Автор: Ульянова Жанна Васильевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 2 Волгограда
Населённый пункт: Волгоградская область, Волгоград.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "К вопросу о становлении игрового аппарата юного пианиста".
Раздел: дополнительное образование
К вопросу о становлении игрового аппарата
юного пианиста
( автор работы Ульянова Жанна Васильевна )
Очень часто к нам в школу поступают дети, которые где-то и от кого-то научились
владеть инструментом .Педагог , увидев игру такого ребенка ( примерный репертуар :
Вальс П.И. Чайковского, Полонез М. Огинского , различные песенные переложения ),
посмотрев на его торчащие в разные стороны пальцы , vibrato , напряженную позу ,
хватается за голову перед предстоящими трудностями. Гораздо легче в самом начале
правильно обучить ученика , чем исправлять образовавшиеся дурные привычки .
Как бороться с напряжением, зажатостью руки учащегося?
Фортепианной методике противопоказаны категорические «или-или» .Одна и та же
цель достигается различными способами . Но единственный путь - зто все начинать с самого
начала . Необходимо поставить руку в такие условия . в которых она просто не может быть
напряженной, связанной. Если придет к вам играющий довольно сложные произведения
с напряженной рукой, то будет чрезвычайно сложно помочь ему, оставив прежний репертуар.
Необходимо создать более легкие условия , предлагая играть самое простое и на этом
вырабатывать профессиональные игровые движения, т.е. хорошие привычки.Таким способом
можно помочь ученику исправить « испорченные « руки.
Ненапряженность руки-это главное условие игры на инструменте.Ее естественное положение
только лишь в движении . Поэтому не надо строить из руки ученика какую-то застывшую форму.
Так , 1-е упражнение на освобождение мышц мы даем уже на первом этапе обучения .
Например : « Попробуй уронить руку вниз как камень «. Ученик привыкает к ощущению свободы
руки и самостоятельно , но при поддержке педагога , следит за этим.
Свобода рук- понятие относительное.Любое движение уже есть напряжение мышц.нужно
стремиться к тому,чтобы результат , которого мы хотим достигнуть, был получен с минимальной
затратой напряжения.
Прежде ,чем бороться с напряжением руки, нужно знать причины зажатости . Одни из них :
1.
Детей начинают заставлять играть прежде ,чем они хорошо осваиваются с клавиатурой.
Если ученик после МИ долго ищет ЛЯ , а еще его заставляют при этом думать о постановке
руки и о том , что он играет - можете представить себе , что из этого получается.
2.
Маленькая рука ребенка при игре на 5 – и белых клавишах напрягается , так как в
этом положении она растянута. Рука не будет напряженной , если собрать ее горсточкой ,
а 1- й палец закруглить так , будто !- ым и 3 – им берем карандаш.
Нужно исходить из наименьшего возможного растяжения руки. Добиться ,чтобы
рука была свободной, пластичной, готовой к любому положению. Кисть , предплечье
и плечо должны действовать согласованно. Таким путем вырабатываются гибкие
и свободные движения рук.
Иногда наблюдается такое явление , что во время игры у ребенка гнутся пальцы в
суставах.Если это не природный недостаток , а просто дурная привычка, то такая привычка
является результатом перенапряжения. На слабые пальцы легла слишком большая
нагрузка и от этого они прогибаются . в этом случае не нужно стремиться к слишком
полному звуку . Укреплять пальцы лучше всего с помощью упражнений . Например , с
помощью упражнения на non legato , обращая внимание ученика на положение пальца
на клавише. Пример : Тарасова Таня , 2 кл, учит более легкие произведения , играет на non
legato не только отдельные звуки , но и двойные ноты .
Вывод : если ребенка приучать слишком рано добиваться полного звука, у него от
этого перенапряжения будут гнуться пальцы в суставах.
Правильная посадка способствует естественной хорошей игре , корпус должен иметь
две точки опоры . Стройная крепкая спина, высоко сидящая голова , опущенные плечи.
В дальнейшем необходимо разумное распределение мышечных напряжений во всем
теле пианиста . а сядет ли пианист глубже или ближе к краю стула , будет ли его корпус
несколько наклонен вперед или нет - не будет иметь большого значения, так как
является индивидуальной привычкой исполнителя .
Плоско вытянутые пальцы – это слабые пальцы . Придется заново объяснять . что
пальцы лучше всего собрать горсточкой . И повторять упражнения на их организацию .
Пение звуков на фортепиано достигается с помощью приема игры legato .
Чтобы учащиеся хорошо и выразительно фразировали мелодию, нужно как можно раньше
приучать к связной игре .Какие при этом возникают недостатки ? Прежде всего это
проблема передерживания звуков . Отсюда в игре фальшь и даже появление
vibrato , что тоже является следствием перенапряжения . Для избавления такого
явления нужно приучить ученика слушать себя , чтобы было соответствие звукового
образа с движениями и ощущениями рук .
Поверхностный звук - это еще один недостаток в игре маленького пианиста .
Ученик должен уметь различать на слух разницу между полным и поверхностным
звучанием . Для этого можно применить показ на инструменте , подкрепляя
примерами из окружающего мира звуков : голоса природы , интонации человеческого
голоса. Упражнения : извлечение отдельных звуков , связанное с глубоким плотным
погружением подушечки пальца до самого дна клавиши . Чтобы ребенок понял , нужно
привести примеры : раздави на клавише ягодку и др. Представление о красивом звуке
должно соединяться с физическим ощущением. Но сила и плотность звука –это различные
понятия. Глубоким может быть и тихий звук .
Таким образом вкратце описаны недостатки в организации игрового аппарата
юных пианистов и способы их исправления .
Используемая литература :Теплов Б.М. Способности и одаренность. М.,1985
Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,1997
Т Юдовина – Гальперина . Музыка и вся жизнь.С-П ., 2007
Я. Мильштейн .Советы ШОПЕНА пианистам .М.,1967
Использование личного опыта автора представленной работы.