Автор: Мялова Юлия Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 141 с углубленным изучением математики
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Джаз – искусство XX века"
Раздел: среднее образование
Конспект урока в 6 класса «Джаз – искусство XX века»
Учебный предмет __музыка__
Класс (группа)_6 класс__
Продолжительность занятия _
45 минут_
Раздел программы_мир образов вокальной и инструментальной музыки
Тема занятия «Джаз – искусство XX века»
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам музыки;
интерес
к
различным
видам
учебной
деятельности,
включая
элементы
предметно-
исследовательской деятельности.
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
контролировать процесс и результат своей деятельности;
выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск нужной информации, используя материалы учебника и словаря;
преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной
учебной целью.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
принимать
активное
участие
в
работе
парами
и
группами,
используя
речевые
коммуникативные средства
Тип занятия___урок-лекция с элементами презентации
Ведущие методы_объяснительно- иллюстративный
Учебно-методическое обеспечение
для
учителя: мультимедийное
сопровождение,
видеозапись,
демонстрационный
материал,
рабочая тетрадь__
Форма организация деятельности учащихся слушание, музыкально-ритмические движения,
пение _
Деятельность учителя и учащихся
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный
момент
Приветствие и организационные действия
Приветствие учителя
2
Актуализация.
Целеполагание и
мотивация
Слайд 1
- Сегодня наш урок посвящается одной известной
знаменитости. Кто же этот таинственный гость?
Из какой страны прибыл? Какой у него характер?
Захочет ли он с нами подружиться? Для нас это
пока загадка. Быть может, музыка поможет вам
дать ответы на все эти вопросы.
(звучит «In the mood» Г.Миллер)
- Какой герой к нам пожаловал?
Ответы детей:
Джаз. Музыка ритмичная,
необычная. Чувствуется
легкость и свобода.
Слайд № 2
- Я бы могла вместо вопроса поставить цифру,
указывающую на появление джаза. Но вы
попробуете сами ее определить.
- Сейчас вы превратитесь в экспертов. Чтобы
определить время появления джаза, мы будем
получать
представление
об
эпохе
средствами
других видов искусств (архитектура, живопись,
мода) 16-20 веков. Итак, эксперты приступаем к
работе.
-Из представленных картинок на слайдах вам
нужно
будет
выбрать
те,
которые
созвучны
музыкальному фрагменту.
(звучит «Sving») – Слайды 3-9
- Какие варианты картинок вы выбрали и
почему?
слайд 10
(на экране появляются все выбранные
варианты)
- Так джаз – это искусство какого века?
дети делятся на группы:
эксперты живописи,
эксперты архитектуры,
эксперты моды)
выбирают картинки,
созвучные музыке.
дети представляют
выбранные картинки и
объясняют свой выбор
Ответы детей:
Джаз – искусство XX века
3
Первичное
усвоение учебного
материала
Слайд 11
-Да, джаз – это искусство XX века.
Слайд 12
-И мы переносимся в начало 20 столетия. Тогда
Новый
и
Старый
Свет
(тогда
так
любили
н а зы ват ь
Ам е р и ку
и
Ев р о п у )
бу р л и л
разговорами о каком-то джаз-банде.
1 ученик: Какое-то странное?
2 ученик: Кличка какая-то?
3 ученик: Кто он?
4 ученик (восхищенно): Кто он!!!
2 ученик: Этот дикарь с бандитским именем не
знает правила приличия!
3 ученик: Вы слышали, какой шум от него?
1
ученик: Вы
видели,
как
он
развязен
в
движениях?
3 ученик: И потом, он же неуч, читать по нотам
не умеет!!!
4 ученик: Он парень что надо! – больше первых
горячились другие. – А ведет себя так, потому
что притворяться не умеет! За то говорит, что
чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев
- Друзья и враги Джаза сходились в одном: все
знать хотели, откуда взялась эта скандальная
личность.
Слайд 13
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше.
Слайд 14
-
Джаз
–
это
музыка
американских
негров,
возникшая в результате слияния европейской и
африканской
культуры.
Само
слово
«джаз»
дети разыгрывают сценку по
ролям
означает «волновать», «приводить в экстаз».
Слайд 15
Истоки джаза лежат в традициях африканской
музыки.
Слайд 16
Ее основоположниками можно считать народы
африканского
континента,
которые
были
привезены
в
Америку
для
рабовладельческих
работ на плантациях. Невероятно тяжела была
их жизнь.
Слайд 17
-
Великий
американский
джазмен
Дюк
Эллингтон
говорил:
«Страшась
молчания
черных
рабов,
рабовладельцы
заставляли
их
петь,
желая
не
дать
им
в о зм ож н о с т и
разговаривать.
А
значит
–
сговариваться
о
планах мести и мятежа».
Слайд 18
-
В
редких
случаях
отдыха
они
п е л и ,
аккомпанируя
себе
хлопками
в
ладоши
или
ударяя по всему, что находилось под руками.
Негры были самоучками. Они даже не знали
нотной грамоты. Зато было огромное желание
играть.
Чувство
ритма
американские
негры
унаследовали у своих африканских предков.
4
Практическая
деятельность
учащихся
Слайд 19
- Давайте и мы сейчас с вами поиграем. Одна
группа
(мальчики)
будут
отбивать
2
удара
ногами.
Другая группа (девочки) – хлопает 3 удара в
ладоши.
- А теперь соединяем.
мальчики
отбивают
ритм
ногами.
девочки
хлопают
удары
в
ладоши.
соединяем удары мальчиков с
хлопками девочек.
5
Усвоение
учебного
материала
- Скажите, легко ли было это сделать?
- Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с
небольшими
трудностями.
А
вот
для
любого
р е б е н к а
А ф р и к и
–
р и т м
с ч и т а е т с я
примитивным.
Слайд 20
- Сначала это была африканская музыка. Но со
временем негры приобщились к религии белых.
Они познакомились с многоголосным пением,
хоровыми религиозными гимнами. В результате
чего появился новый жанр – спиричуэлс.
-
А
сейчас
я
предлагаю
вам
послушать
музыкальный фрагмент.
Звучит
«Спиричуэлс»
в
исполнении
Махелии
Джексон
-
Затем
появляются
другие
песни
–
песни-
жалобы,
песни-молитвы.
Их
стали
называть
блюзами.
Слайд 21
Ответы детей
д о к л а д
у ч е н и к а
п р о
спиричуэлс.
с лу ш а н и е
м у з ы к а л ь н о г о
фрагмента
доклад ученика про блюзы.
с лу ш а н и е
м у з ы к а л ь н о г о
Звучит «Trouble in mind» Ричард Джонс
- И совсем другой характер у регтаймов.
Слайд 22
Звучит «Артист эстрады» С.Джоплин
Слайд 23
- Спиричуэл, блюзы, регтаймы – это всё еще
зарождение
джаза.
А
появился
он
в
Новом
Орлеане, городе легенд. Он населен выходцами
из
Франции
и
Испании.
Город
танцующий,
веселящийся и поющий. Три оперные труппы
( н а с е л е н и е
5 0
т ы с . ч е л ) ,
н е с к о л ь к о
с и м ф о н и ч е с к и х
о р к е с т р о в ,
д е с я т к и
танцевальных.
Музыка
белых
и
негритянская
смешивались «на пятачке». Здесь же появились
и первые оркестры, которые называли – джаз-
банды.
Отрывки из опер, фортепианных произведений
европейских
композиторов,
популярные
песенки из водевилей-всё это было на слуху.
- А как вы думаете, какие инструменты входили
в оркестр?
Слайд 24
-
Корнет,
тромбон,
кларнет,
флейта-пикколо,
медные
духовые,
контрабасы
и,
конечно,
ударные инструменты.
- Мы сейчас с вами организуем свой оркестр.
Перед
вами
бубны,
барабаны
и
маракасы.
Приглашаю
по
2
человека
на
каждый
инструмент.
-
С е й ч а с
буд е т
з ву ч ат ь
м у з ы к а л ь н о е
произведение,
а
вы
будете,
импровизируя,
создавать
ритмический
рисунок
к
этому
произведению.
Звучит «Артист эстрады» С.Джоплин
Слайд 25
-Вот такие вот небольшие оркестры разъезжали
на грузовичках. Иногда случалось так, что в они
встречались
на
одной
площади
и
в
одном
городе.
Тогда
устраивались
настоящие
музыкальные
сражения.
Судила
собравшаяся
толпа. А знаете ли вы, какая участь ожидала
побежденный
оркестр?
С шумным весельем
толпа привязывала один грузовик к другому
–
побеждённые
тащили
победителей.
Вот
такое
уличное
воспитание
получил
в
детстве наш Джаз.
Слайд 26
- Очень любили играть в оркестрах негры.
Сн ача л а
о н и
и гр а л и
н а
с а м од е л ь н ы х
инструментах.
После окончания гражданской
войны
в
США
были
распущены
духовые
фрагмента
д о к л а д
у ч е н и к а
п р о
регтаймы.
с лу ш а н и е
м у з ы к а л ь н о г о
фрагмента
Ответы детей:
Саксафон,
труба,
барабан,
скрипки др.
д е т и
в ы б и р а ю т
с е б е
инструменты
ударные
играют
сильную
долю, бубны – на слабую, а
маракасы – постоянно
дети играют на инструмен-
тах
оркестры
воинских
частей.
Инструменты
попали в лавки старьёвщиков, где продавались
за
бесценок.
Негры
наконец-то
смогли
их
приобрести.
Повсюду
стали
появляться
негритянские
духовые
оркестры,
которые
играли
по
любому
случаю:
на
праздниках,
свадьбах,
пикниках,
похоронах.
В
результате
в о к а л ь н а я
м у з ы к а
п е р е р а с т а е т
в
инструментальную.
Слайд 27
- В Америке самыми известными исполнителя-
ми джаза являются - Луи Армстронг, Бесси
Смит, Бенни Гудман, Чарли Паркер, Гленн
Миллер, Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд.
Слайд 28
А в России – Валентин Парнах, Леонид Утесов.
- Все эти исполнители стали знаменитыми
благодаря джазу. А когда сам джаз стал
знаменитым, настоящим героем дня (30-е года
20 века), многие пытались запечатлеть его
необыкновенный облик. Итак, попробуем
нарисовать его портрет. Какими особенными
чертами характера он обладает?
- Да, особенный ритм. А когда мы с вами
исполняли регтайм на инструментах, то во
время звучания вы сочиняли. То есть…
- Да. Еще одна особенность Джаза – это
импровизация.
- Именно Луи Армстронг был первым, кто
поставил в приоритет солиста-импровизатора.
Слайд 29
- А первым джазовым композитором, из белых,
был Джорж Гершвин. Он соединил
негритянскую музыку с приемами европейской
симфонической музыки. Получился
симфоджаз.
дети записывают
исполнителей в тетрадь
Ответы детей:
необычным ритм, свобода,
легкость.
Ответы детей:
Импровизировали
дети записывают в тетрадь
особенности джаза
6
Вокально-хоровая
работа
- Сейчас мы с вами исполним песню про джаз.
песня «Весь этот джаз» (исполняет Л.Долина)
распевки на дыхание
разучивание песни
7
Рефлексия
учебной
деятельности
Слайд 30
- В завершении урока я вам сейчас зачитаю
фразы, а вы на них ответьте:
Сегодня на уроке мы познакомились с
музыкальным стилем…
Из джазовых исполнителей мне
запомнился(ась)…
Особенностью джаза
является.............................................
Мне понравилось...................................
Мне не понравилось..............................
Я буду.....................................................
Анализируют собственную
деятельность
8
Домашнее задание
- Дома запишите в тетрадь определение слов
«спиричуэлс», «блюз», «регтайм», «джаз»,
«Симфоджаз»
дети записывают домашнее
задание