Напоминание

"Музыкальный портрет" К 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича


Автор: Мельникова Лариса Ильинична
Должность: преподаватель высшей категории по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа №5"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Музыкальный портрет" К 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мельникова Лариса Ильинична,

преподаватель фортепиано

МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 5» г. Пермь

Музыкальный портрет

К 110-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича

Дмитрий Дмитриевич Шостакович, великий композитор XX века, подчёркивал

огромное

значение

музыки,

которая

открывает

удивительный

мир

высоких

чувств,

мыслей и страстей, показывает нам жизнь в новых тонах и красках. Его музыка —

сильнейшее художественное воплощение нашего времени. Судьба страны, собственная

судьба композитора привели к созданию произведений потрясающей силы. О том, что

происходило в нашей стране и во всем мире, Шостакович говорил с остротой личного

переживания.

Композитор

был

свидетелем

великих

исторических

событий:

первая

мировая

война, социалистическая революция в России, Великая Отечественная война. Вся жизнь

страны, её народа, все тяготы и трагедии века нашли мощное эмоциональное отражение в

его музыке.

"И каждый раз над новым сочинением он, задыхаясь, жизнью рисковал", - писал о

Шостаковиче советский поэт – песенник Марк Лисянский.

Д.Д. Шостакович является одним из самых исполняемых композиторов в мире. Его

музыкальные произведения яркие, самобытные, с удивительным музыкальным языком,

имеют огромную художественную ценность. В сочинениях Шостаковича проявляется его

творческая индивидуальность и неповторимый музыкальный почерк.

Природа одарила Дмитрия Дмитриевича Шостаковича характером необычайной

чистоты и отзывчивости. В редкостной гармонии сливались в нем начала — творческое,

духовное

и

нравственное.

Внешне

хрупкий,

многие

годы

выглядевший

юным,

Шостакович был застенчив, немногословен, скромен, несколько неловок. И в то же время

Дмитрий Дмитриевич был остроумен, общителен, подвижен. Мало кто из композиторов

был так признан и прославлен при жизни, как он.

Музыка XX века сложна для восприятия. Она полна противоречий и кризисных

черт. Не было создано единого, общего эстетического движения, которое объединило бы

разных творцов и стало бы стилевой доминантой столетия, как было в предшествующие

эпохи. Через такой индивидуализм образовался самостоятельный «стиль Шостаковича».

«25 сентября 1906 года в России должен был родиться Дмитрий Шостакович, ибо

Россия знала, что ее ждет, и нуждалась в гениальном музыканте-свидетеле» (Л. Гаккель)

Заслуги

Шостаковича

отмечены

присвоением

ему

многих

почетных

званий

и

наград. Его творчество обозначило в музыке совершенно новую эпоху.

Композитор

воскресил большие формы классического музыкального искусства, вдохнув в них новое

содержание, новую жизнь, и создал новый тип симфонического творчества, внеся тем

самым вклад исторического значения в мировой музыкальный процесс.

Музыка Шостаковича, как детская, так и взрослая, имеет свои отличительные

особенности.

Они

касались

ладовой

структуры,

ритмики,

исполнительских

средств.

Очень интересен ладовый стиль композитора. Опираясь на мажор и минор, Шостакович

свободно трактовал эти основополагающие лады, прибегал к битональности, то есть к

одновременному звучанию двух тональностей. Иногда один лад сменялся другим даже в

рамках одного музыкального построения или темы. Композитор очень часто вводил

пониженные

(реже

повышенные)

ступени

лада,

которые

до

Шостаковича

не

применялись.

Много отличительных черт имела мелодика Шостаковича. Очень часто он свои

мелодии подкреплял скупыми, простыми гармониями. Но в этом случае сама мелодика

принимала на себя функции гармонии, меняясь буквально в каждом такте.

Еще одна творческая индивидуальность в стиле – речитативность. Она раскрывает

настойчивое стремление музыку речи. Когда слушаешь фортепиано, то кажется, что

звуки поют, плачут и смеются. В мелодии много изломов, острых углов – обилие

мелодических скачков на сексту, септиму, октаву

Во время Великой Отечественной войны Шостакович, оставшись в осаждённом

городе

Ленинграде,

пишет

свою

Седьмую

«Ленинградскую»

симфонию.

До

начала

октября были закончены три её первые части. Затем Шостакович вылетел в Куйбышев и

здесь в декабре завершил симфонию.

Ей суждено было стать самым известным его произведением, прославившим имя

Шостаковича за пределами СССР. Премьера симфонии состоялась в марте 1942 года в

Куйбышеве.

В

августе

она

прозвучала

в

Ленинградской

Филармонии,

что

стало

важнейшим событием в городе.

Композитор работал во всех жанрах: 15 симфоний, концерты для солирующих

инструментов, камерная музыка, оперы, балеты, оратория, 2 кантаты, романсы и песни,

музыка к театральным постановкам и фильмам («Простые люди», «Молодая гвардия»,

«Падение Берлина», «Овод», «Гамлет», «Король Лир»), фортепианные произведения.

Шедевром мировой классической музыки считается его детский сборник «Танцы

кукол».

Цикл фортепианных пьес «Танцы кукол» были написаны Шостаковичем для своих

любимых детей Максима и Галинки в период с 1959 – 1962 г. Каждая пьеса звучит ярко,

по-своему неповторимо и очень мелодично и, что очень важно, – господствует мажор.

Эти пьесы удивляют своей простотой, оптимизмом, лёгкостью исполнения.

Фортепианный сборник включает в себя семь пьес: “Лирический вальс”, “Гавот”,

“Романс”, “Полька”, “Вальс-шутка”, “Шарманка”, “Танец”. Он был написан

после

аналогичного цикла “Детская тетрадь”.

Сборник «Танцы кукол» – это еще одна грань творчества Шостаковича – музыка

для детей. Здесь важно то, что образом, проводником своей мысли композитор выбрал

куклу.

Кукла – один из самых многозначных символов в искусстве и культуре, главный

спутник детства, универсальная модель, с помощью которой дети познают окружающую

действительность, постигают отношения между людьми, осваивают социальные роли.

В пьесах Шостаковича игрушки приходят к ребенку, развлекают и утешают его,

веселят и заставляют задуматься. В этой музыке композитором гениально достигнута

четкая передача этих образов.

История

создания

альбома

«Танцы

кукол»

очень

необычна.

Когда

Дмитрий

Дмитриевич или как его звали в детстве, Митя был маленький, ему приснился сказочный

сон. Позже, став композитором, он воплотил свой сон в музыке, так появился детский

альбом «Танцы кукол».

Открывает цикл «Лирический

вальс». По названию танца можно понять его

характер. Лирический – значит, задушевный, нежный, взволнованный. Начинается вальс

волшебной,

сказочно

красивой

мелодией,

нежной

и

мечтательной.

Устремлённой

и

полётной. В этой пьесе слышатся интонации неземной, фантастической музыки. Вместе

с

тем,

эта

музыка

по

человечески

очень

теплая,

наполнена

чувством

радостного

ожидания, восторга. Здесь много технических сложностей, художественных тонкостей:

пьеса

требует

гибкости

исполнения

и

технической

свободы.

Вальсообразный

аккомпанемент требует к себе особого внимания. Отдаленные басы нужно брать всегда 5

пальцем

и

при

этом

не

снимать

остро,

а

придерживать.

Аккорды

облегчить

(как

матрёшки). В правой руке нельзя терять ритмической

связи

с

аккомпанементом.

Эпизод

poco

a

poco

accelerando представляет

определенную

сложность

для

исполнения. Репетиции отдельных звуков должны сливаться в единую мелодическую

линию

.

Кульминацию

исполнять с ощущением восторга, с опорой на первую долю

.

Rubato

в музыке связано с гармонией, интервалами, хроматизмами. В этом произведении

необходимо проделать большую интонационную работу.

Гавот – старинный французский танец. Хороводный танец. Появился 400 лет

назад.

Отличается

умеренным

темпом,

светлым,

энергичным,

торжественным

характером,

некоторой

величавостью.

Позднее

гавот

стал

популярным

придворным

танцем, его танцевали на балах.

Романс – это песня

нежного, лирического характера, задушевная и искренняя,

повествующая о личных переживаниях человека. Но есть инструментальные пьесы (без

пения)

с

таким

же

названием. Пение

в

инструментальной

пьесе,

которая

называется «Романс»,

заменяет

красивая,

песенная

мелодия,

которая

исполняется

на

музыкальном

инструменте.

Эта

пьеса

-

с

большим

внутренним

накалом.

Мелодия

романса

очень

нежная,

выразительная,

большой

протяженности

на

длинных

нотах,

интервалах, которую необходимо играть гладко, без узелков. Интонационно откликаться

на все хроматизмы, добавить художественной тонкости. Темп в этой пьесе не быстрый,

но затягивать движение нельзя. Очень сложен в этой пьесе аккомпанемент. Его нужно

играть свободной рукой с хорошим ощущением кончиков пальцев. И в мелодии, и в

аккомпанементе должна ощущаться трехдольная пульсация. Чтобы получилась яркая,

красивая, живая мелодия необходимо поработать над левой рукой отдельно.

Полька – в переводе с чешского означает «половинка шага». Это чешский

народный танец, подвижный, сопровождается маленькими прыжками. Позднее от него

произошёл бальный танец – более праздничный, задорный.

Характер польки очень игривый, задорный, смелый. От такой музыки как будто

искрятся и рассыпаются вокруг смешинки! Ноги сами так и идут в пляс!

«Вальс-шутка» звучит

в

очень

высоком

регистре,

отрывисто,

прозрачно,

изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление

танцующей куколки. Вальс в переводе с французского означает «кружиться». По

характеру вальсы бывают разные, но чаще всего это плавный танец.

Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Но эта шарманка очень весёлая и

забавная.

Аккомпанемент

в

пьесе

звучит

без

изменения

от

начала

до

конца.

Так

передаётся однообразие, механичность звучания этого инструмента.

В пьесе «Танец» можно услышать ярмарочное веселье, подражание народным

инструментам – балалайкам, гармошке, трещоткам, бубенцам, дудочкам, которые, быть

может,

сопровождают

кукольное

представление.

Музыка

похожа

на

забавный

танец

петрушек, которым аккомпанирует целый оркестр народных инструментов. Мелодия

построена на чередовании плавных, скользящих и отрывистых, острых звуков. В музыке

много шутливых акцентов, которые звучат неожиданно, задорно.

В 1985 году известный сценарист и режиссер Инесса Алексеевна Ковалевская

создала мультипликационный фильм «Танцы кукол»

на музыку Д. Шостаковича,

интересный как взрослым, так и детям. Фильм оказался прекрасной иллюстрацией к

одному

из

лучших

произведений

мировой

классической

музыки

«Танцы

кукол»

Шостаковича.

Шостакович

был

рожден

для

музыки.

Его

музыка

давно

уже

живет

самостоятельной

жизнью,

отделившись

от

своего

творца.

Она

звучит

в

Санкт

-

Петербургской академической филармонии, которой присвоено имя Д. Д. Шостаковича,

а также

в концертных залах и театрах всего мира. В таких городах, как Москва,

Калининград, Самара, Волгоград, Волгодонск - детские музыкальные школы названы в

честь гениального композитора.

Музыка была для него не профессия, а необходимость высказаться, выразить то,

чем жили люди в его век, на его родине.

И закончить рассказ о Шостаковиче хочется словами одного из его учеников,

композитора – Бориса Тищенко: «Мне не хватает ни умения, ни знаний, ни понимания

для того, чтобы охватить целиком смысл этого громадного явления, имя которому –

Шостакович. Мир стал гораздо краше от того, что жил такой человек. У него надо

учиться всем. И не только музыке»

Литература:

1.

Гаккель Л. Я не боюсь, я музыкант. – СПб., 1993.

2.

Мейер К. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время. – СПб., 1998.

3.

Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. –

Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007 г.



В раздел образования