Напоминание

"К вопросу о становлении игрового аппарата юного пианиста".


Автор: Ульянова Жанна Васильевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 2 Волгограда
Населённый пункт: Волгоградская область, Волгоград.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "К вопросу о становлении игрового аппарата юного пианиста".
Раздел: дополнительное образование





Назад




К вопросу о становлении игрового аппарата

юного пианиста

( автор работы Ульянова Жанна Васильевна )

Очень часто к нам в школу поступают дети, которые где-то и от кого-то научились

владеть инструментом .Педагог , увидев игру такого ребенка ( примерный репертуар :

Вальс П.И. Чайковского, Полонез М. Огинского , различные песенные переложения ),

посмотрев на его торчащие в разные стороны пальцы , vibrato , напряженную позу ,

хватается за голову перед предстоящими трудностями. Гораздо легче в самом начале

правильно обучить ученика , чем исправлять образовавшиеся дурные привычки .

Как бороться с напряжением, зажатостью руки учащегося?

Фортепианной методике противопоказаны категорические «или-или» .Одна и та же

цель достигается различными способами . Но единственный путь - зто все начинать с самого

начала . Необходимо поставить руку в такие условия . в которых она просто не может быть

напряженной, связанной. Если придет к вам играющий довольно сложные произведения

с напряженной рукой, то будет чрезвычайно сложно помочь ему, оставив прежний репертуар.

Необходимо создать более легкие условия , предлагая играть самое простое и на этом

вырабатывать профессиональные игровые движения, т.е. хорошие привычки.Таким способом

можно помочь ученику исправить « испорченные « руки.

Ненапряженность руки-это главное условие игры на инструменте.Ее естественное положение

только лишь в движении . Поэтому не надо строить из руки ученика какую-то застывшую форму.

Так , 1-е упражнение на освобождение мышц мы даем уже на первом этапе обучения .

Например : « Попробуй уронить руку вниз как камень «. Ученик привыкает к ощущению свободы

руки и самостоятельно , но при поддержке педагога , следит за этим.

Свобода рук- понятие относительное.Любое движение уже есть напряжение мышц.нужно

стремиться к тому,чтобы результат , которого мы хотим достигнуть, был получен с минимальной

затратой напряжения.

Прежде ,чем бороться с напряжением руки, нужно знать причины зажатости . Одни из них :

1.

Детей начинают заставлять играть прежде ,чем они хорошо осваиваются с клавиатурой.

Если ученик после МИ долго ищет ЛЯ , а еще его заставляют при этом думать о постановке

руки и о том , что он играет - можете представить себе , что из этого получается.

2.

Маленькая рука ребенка при игре на 5 – и белых клавишах напрягается , так как в

этом положении она растянута. Рука не будет напряженной , если собрать ее горсточкой ,

а 1- й палец закруглить так , будто !- ым и 3 – им берем карандаш.

Нужно исходить из наименьшего возможного растяжения руки. Добиться ,чтобы

рука была свободной, пластичной, готовой к любому положению. Кисть , предплечье

и плечо должны действовать согласованно. Таким путем вырабатываются гибкие

и свободные движения рук.

Иногда наблюдается такое явление , что во время игры у ребенка гнутся пальцы в

суставах.Если это не природный недостаток , а просто дурная привычка, то такая привычка

является результатом перенапряжения. На слабые пальцы легла слишком большая

нагрузка и от этого они прогибаются . в этом случае не нужно стремиться к слишком

полному звуку . Укреплять пальцы лучше всего с помощью упражнений . Например , с

помощью упражнения на non legato , обращая внимание ученика на положение пальца

на клавише. Пример : Тарасова Таня , 2 кл, учит более легкие произведения , играет на non

legato не только отдельные звуки , но и двойные ноты .

Вывод : если ребенка приучать слишком рано добиваться полного звука, у него от

этого перенапряжения будут гнуться пальцы в суставах.

Правильная посадка способствует естественной хорошей игре , корпус должен иметь

две точки опоры . Стройная крепкая спина, высоко сидящая голова , опущенные плечи.

В дальнейшем необходимо разумное распределение мышечных напряжений во всем

теле пианиста . а сядет ли пианист глубже или ближе к краю стула , будет ли его корпус

несколько наклонен вперед или нет - не будет иметь большого значения, так как

является индивидуальной привычкой исполнителя .

Плоско вытянутые пальцы – это слабые пальцы . Придется заново объяснять . что

пальцы лучше всего собрать горсточкой . И повторять упражнения на их организацию .

Пение звуков на фортепиано достигается с помощью приема игры legato .

Чтобы учащиеся хорошо и выразительно фразировали мелодию, нужно как можно раньше

приучать к связной игре .Какие при этом возникают недостатки ? Прежде всего это

проблема передерживания звуков . Отсюда в игре фальшь и даже появление

vibrato , что тоже является следствием перенапряжения . Для избавления такого

явления нужно приучить ученика слушать себя , чтобы было соответствие звукового

образа с движениями и ощущениями рук .

Поверхностный звук - это еще один недостаток в игре маленького пианиста .

Ученик должен уметь различать на слух разницу между полным и поверхностным

звучанием . Для этого можно применить показ на инструменте , подкрепляя

примерами из окружающего мира звуков : голоса природы , интонации человеческого

голоса. Упражнения : извлечение отдельных звуков , связанное с глубоким плотным

погружением подушечки пальца до самого дна клавиши . Чтобы ребенок понял , нужно

привести примеры : раздави на клавише ягодку и др. Представление о красивом звуке

должно соединяться с физическим ощущением. Но сила и плотность звука –это различные

понятия. Глубоким может быть и тихий звук .

Таким образом вкратце описаны недостатки в организации игрового аппарата

юных пианистов и способы их исправления .

Используемая литература :Теплов Б.М. Способности и одаренность. М.,1985

Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,1997

Т Юдовина – Гальперина . Музыка и вся жизнь.С-П ., 2007

Я. Мильштейн .Советы ШОПЕНА пианистам .М.,1967

Использование личного опыта автора представленной работы.



В раздел образования