Напоминание

«Республиканская инновационная площадка по сетевой форме реализации основной образовательной программы ДОУ»


Автор: Абрамова Ньургустана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ – ЦРР – д⁄с №1 "Родничок" с.Бердигестях МР "Горный улус" РС(Я)
Населённый пункт: с.Бердигестях Горного улуса
Наименование материала: статья
Тема: «Республиканская инновационная площадка по сетевой форме реализации основной образовательной программы ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития

ребенка – детский сад №1 «Родничок» с. Бердигестях МР «Горный улус» РС (Я)

Научно – методическая статья на тему

«Республиканская инновационная площадка

по сетевой форме реализации основной образовательной

программы ДОУ»

Выполнила: Абрамова Ньургустана

Владимировна старший воспитатель

2016г.

В современных условиях развития системы образования в сельской местности, очевидно, что

одним из факторов повышения качество образования является социальное партнерство с целью создания

открытого образовательного пространства, эффективной организации образовательной деятельности,

социализации детей, расширения их кругозора рассматривается в качестве актуального направления

развития нашей дошкольной образовательной организации.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ, обеспечивающая возможность

освоения

обучающимся

образовательной

программы

с

использованием

ресурсов

нескольких

организаций,

осуществляющих

образовательную

деятельность.

В

реализации

образовательных

программ

с

использованием

сетевой

формы

наряду

с

учреждениями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

могут

участвовать,

культурно-образовательные

учреждения,

обладающие необходимыми ресурсами; семьи воспитанников детского сада.

По реализации данного проекта состав творческой группы вначале разработали положение о

сетевой форме реализации образовательных программ.

Подписали трехсторонний договор о сетевой

форме реализации образовательной программы МБДОУ «Родничок», «Солнышко» и «Олонхо кэскилэ»

с.Бердигестях

работающих

по

программе

«Радуга».

Так

же

разработаны

и

утверждены

образовательные программы.

В чем заключается смысл сетевой взаимодействии данных учреждений?

- во первых в использовании кадрового потенциала

- во вторых в использовании предметно-пространственной среды развития ребенка

- в третьих целью повышение творческой и профессиональной активности педагогов.

Основными функциями сетевого взаимодействия ДОУ являются:

Организационная

организация

взаимодействия,

координация

деятельности

обьектов

сети,

организация обмена ресурсами; организация повышения квалификации с использованием ресурсов сети;

Информационная - организация информационных потоков внутри сети; организация рекламной

деятельности; использование средств массовой информации для освещения деятельности сети;

Коммуникативная

совместное

решение

задач,

реализация

проектов,

обсуждение

наиболее

значимых профессиональных проблем, реализация индивидуальных потребностей через общение.

Проблематика проекта состоит в развитии содержательного партнерства для создания единого

образовательного пространства развития ребенка по формированию начал гражданственности у детей

дошкольного

возраста;

и

в

организации сетевого

взаимодействие

как

средство

развития

профессиональной компетентности педагогов, реализующую единую программу.

Организация сетевого взаимодействия ДОУ как фактор повышения качества дошкольного

образования.

Развитие

социальных

связей

ДОУ

с

культурными

-

образовательными

учреждениями,

учреждениями спорта дает дополнительный импульс для духовного культурного обогащения личности

ребенка

с

первых

лет

жизни.

Одновременно

способствует

росту

профессионального

мастерства

педагогов детского сада, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей

в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Именно сетевое взаимодействие было выбрано нами как одно из приоритетных направлений как

фактор повышения качества дошкольного образования.

Целевыми

ориентирами

развития

дошкольника

становиться

социокультурное

развитие,

способность

ребенка

следовать

социальным

нормам

поведения,

умения

спорить

межличностные

отношения на принципах морали и нравственности, умение договариваться, учитывать интересы и

чувства других, сопереживать и радоваться успехами других.

Одной из педагогических технологий гражданского воспитания детей мы отмечаем

педагогическое сопровождение родителей по развитию начал гражданственности у детей. В начале

нового учебного года, перед тем как построить и запланировать работу с родителями у нас возникали ряд

вопросов: каким образом найти приемлемые способы взаимодействия, как привлечь внимание к

проводимой работе, как убедить наименее активных родителей к участию к предложенным

мероприятиям, как использовать творчески активных и инициативных родителей в своей работе.

В качестве одной из ведущих форм работы с родителями нами выбрана проектная деятельность в

ДОУ – одна из новых форм работы с детьми и их родителями, нацеленная на развитие познавательной

активности старших дошкольников. Главной задачей проектной деятельности было – привлечь внимание

взрослых и детей к друг другу. Дать им возможность почувствовать радость сотрудничества.

В нашем ОУ реализуются следующие социокультурные проекты:

- Творческие проекты, связывающие с семьями наших воспитанников: по социально-коммуникативному

развитию

реализуется

творческий

проект «Дьиэ кэргэн олох төрдө»; по познавательному развитию

реализуем проект «Мой мир»; по художественно-эстетическому развитию «Ыллыыр дьиэ кэргэн»,

«Песня года».

С культурно-образовательными учреждениями реализуются следующие социокультурные проекты:

- «Сэьэргэьиэххэ» совместный образовательный проект с радиокомпанией «Дабаан»

- «Кинигэ мин до5орум» с детской библиотекой;

- «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через игру русские шашки» совместный

проект с ДЮСШ.

- Проект «В мире музыки» с музыкальной школой искусств.

- Проект «Мы в музее».

Заключение договора о сотрудничестве ДОУ с каждым учреждений способствует повышению

эффективности взаимодействия, позволяет объединить усилия ради достижения поставленных целей.

В первую очередь, партнерами ДОУ являются, конечно, родители детей. Так, благодаря семьями

воспитанников воплощаются самые оригинальные идеи, постоянно осуществляется творческий процесс.

Дошкольники осознают, что родители принимают участие в организации их уютной жизни в детском

саду. В то же время у родителей появляется возможность узнать о своих детях больше, их интересах,

достижениях и трудностях.

Проект «Мой мир».

Цель: Развитие познавательной активности, интересов и способностей детей, через проектную

деятельность детей и взрослых.

Задачи:

1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Овладение речью как средством общения и культуры.

5. Воспитывать гуманное отношение ребенка к окружающему миру.

В начале мы провели всеобуч для родителей по теме «Проектная деятельность дошкольника».

Здесь

мы

объясняли,

что

проектная

деятельность

дошкольника

развивается

поэтапно,

при

непосредственном участии и поддержке взрослого. Так же провели беседы,

раздавали

памятки по

разработке проектов, адресные консультации всем родителям.

Затем организовали каждый месяц защиту проектов для детей старших и подготовительных

групп. В основу нашей работы по ознакомлению детей с родным краем был положен проектный метод,

который предполагает постановку проблемы (1-этап), ее обсуждение (2-этап), работу над проектом(3-

этап), включающую поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями, презентацию

(4-этап). Существенным моментом в работе над проектам является постановка новой проблемы (5-этап).

И в конце учебного года проводим конкурс совместных проектов «Мой мир». По итогам проектной

деятельности, в течение 6 лет собран богатый материал в ДОУ. Разработано более 100 различных

проектов.

Творческий проект «Дьиэ кэргэн-олох төрдө».

Цель проекта: передача накопленного опыта воспитания, культуры и традиции народа Саха из

поколения в поколение. Поддержка молодых семей по воспитанию и развитию детей.

Одна

из

форм

работы

творческие

домашние

задания

для

детей

и

родителей

в

форме

сообщений-презентаций. Организация творческих домашних заданий дело не только увлекательное, но и

вполне реальное при условии плодотворного сотрудничества с семьей. Важно заинтересовать родителей

перспективами

предстоящей

работы.

Вовлечь

в

жизнь

нашей

группы,

сделать

союзниками

и

помощниками. Творческие задания в нашей группе презентовались по следующим темам: «История

возникновения моей семьи»; «Девиз нашей семьи»; «Родословное древо нашей семьи»; «Герб моей

семьи»; фотоколлаж «Мои планы и мечты на будущее». Главным условием этих презентаций является

то, что дети сами, заранее подготовившись к выступлению, рассказывают свои краткие сообщения, а

первыми благодарными, и самое главное, не критичными слушателями этих сообщений, конечно же,

являются их воспитатели и родители. По итогам организовали смотр-конкурс «Дьиэ кэргэн-олох тэрдэ»,

который прошел в три этапа: внутригрупповой, внутрисадовский и среди МО «Радуга»

Творческий проект «Песня года»

Этот проект реализуется в форме конкурса сольных исполнений. Выявление и поддержка

талантливых детей, повышение их исполнительского мастерства и сценической культуры. Пропаганда

детских песен и развитие позитивного детского репертуара. Стимулирование развития детского

песенного творчества.

Творческий проект «Ыллыыр дьиэ кэргэн»

На высоком уровне прошел конкурс «Ыллыыр дьиэ кэргэн», где участвовали желающие семьи.

Задачими конкурса были: развитие музыкальных способностей воспитанников; обеспечение ситуации

успеха каждому ребенку. сплочение семьи посредством песенного творчества; повышение роли родителя

в музыкальном воспитании ребенка.

Разработаны положение конкурсов.

Во вторую очередь, социальными партнерами выступают культурно-образовательные учреждения

села. Благодаря взаимодействию с ними жизнь детей и всех участников образовательных отношений

становится

насыщенной,

яркой

и

необычной.

Взаимодействие

осуществляется

через

проектную

деятельность.

«Сэьэргэьиэххэ» совместный образовательный проект с радиокомпанией «Дабаан»

Цель проекта:

Обеспечение ситуации успеха каждого ребенка во всех видах детской деятельности. Развитие

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Задачи: овладение речью как средством общения и культуры; развитие воображения и творческой

активности.

Такие социокультурные проекты повышают эмоциональное блгополучие, дарят радость, также у ребят

повышается ответственность, коммуникабельность. Учаться оценивать свои возможности. Услышав по

радио свой голос они очень волнуются... на следующий раз они стараются, готовятся своим

выступленим ответственно.

«Кинигэ мин до5орум» с детской библиотекой;

Цель проекта: привить с малых лет любовь к чтению и бережное отношение книжкам.

Сотрудники

детской

библиотеки

всегда

рады

организовать

для

воспитанников

увлекательную

тематическую экскурсию, встретить их загадками, показать интересные книги и журналы. Проводят

ежегодно

конкурсы

стихотворения

«Веселая

уточка»..

Работает

передвижная

библиотека,

книги

приносят в детский сад. Работает экран «Чтение сказки -детям»

для родителей. После таких

мероприятий, как правило, дети приводят свох родителей. Так дошкольники становятся постоянными

читателями библиотек.

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через игру русские шашки»

совместный проект с ДЮСШ.

Цель: раннее приобщение дошкольников к интеллектуальным, позиционным играм, развитие

интеллекта,

творческих

способностей

детей.

Практическая

значимость

проекта заключается

в

возможности

распространении

передового

опыта,

совершенствовании

технологии

подготовки

дошкольников к русским шашкам и раннего выявления их индивидуальных способностей

Разработана положение конкурса, вот уже восьмой год ежегодного совместно с тренерами ДЮСШ

проводим личностно- командное первенство по русским шашкам среди МБДОУ Горного улуса.

Также

понимая

важность,

значение

приобщения

детей

с

культурным

наследием

улуса,

разработали проект «Мы в музее». Составили экскурсионный маршрут в музеи и памятные места села.

Весной

и

осенью

с

воспитанниками

по

плану

посещаем

музеи,

и

памятные

места

нашего

села.

Первоочередная задача наших музеев – пробуждать интерес молодежи к материальным и духовным

ценностям

родного

народа,

чтобы

знать

и

чтить

его

историю,

приумножать

и

способствовать

процветанию родной земли и духовного наследия предков.

Р

Экскурсионный маршрут в памятные и культурные места с. Бердигестях.

Сегогдня можно с уверенностью сказать, что социальное партнерство, как способ достижения

высоких результатов детей, сотрудников учреждений – партнеров ДОО дает возможность реализоваться

всем участникам взаимодействия и способствует повышению качества дошкольного образования.

1.

Создание

сетевого

взаимодействия

инициатив

ДОУ

по

воспитанию

начал

гражданственности у дошкольников.

Каждое

ДОУ

предоставляет

свои

образовательные

инициативы

по

воспитанию

начал

гражданственности, у дошкольников, используя свои ресурсы, кадры и возможности.

Образовательная инициатива МБДОУ-ЦРР-детский сад №1 «Родничок»

1.Образовательный проект «Ознакомление дошкольников с родным селом как средство гражданского

воспитания» - воспитатель Дьячковксая Е.К.

2.Образовательный

проект

«Патриотическое

воспитание

посредством

знакомства

с

творчеством

знаменитых земляков” Задачи проекта:

o

Ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему.

o

Вызвать интерес у детей к истории развития культурной жизни Горного улуса;

o

Систематизировать и углубить знания детей о знаменитых земляках.

o

Воспитывать в детях чувство уважения и гордости за знаменитых земляков

3. Конкурс совместной проектной деятельности взрослого и ребенка «МОЙ МИР».

4. ТОК-ШОУ для воспитанников подготовительной группы «Тапталлаах төрөөбүт дойдум».

Насыщения и организация предметно-развивающей среды ДОУ нравственно-гражданским духом

одна и з важных

задач

ДОУ. По насыщению воспитательной среды и ознакомлению с творчеством

знаменитых

земляков

в

2009

г.

в

нашем

учреждении

педагогами

был

разработан

проект

«Мои

знаменитые земляки». Целью проекта было создание в детском саду фото галереи и мини библиотеки.

Реализацию этого проекта мы внедрили в жизнь детского сада. Ознакомление детей со знаменитыми

земляками входит в содержание патриотического воспитания. В подготовительной к школе группе детей

знакомят с основными достопримечательностями родного села, даются сведения об

истории улуса,

поселков, знаменитых людях, прославивших родное село, край.

Образовательная инициатива МБДОУ – детский сад №4«Солнышко»

«Ознакомление с русской народной культурой»

Цель: познакомить детей с русской горницей, его обитателями, «окунуть » детей в атмосферу русского

быта, воспитывать уважение к русской культуре.

1.Экскурсия в музей «Русская горница»

2.Развлечение «Широкая масленица»

3.Проект «В мире музыки»

Образовательная инициатива МБДОУ-Детский сад №6 «Олонхо кэскилэ»

1.

Сохранение самоценности шедевра человечества «Олонхо»,

через организацию различных видов

деятельности детей. Цель: приобщение детей к национальной культуре, духовности родного народа

Содержание работы:

o

Беседа на тему «Олонхо ыалын тэлгэьэтэ» (ознакомление с деревянным конструктором ) -

воспитатель Степанова Ф.Е.

o

Ознакомление с героями-куклами эпоса олонхо «Дьурулуйар Ньургун Боотур» - воспитатель

Скрыбыкина А.С.

o

Знакомство с настольными играми «Олонхо геройдара»,

«Сайылык», «Эбугэлэрбит

тэрут

оонньуулара», «Сахалыы иЬиттэр» - воспитатель Саввина М.Р..

o

Мастер-класс по обучению на якутских национальных ударных инструментах - музыкальный

руководитель Данилова А.Г.

o

Выставка бумажных поделок, изготовленных по технике оригами и рисунков по мотивам Олонхо.

2. Деловая игра для педагогов ТОК ШОУ, посвященный к 85-летнему юбилею Горного улуса.

3. Национальный праздник «Ысыах». Цель: приобщение детей к народной культуре, традициям и обычаям.

2.

Создание

сообщество

педагогов

-

единомышленников,

как

механизм

развития

профессиональной компетентности педагога.

Введение ФГОС ДО обусловило возрастающие требования общества к качеству образования и

педагогическому

профессионализму

педагогов.

Сегодня

востребован

творческий,

компетентный,

способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в соответствии с новой

образовательной

ситуацией.

На

современном

этапе

организация

профессионального

сетевого

взаимодействие педагогов МБДОУ ЦРР – д/с «Родничок», «Солнышко», «Олонхо кэскилэ» работающих

по одной программе «Радуга» – это

эффективное средство помощи педагогическим коллективам в

решении актуальных задач ФГОС ДО.

Основные направления цели и задачи повышения профессиональной деятельности.

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта (далее –

ФГОС) дошкольного образования необходимо методическое сопровождение педагогов по развитию

профессиональной компетентности по следующим направлениям:

в совершенствовании педагогической деятельности;

во внедрении в практику работы инновационных технологий.

изучения уровня профессиональной компетентности и выявлении их профессиональных

потребностей и проблем;

организации работы по повышению квалификации;

Цель МО «Радуга»: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области

организации образовательной деятельности и обновления содержания в соответствии ФГОС ДО.

Задачи сетевого взаимодействия:

Содействовать обеспечению профессионального, культурного и творческого роста педагогов.

Организовать обобщение педагогического опыта, осуществление его пропаганды и внедрение в

практику работы ДОУ.

Совершенствовать методики проведения различных форм деятельности педагогов

Творческой

группой

разработан совместный план методического сопровождения педагогов

по

развитию профессиональной компетентности. Разработали дорожную карту реализации проекта.

В начале исследовательской работы

провели изучение уровня профессиональной

компетентности и выявлении их профессиональных потребностей и проблем.

Использовали такие

инструментарии как изучение ППО педагогов; изучение запросов педагогов (адресные заявки); анализ

самообразовательной работы педагогов.

Для определения уровня профессиональной компетентности

педагогов

ДОУ

мы

выбрали

комплексную

методику,

составленную

на

основе

трех

компонентов

профессиональной компетентности педагогов ДОУ: когнитивного, деятельностного и профессионально-

личностного.. Анализ уровня самоактуализации по вопроснику «САМОАЛ» Э.Шостра педагогов; и в

течение учебного года заполняется карточка педагогической активности.

Организация

работы

по

повышению

квалификации

педагогов

ведется

систематически

и

целенаправленно.

По

итогам

изучения

изучению

уровня

профессиональной

компетентности

и

выявлении их профессиональных потребностей и проблем составляется план работы на год. По итогам

изучения изучение передового педагогического опыта педагогов и анализа самообразовательной работы

педагогов составляется план личностного роста педагога от аттестации к аттестации. Методическое

сопровождение

педагогов

ведем

по

индивидуальным

планам

каждого

педагога

от

аттестации

к

аттестации. Так же в начале учебного года изучаем запросы педагогов (собираем адресные заявки)

целью

оказание

адресных

консультаций. По

совершенствованию

педагогической

деятельности

проведены

методические,

педагогические

советы,

практические

семинары,

деловые

игры

и

педагогические мероприятия. Образовательных учреждениях внедрены и реализуются

в

практику

такие

инновационные

педагогические

технологии

как

технология

проектирования

образовательной

среды;

игровые

технологии

в

ДО;

технология

развития

творческого

воображения

дошкольников; технология предоставления ребенку успешного опыта лидерства и работы в группе;

технология организации творческой недели.

Таким образом, благодаря освоенной системе работы по развитию начал гражданственности детей

дошкольного

возраста

максимально

активизировался

процесс

реализации

второй

части

основной

образовательной программы, сам процесс воспитательной деятельности, что стало важнейшим фактором

развития образовательных учреждений в целом.

1.

Достаточно высокий уровень развития нравственных и гуманных чувств. Достаточно высокий

уровень общего кругозора и мировоззрения, а также адекватные возрасту и знаниям умения вести себя в

обществе сверстников и обществе взрослых.

2.

Умение контролировать и установить соответствующие возрасту выводы и умозаключения на

происходящее в социуме.

Обогатилась и пополнилась предметно-развивающая среда, повысился уровень знаний и умений

детей по формированию элементов и начал гражданственности.



В раздел образования