Напоминание

Контрольная работа 11 класс за I полугодие(Профиль)


Автор: Мизгирева Оксана Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №170
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольная работа 11 класс за I полугодие(Профиль)
Раздел: среднее образование





Назад




1 вариант

1.Примерами ароморфозов являются:

1) внутреннее оплодотворение

2) четырехкамерное сердце

3) трехслойный зародышевый мешок

4) сильное опушение листьев

5) форма клюва вьюрков

6) короткий срок вегетации растений

2. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?

1)

Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.

2)

Вид

неоднороден и представлен множеством популяций.

3)

Естественный отбор — направляющий

фактор эволюции.

4)

При создании сортов и пород направляющим фактором служит

искусственный отбор.

5)Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.

6)

Популяция — это единица эволюции.

3. Что из перечисленного относится к приспособлениям рептилий к жизни на суше?

1) лёгочное дыхание

2) сухая, не испаряющая влагу кожа

3) наличие гемоглобина в крови

4) расположенные по бокам головы глаза

5) приспособленные к ходьбе конечности

6) наличие длинного хвоста

4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического

критерия вида сосны обыкновенной.

(1)Сосна обыкновенная – светолюбивое растение. (2)Она имеет высокий стройный ствол, крона

формируется только вблизи верхушки. (3)Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4)У неё

хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге.

(5)На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские

шишки. (6)Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит

оплодотворение.

5. Эволюционный процесс, протекающий внутри вида и приводящий к его разделению на два или

несколько видов, называется:а) макроэволюция; б) микроэволюция;

в) элементарное эволюционное

явление;

г) надвидовая эволюция.

6.Когда-то на Гавайских островах существовало более 20 видов цветочниц и большое число подвидов

этих птиц, которые питались нектаром и пыльцой разных растений, происходящих от одного

родоначального предка. Эти виды образовались следующим образом:

а) экологическое видообразование;

б) географическое видообразование;

в) видообразование на основе отдаленной гибридизации;

г) видообразование на основе полиплоидии.

7.

Обыкновенные европейские белянки – капустница, репница и брюквенница – различаются по

строению яиц и по их кладкам (у капустницы – группами, а у репницы и брюквенницы –

поодиночке). Гусеницы отличаются по поведению (у капустницы – стадный образ жизни, у

брюквенницы – одиночный), по окраске и по предпочитаемой пище (капустница и репница кормятся,

главным образом, на культурных крестоцветных, брюквенница – почти исключительно на диких

видах). Какое видообразование имело место при возникновении этих видов?

а) экологическое;

б) географическое

в) на основе отдаленной гибридизации;

г) на основе

полиплоидии.

8.

Закон Харди-Вайнберга определяет

а) типы наследования в популяции

б) условия расщепления признаков при скрещивании

особей

в) условия стабильности генофонда популяции г) закономерности наследования при

сцеплении с полом

9.

Генофонд популяции - это

а) совокупность генов в диплоидном наборе хромосом б) совокупность генов в гаплоидном наборе

хромосом

в) совокупность генов и генотипов данной популяции г) совокупность хромосом данной популяции

10.

В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота? Ответ содержит не

менее трех элементов

11.

Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при

уничтожении в водоеме хищных рыб?

12.

Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение их организации в

процессе эволюции классов, к которым они принадлежат

1) орел

2) черепаха

3) жаба

4) акула

5) волк

6) ланцетник

13.

Установите правильную последовательность важнейших ароморфозов у растений.

1) фотосинтез

2) образование семян

3) появление вегетативных органов

4) возникновение цветка и плода

5) возникновение многоклеточности

14.Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте.

Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного

отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?

15.

Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня — это

1) идиоадаптация

2) ароморфоз

3) геномная мутация

4) общая дегенерация

16.

Возрастание численности серой вороны в населённых пунктах — пример

1) ароморфоза

2) дегенерации

3) биологического регресса4) биологического прогресса

17.

В палеозойскую эру на суше и в воздухе господствовали

1) птицы

2) млекопитающие

3) пресмыкающиеся 4) членистоногие

18.

Какие органы являются гомологичными?

1) клешни рака и ногочелюсти паука

2) крыло бабочки и крыло птицы

3) спинной плавник окуня и ласт кита

4) шерсть собаки и шерстинки шмеля

19.

Главное эволюционное событие в развитии органического мира в конце мезозоя (мел) :

1)Расцвет водорослей и пресмыкающихся

2)появление голосеменных и первых птиц

3)появление покрытосеменных и высших млекопитающих

4)расцвет пресмыкающихся и появление первых млекопитающих

20.

Закончите предложения.

1. Теория, постулирующая сотворение мира Богом (Творцом), – … .

2. Доядерные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра и органоидов, способных к

самовоспроизведению, – … .

3. Советский ученый, предложивший коацерватную теорию происхождения жизни, – … .

4. Процесс, в результате которого организм приобретает новую комбинацию генов, – … .

21.

Установите последовательность действия движущих сил эволюции.

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных

изменений

4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными

изменениями

5) формирование приспособленности к среде обитания

22.

Примером мимикрии является внешнее сходство

1) некоторых мух с осами

2) оленя и антилопы

3) волка и собаки

4) павиана и гамадрила

23. К научным предпосылкам возникновения учения Ч.Дарвина относятся

А) клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванна

В) теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова

С) развитие капитализма

Д) развитие сельского хозяйства

Е) периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

F) расширение торговли

2 вариант

1.Выберите ТРИ идиоадаптации

1) легкие, состоящие из альвеол, у млекопитающих

2) отсутствие густого шерстного

покрова у слона

3) развитие пищеварительной системы у плоских червей

4) развитие кровеносной системы у

кольчатых червей

5) наличие длинных тычиночных нитей у злаков

6) развитие колюще-сосущего ротового аппарата у комаров

2. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.

1)возникновение мутаций и рекомбинаций

2)ароморфоз 3)обмен генами между

популяциями 4)биологический регресс

5)идиоадаптация

6)колебания численности популяций

3. Выберите признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции.

1) источник эволюционного материала

2) обеспечивает резерв наследственной

изменчивости

3) объектом является фенотип особи

4) обеспечивает селекцию генотипов

5) фактор направленного действия

6) фактор случайного действия

4. Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите

три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)скелет археоптерикса

2)окаменевшие остатки древних моллюсков

3)схожесть

эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития

4)отпечатки папоротников в

пластах угля 5)схожесть строения клеток эукариотических организмов

6)общий план строения

всех позвоночных животных

5.

Микроэволюция приводит к образованию новых:

а) семейных групп;

б) подвидов и видов;

в) родов;

г) отрядов и семейств.

6.

Экологическое видообразование имеет место в перечисленных ниже примерах:

а) образование видов синиц при наступлении ледника на Евразию;

б) образованию нового вида макак при расширении ареала исходного вида в районы Крайнего

Севера;

в) образование нового вида речного окуня при расширении его ареала в глубокие слои воды той же

реки;

г) образование нового вида лютика при расширении его ареала из лесной зоны в степную.

7.

А. Мюнтцинг в лабораторных условиях получил гибрид между пикульником красивым и

пушистым и удвоил число хромосом. Полученный аллодиплоид оказался не только внешне сходным

с пикульником городчатым, но и плодовитым при скрещивании с ним. Тем самым был

ресинтезирован образовавшийся когда-то в природе вид пикульника. Каким способом возник

пикульник городчатый?

а) экологическим;

б) географическим;

в) на основе отдаленной гибридизации и полиплоидии;

г) на основе полиплоидии.

8.

Создатель учения о «популяционных волнах»

а) Т. Морган

б) С.С. Четвериков

в) В.И. Вернадский

г) В.Н. Сукачев

9.

Дрейф генов – это

а) перемещение генов внутри популяции

б) перемещение генов между популяциями

в) случайное сохранение концентраций аллелей в популяции г) случайное изменение концентраций

аллелей в популяции

10.

Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с

папоротникообразными, в процессе эволюции? В ответе не менее трех элементов

11.

Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции

слизня, обитающего в лесу?

12.

Расположите животных в порядке повышения у них интенсивности обмена веществ в процессе

эволюции.

1) Млекопитающие

2) Хрящевые рыбы

3) Земноводные

4) Костные рыбы

5) Пресмыкающиеся

13.

Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

1)возникновение лёгких

2)образование головного и спинного мозга

3)образование хорды

4)возникновение четырёхкамерного сердца

14.Какая форма отбора представлена на рисунке? По каким признакам производился отбор? Какую

дополнительную информацию можно извлечь из этого рисунка?

15.

Влаголюбивые растения имеют множество устьиц и большие листья. Это пример

1) биологического прогресса

2) идиоадаптации

3) ароморфоза

4) модификационной

изменчивости

16. К биологическому прогрессу в ходе эволюции приводят

1) ароморфозы

2) идиоадаптации

3) общая дегенерация

4) все перечисленные направления

17.Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции

у

1) земноводных

2) костных рыб

3) пресмыкающихся

4) хрящевых рыб

18.

Какие древние животные были наиболее вероятными предками позвоночных

1) Членистоногие

2) Плоские черви

3) Моллюски

4) Бесчерепные

19.

Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:

1)выход растений на сушу

2)выход многоклеточных животных на сушу

3)появление и расцвет эукариот (зеленых водорослей)

4)появление и расцвет прокариот (сине-зеленых водорослей)

20. Закончите предложения.

1. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет

энергии солнечного света – … .2. Доклеточные образования, обладавшие некоторыми свойствами

клеток (способность к обмену веществ, самовоспроизведению и т.п.), – … .

3. Разделение раствора белков, содержащего и другие органические вещества, на фазы с большей или

меньшей концентрацией молекул – … .

4.Свойственная всем живым организмам система записи наследственной информации в молекулах

ДНК в виде последовательности нуклеотидов – …

21.

Установите правильную последовательность возникновения приспособлений организма к

окружающей среде.

1) возникновение мутации

2) влияние фактора внешней среды

3) внешнее проявление признака

4) передача мутации потомству

5) сохранение и усиление признака естественным отбором

6) появление приспособлений

22.

Плащеносная ящерица раздувает свой воротник. Это

1) маскировка

2) мимикрия

3) предупреждение врага

4) привлечение жертвы

23.

Труды Ч.Дарвина

А) Происхождение видов

В) Философия зоологии

С) Изменение животных и культурных растений

Д) Систематика природы

Е) Философия ботаники

F) Происхождение человека



В раздел образования