесс и результат своей деятельности;

выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

осуществлять поиск нужной информации, используя материалы учебника и словаря;

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной

учебной целью.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

принимать

активное

участие

в

работе

парами

и

группами,

используя

речевые

коммуникативные средства

Тип занятия___урок-лекция с элементами презентации

Ведущие методы_объяснительно- иллюстративный

Учебно-методическое обеспечение

для

учителя: мультимедийное

сопровождение,

видеозапись,

демонстрационный

материал,

рабочая тетрадь__

Форма организация деятельности учащихся слушание, музыкально-ритмические движения,

пение _

Деятельность учителя и учащихся

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

момент

Приветствие и организационные действия

Приветствие учителя

2

Актуализация.

Целеполагание и

мотивация

Слайд 1

- Сегодня наш урок посвящается одной известной

знаменитости. Кто же этот таинственный гость?

Из какой страны прибыл? Какой у него характер?

Захочет ли он с нами подружиться? Для нас это

пока загадка. Быть может, музыка поможет вам

дать ответы на все эти вопросы.

(звучит «In the mood» Г.Миллер)

- Какой герой к нам пожаловал?

Ответы детей:

Джаз. Музыка ритмичная,

необычная. Чувствуется

легкость и свобода.

Слайд № 2

- Я бы могла вместо вопроса поставить цифру,

указывающую на появление джаза. Но вы

попробуете сами ее определить.

- Сейчас вы превратитесь в экспертов. Чтобы

определить время появления джаза, мы будем

получать

представление

об

эпохе

средствами

других видов искусств (архитектура, живопись,

мода) 16-20 веков. Итак, эксперты приступаем к

работе.

-Из представленных картинок на слайдах вам

нужно

будет

выбрать

те,

которые

созвучны

музыкальному фрагменту.

(звучит «Sving») – Слайды 3-9

- Какие варианты картинок вы выбрали и

почему?

слайд 10

(на экране появляются все выбранные

варианты)

- Так джаз – это искусство какого века?

дети делятся на группы:

эксперты живописи,

эксперты архитектуры,

эксперты моды)

выбирают картинки,

созвучные музыке.

дети представляют

выбранные картинки и

объясняют свой выбор

Ответы детей:

Джаз – искусство XX века

3

Первичное

усвоение учебного

материала

Слайд 11

-Да, джаз – это искусство XX века.

Слайд 12

-И мы переносимся в начало 20 столетия. Тогда

Новый

и

Старый

Свет

(тогда

так

любили

н а зы ват ь

Ам е р и ку

и

Ев р о п у )

бу р л и л

разговорами о каком-то джаз-банде.

1 ученик: Какое-то странное?

2 ученик: Кличка какая-то?

3 ученик: Кто он?

4 ученик (восхищенно): Кто он!!!

2 ученик: Этот дикарь с бандитским именем не

знает правила приличия!

3 ученик: Вы слышали, какой шум от него?

1

ученик: Вы

видели,

как

он

развязен

в

движениях?

3 ученик: И потом, он же неуч, читать по нотам

не умеет!!!

4 ученик: Он парень что надо! – больше первых

горячились другие. – А ведет себя так, потому

что притворяться не умеет! За то говорит, что

чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев

- Друзья и враги Джаза сходились в одном: все

знать хотели, откуда взялась эта скандальная

личность.

Слайд 13

А было Джазу в ту пору лет 20, не больше.

Слайд 14

-

Джаз

это

музыка

американских

негров,

возникшая в результате слияния европейской и

африканской

культуры.

Само

слово

«джаз»

дети разыгрывают сценку по

ролям

означает «волновать», «приводить в экстаз».

Слайд 15

Истоки джаза лежат в традициях африканской

музыки.

Слайд 16

Ее основоположниками можно считать народы

африканского

континента,

которые

были

привезены

в

Америку

для

рабовладельческих

работ на плантациях. Невероятно тяжела была

их жизнь.

Слайд 17

-

Великий

американский

джазмен

Дюк

Эллингтон

говорил:

«Страшась

молчания

черных

рабов,

рабовладельцы

заставляли

их

петь,

желая

не

дать

им

в о зм ож н о с т и

разговаривать.

А

значит

сговариваться

о

планах мести и мятежа».

Слайд 18

-

В

редких

случаях

отдыха

они

п е л и ,

аккомпанируя

себе

хлопками

в

ладоши

или

ударяя по всему, что находилось под руками.

Негры были самоучками. Они даже не знали

нотной грамоты. Зато было огромное желание

играть.

Чувство

ритма

американские

негры

унаследовали у своих африканских предков.

4

Практическая

деятельность

учащихся

Слайд 19

- Давайте и мы сейчас с вами поиграем. Одна

группа

(мальчики)

будут

отбивать

2

удара

ногами.

Другая группа (девочки) – хлопает 3 удара в

ладоши.

- А теперь соединяем.

мальчики

отбивают

ритм

ногами.

девочки

хлопают

удары

в

ладоши.

соединяем удары мальчиков с

хлопками девочек.

5

Усвоение

учебного

материала

- Скажите, легко ли было это сделать?

- Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с

небольшими

трудностями.

А

вот

для

любого

р е б е н к а

А ф р и к и

р и т м

с ч и т а е т с я

примитивным.

Слайд 20

- Сначала это была африканская музыка. Но со

временем негры приобщились к религии белых.

Они познакомились с многоголосным пением,

хоровыми религиозными гимнами. В результате

чего появился новый жанр – спиричуэлс.

-

А

сейчас

я

предлагаю

вам

послушать

музыкальный фрагмент.

Звучит

«Спиричуэлс»

в

исполнении

Махелии

Джексон

-

Затем

появляются

другие

песни

песни-

жалобы,

песни-молитвы.

Их

стали

называть

блюзами.

Слайд 21

Ответы детей

д о к л а д

у ч е н и к а

п р о

спиричуэлс.

с лу ш а н и е

м у з ы к а л ь н о г о

фрагмента

доклад ученика про блюзы.

с лу ш а н и е

м у з ы к а л ь н о г о

Звучит «Trouble in mind» Ричард Джонс

- И совсем другой характер у регтаймов.

Слайд 22

Звучит «Артист эстрады» С.Джоплин

Слайд 23

- Спиричуэл, блюзы, регтаймы – это всё еще

зарождение

джаза.

А

появился

он

в

Новом

Орлеане, городе легенд. Он населен выходцами

из

Франции

и

Испании.

Город

танцующий,

веселящийся и поющий. Три оперные труппы

( н а с е л е н и е

5 0

т ы с . ч е л ) ,

н е с к о л ь к о

с и м ф о н и ч е с к и х

о р к е с т р о в ,

д е с я т к и

танцевальных.

Музыка

белых

и

негритянская

смешивались «на пятачке». Здесь же появились

и первые оркестры, которые называли – джаз-

банды.

Отрывки из опер, фортепианных произведений

европейских

композиторов,

популярные

песенки из водевилей-всё это было на слуху.

- А как вы думаете, какие инструменты входили

в оркестр?

Слайд 24

-

Корнет,

тромбон,

кларнет,

флейта-пикколо,

медные

духовые,

контрабасы

и,

конечно,

ударные инструменты.

- Мы сейчас с вами организуем свой оркестр.

Перед

вами

бубны,

барабаны

и

маракасы.

Приглашаю

по

2

человека

на

каждый

инструмент.

-

С е й ч а с

буд е т

з ву ч ат ь

м у з ы к а л ь н о е

произведение,

а

вы

будете,

импровизируя,

создавать

ритмический

рисунок

к

этому

произведению.

Звучит «Артист эстрады» С.Джоплин

Слайд 25

-Вот такие вот небольшие оркестры разъезжали

на грузовичках. Иногда случалось так, что в они

встречались

на

одной

площади

и

в

одном

городе.

Тогда

устраивались

настоящие

музыкальные

сражения.

Судила

собравшаяся

толпа. А знаете ли вы, какая участь ожидала

побежденный

оркестр?

С шумным весельем

толпа привязывала один грузовик к другому

побеждённые

тащили

победителей.

Вот

такое

уличное

воспитание

получил

в

детстве наш Джаз.

Слайд 26

- Очень любили играть в оркестрах негры.

Сн ача л а

о н и

и гр а л и

н а

с а м од е л ь н ы х

инструментах.

После окончания гражданской

войны

в

США

были

распущены

духовые

фрагмента

д о к л а д

у ч е н и к а

п р о

регтаймы.

с лу ш а н и е

м у з ы к а л ь н о г о

фрагмента

Ответы детей:

Саксафон,

труба,

барабан,

скрипки др.

д е т и

в ы б и р а ю т

с е б е

инструменты

ударные

играют

сильную

долю, бубны – на слабую, а

маракасы – постоянно

дети играют на инструмен-

тах

оркестры

воинских

частей.

Инструменты

попали в лавки старьёвщиков, где продавались

за

бесценок.

Негры

наконец-то

смогли

их

приобрести.

Повсюду

стали

появляться

негритянские

духовые

оркестры,

которые

играли

по

любому

случаю:

на

праздниках,

свадьбах,

пикниках,

похоронах.

В

результате

в о к а л ь н а я

м у з ы к а

п е р е р а с т а е т

в

инструментальную.

Слайд 27

- В Америке самыми известными исполнителя-

ми джаза являются - Луи Армстронг, Бесси

Смит, Бенни Гудман, Чарли Паркер, Гленн

Миллер, Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд.

Слайд 28

А в России – Валентин Парнах, Леонид Утесов.

- Все эти исполнители стали знаменитыми

благодаря джазу. А когда сам джаз стал

знаменитым, настоящим героем дня (30-е года

20 века), многие пытались запечатлеть его

необыкновенный облик. Итак, попробуем

нарисовать его портрет. Какими особенными

чертами характера он обладает?

- Да, особенный ритм. А когда мы с вами

исполняли регтайм на инструментах, то во

время звучания вы сочиняли. То есть…

- Да. Еще одна особенность Джаза – это

импровизация.

- Именно Луи Армстронг был первым, кто

поставил в приоритет солиста-импровизатора.

Слайд 29

- А первым джазовым композитором, из белых,

был Джорж Гершвин. Он соединил

негритянскую музыку с приемами европейской

симфонической музыки. Получился

симфоджаз.

дети записывают

исполнителей в тетрадь

Ответы детей:

необычным ритм, свобода,

легкость.

Ответы детей:

Импровизировали

дети записывают в тетрадь

особенности джаза

6

Вокально-хоровая

работа

- Сейчас мы с вами исполним песню про джаз.

песня «Весь этот джаз» (исполняет Л.Долина)

распевки на дыхание

разучивание песни

7

Рефлексия

учебной

деятельности

Слайд 30

- В завершении урока я вам сейчас зачитаю

фразы, а вы на них ответьте:

Сегодня на уроке мы познакомились с

музыкальным стилем…

Из джазовых исполнителей мне

запомнился(ась)…

Особенностью джаза

является.............................................

Мне понравилось...................................

Мне не понравилось..............................

Я буду.....................................................

Анализируют собственную

деятельность

8

Домашнее задание

- Дома запишите в тетрадь определение слов

«спиричуэлс», «блюз», «регтайм», «джаз»,

«Симфоджаз»

дети записывают домашнее

задание



В раздел образования