Напоминание

Работа со словом, как метод устранения неуспешности учащихся начальной школе


Автор: Алесина Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 28"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Работа со словом, как метод устранения неуспешности учащихся начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Работа со словом, как метод устранения

неуспешности учащихся начальной школе

На данном этапе образования требуется создание максимально

благоприятных условий для раскрытия способностей и дарований учеников с

целью их дальнейшего самоопределения. Следовательно, необходим учет

психофизиологической

самобытности

различных

возрастных

этапов

в

процессе

развития

ребенка,

особенностей

социального

и

культурного

контекста жизни ученика, сложности и неоднозначности его внутреннего

мира. Таки образом основным смыслом педагогического процесса становится

развитие ученика.

Территориальные

условия,

состав

населения

вызвали

необходимость

создания

неординарной,

но

адекватной

образовательной

системы

для

оказания

квалифицированного

коррегирующего

воздействия.

Действенная

забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает личностно-

ориентированный подход к воспитанию и обучению каждого ребенка.

Коллектив учащихся у меня в классе на ряду с основным составом

выделяет детей:

1.

С нарушением темпа развития;

2.

С задержкой психического развития;

3.

Социально-депривированные дети;

4.

С педагогической запущенностью.

После медицинского обследования при приеме в школу выявили: детей

с нарушением осанки; детей, наблюдающиеся у окулиста; детей требующих

помощи логопеда.

Анализируя контингент детей, разработала план оказания социальной

и

педагогической

помощи

детям.

Для

работы

со

слабоуспевающими

учащимися за основу взята концепция перспективно-опережающего обучения

и методика изучения русского языка, так как у некоторых ребят выявлен

низкий

уровень

психосоциальной

зрелости

и

часто

с

нарушением

речи.

Входная диагностика уровня развития речи выявила непонимание слова, как

единицы речи. У всех учащихся наблюдается слабый запас сведений об

окружающем

мире.

Поэтому

первоочередной

задачей

стала

работа

над

пониманием учеником значения слов.

Эта работа разбита на четыре этапа:

1.

Этап. Это этап работы со словом. Для каждого ученика подготовлены

карточки

со

значением

слова

и

его

изображение.

Ребенок

должен

научиться точно соотносить слово и изображение. 100 слов разделены

на 25 карточек по 4 слова на каждой. Когда ребенок точно определяет

условное обозначение слова, ему предлагаются следующие карточки.

2.

На

втором

этапе

необходимо

использовать

карточки

на

умение

применить слово. На них изображены условные схемы предложений и

картинка, иллюстрирующая подходящее слово, которое и предложить

найти

ученику.

Когда

ребенок

овладеет

этой

конструкцией,

можно

переходить к следующему этапу.

3.

Этот этап – развитие словарного запаса. На карточке записывается

несколько значений одного слова, и ученик должен точно подобрать

значение применительно к ситуации. На других карточках детям также

предлагаются

небольшие

кроссворды.

Когда

ученик

работает

с

кроссвордом, осуществляется анализ и синтез слова.

4.

На

этом

этапе

ученик

самостоятельно

составляет

предложение

с

заданным

ему

словом

или

продолжает

предложение

своим,

подходящим и точным по смыслу.

В работе над пониманием значения слова хорошо использовать игровые

физминутки,

во

время

которых

ребенок

выполняя

упражнения,

одновременно усваивает значение слов. На всех этапах работы дети учатся

видеть

и

находить

орфограмму

и

проверять

ее

нужным

словом

(за

исключением словарных слов).

В работе над словом необходимо применять опорные схемы – это

снимет напряжение и страх. Схема станет алгоритмом рассуждения и

доказательства.

Внимание

будет

направлено

не

на

запоминание

или

воспроизведение изученного, а на проблему, на размышление, осознание

причинно-следственных связей.

Также в ходе работы ввожу дисциплину труда, для того чтобы ученики

научились правильно организовывать свой труд, не допускать пассивное

отбывание

учебного

времени.

Этого

добиваюсь

с

помощью

комментированного

управления.

Деятельностью

класса

на

уроке

руководит

не

только

учитель,

но

и

сами

ученики.

Дети

по

очереди

пробуют комментировать, проговаривать свою деятельность. Это хорошо

развивает речь учащихся, снимает напряжение, страх перед ответом. При

этом ученик будет знать, что от его работы зависит работа всего класса,

возрастет ответственность за принятое решение. Надо учить говорить

четко, громко и понятно. Повысится авторитет отвечающего, внимание к

ответу. Слушая ведущего, корректно его поправляю, но если возникнут

ошибки

в

ответе,

то

ребята

сами

должны

будут

исправить

их.

Комментированное управление решает не только развивающие задачи. У

детей

вырабатывается

гармоничный,

комплексный

учебный

навык

(говорю-мыслю, говорю-записываю). Создается общий деловой настрой,

единый темп работы, задаваемый самими учениками. Комментирование с

рассуждениями и доказательствами вырабатывает устойчивый навык.

На уроках математики необходимо учить находить правильное

решение задачи с опорой на алгоритм. Главное – правильно и осознанно

прочитать условие, выделить вопрос, научить думать. Поэтому нужно

научить детей искать в условии задачи опорные слова, чаще всего это

глаголы

(было,

взяли,

ушли,

продали,

купили

и

т.д.)

или

слова

помощники: всего, в каждом, больше на…, меньше на…, на сколько, во

сколько раз. Научить правильно оперировать знаками «плюс», «минус»,

«умножить», «разделить», «больше», «меньше». Практиковать решение

задач

с

опережающими

вопросами,

за

которыми

следует

решение.

В

задаче четко разделять вопрос и условие.

Только комплексная работа со словом способствует развитию

основных

психических

функций

ребенка.

Работа

в

парах

и

группах

поможет в детях развивать ответственность, осознание важности своей

роли.

На уроках русского языка можно использовать разгадывание

кроссвордов при изучении словарных слов. Для расширения кругозора,

словарного запаса хорошо использовать тематический текст. Предложение

разрезается на слова, которые перемешиваются. Проводится коллективная

работа по восстановлению первоначального текста. По выбору каждый

ученик может записать то предложение, которое он понял. Ребенок может

добавить свое предложение, схожее по смыслу. Таким образом происходит

установление причинно-следственных связей, пополнение

На уроках литературного чтения для работы со словом и его

значением предпочтение отдаю чтению вслух вместе с учениками. Это

позволит

вырабатывать

правильность

произношения

и

развивать

темп

чтения.

Осознание прочитанного происходит при повторном чтении,

когда темп замедляется и включаются мыслительные процессы учащихся.

Выделяются четыре этапа чтения текста:

1)

Самостоятельное чтение;

2)

Чтение вместе с учителем;

3)

Чтение по цепочке или громким шепотом;

4)

Чтение в заданном темпе (можно под метроном).

Для развития темпа чтения хорошо практиковать чтение стихотворений

под музыку. Одним из приемов развития речи и работой над словом является

разыгрывание

прочитанных

рассказов

по

ролям

(инсценировка),

в

ходе

которого дети могут передать характер героев, показать значение слов в

действии, просто войти в образ. Все это раскрепощает детей. Учитель тоже

принимает

участие

в

инсценировках,

что

способствует

сблизиться

с

ребятами, дети начинают доверять взрослому и не боятся общения с ними.

Очень важно создать на уроках ситуацию с гарантированным успехом,

чтобы каждый ребенок был востребован и удовлетворен своей работой. Успех

порождает новый успех и усиливает уверенность в себе. Необходима всем

ученикам предоставлять возможность высказаться на уроке.

Из помощи учителя-ученику используется стимулирующая, направляющая,

обучающая.

В

работе

со

слабоуспевающими

ребятами

необходимо

использовать следующие методы обучения:

1.

Метод эмоционального воздействия (эмоции влияют на содержание и

динамику восприятия, внимание, воображение, память, мышление);

2.

Метод

сопряженно-отраженной

деятельности-проговаривание

с

ребенком, пока у него не получится;

3.

Метод социально-бытовой ориентированности (материал приближен к

жизни);

4.

Метод сугестопадии, который основан на увеличение эффективности

запоминания (заучивание стихов под музыку);

5.

Метод обучения на пределе трудности в зоне ближайшего развития, т.е.

предварительное включение сложного материала в урок с постепенной

переработкой, с использованием моделей и опорных схем.

Главное – научить детей наглядно-образным формам выражения

мысли: правила положить на схемы, факты – в таблицы, а научные знания

- в символы.

Природой в ребенке заложены любопытство, любознательность,

способность

удивляться.

Если

понимать

учение

широко,

как

процесс

накопления

знаний

и

опыта,

объективно

являющейся

необходимой

составляющей

жизни

человека,

то

можно

сказать,

что

все

дети хотят

учиться.

В .

А .

Су хо м л и н с к и й

п и с а л :

« В

с а м о м

п о н я т и и

«любознательность» таится глубокий смысл: это растущая, никогда не

угасающая, а, наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и

стремление

узнать,

объяснить».

(Стоит

сразу

подчеркнуть

два

существенных

момента.

Первое:

дети

хотят

учиться,

а

не

быть

обучаемыми. Второе: большинство первоклассников хочет учиться, но не

умеет осуществлять учебную деятельность.)

Построить работу с учетом потребностей и возможностей детства –

значит сделать шаг навстречу ребенку, приблизиться к нему, предстать

перед ним человеком, заинтересованным его судьбой. В ходе таких уроков

мы можем указать детям путь к самореализации, самовыражению через

поиск ответов на непростые вопросы, дать почувствовать удовлетворение

результатами своего труда. Большинство детей реализует заложенные в

них природой потребности и без нашей помощи, но далеко не всегда за

школьной партой и, увы, не всегда конструктивно!



В раздел образования