Авторы: Потягаева Евгения Анатольевна, Савина Елена Вениаминовна
Должность: учитель начальных классов, учитель – логопед
Учебное заведение: ГБОУ АО "Онежская СКОШИ"
Населённый пункт: Онега
Наименование материала: Методическая разработка по предмету "Речевая практика" 1 класс
Тема: "Волшебные слова"
Раздел: начальное образование
ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»
Интегрированный урок по речевой
практике в 1 классе
Тема: «Волшебные слова»
Подготовили и провели:
учитель – логопед Е. В. Савина
учитель нач. кл. Е. А. Потягаева
г. Онега
2018 г.
Тема: «Волшебные слова»
Цель: формировать у детей навык культурного поведения и общения с
окружающими людьми
Задачи:
- расширять знания о значении вежливых слов;
- активизировать и обогащать словарный запас по теме: «Вежливые слова»;
- учить употреблять слова: «Спасибо», «Извините», «Здравствуйте», «До
свидания» и др. в определенных ситуациях;
- упражнять в спонтанной речи с соблюдением интонации;
- развивать связную речь, коммуникативные навыки;
- воспитывать культуру общения, умение приветливо и вежливо
разговаривать с окружающими.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать в сознании детей понятие «вежливость»;
- формировать умение давать оценку поступкам, высказывать свое мнение по
теме;
- выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания
и способы действий в изменённых условиях.
Личностные:
- развивать познавательный интерес;
- расширять кругозор учащихся;
- закреплять знания о вежливости;
- воспитывать культуру общения, прививать этические нормы поведения;
- уметь использовать на практике полученные знания.
Оборудование: презентация, предметные картинки, видеоролик.
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель: - Сегодня, к нам на урок, мы пригласили гостей. Ребята, давайте
поздороваемся с гостями. (Дети здороваются с гостями)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
-Как называется наш урок?
-Что мы учимся делать на уроке «Речевая практика? (Ответы детей)
Учитель- логопед:
Мы будем разговаривать.
Мы будем выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2.Разминка
Дыхательная гимнастика.
Плечи поднять-вдох, опустить-выдох.
Правое плечо поднять-вдох, опустить-выдох (тоже и с левым плечом).
Наклон влево-вдох, выпрямиться-выдох(тоже и вправо)
Руки вверх-вдох, руки опустить-выдох(х-х-х или ш-ш-ш или с-с-с) и
т.д.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка-хоботок»,
«Лопатка-иголочка»,
«Часики»,
«Качели»,
«Лошадки»
Чистоговорка
Са-са-са- живёт в лесу лиса.
Су-су-су-нора лисы в лесу.
Сы-сы-сы-хвост красивый у лисы.
3.Введение в тему урока
Учитель
Сюрпризный момент (Раздается стук в дверь)
- Ребята, кто-то стучится. Кто бы это мог быть?
(Заходит Медвежонок)
Медвежонок: - Ой, детей много, а что вы здесь делаете?
4. Сообщение темы урока
- Мы сегодня собрались здесь, чтобы узнать много нового и интересного,
много волшебных. Слов, которые нам пригодятся в жизни.
- Только ты, Медвежонок, что - то забыл сказать ребятам.
- Ребята, а что забыл сказать Медвежонок? (ответы детей)
- Правильно, Медвежонок забыл поздороваться.
- А мы знаем, что при встрече надо обязательно здороваться.
Медвежонок: - Но я не умею этого делать.
-Давай учится вместе…(медвежонок садится)
5. Работа над новым материалом
Дидактическое упражнение «Поздоровайся правильно»
(Игра «Эмоции»)
-Какие слова мы говорим, когда с кем - то здороваемся? («Здравствуйте!
«Привет!», «Добрый день!», «Доброе утро!»)
Рассматривание и называние карточек-«смайликов»: злость, радость,
печаль, испуг и т. д.
-
Давайте
слова
приветствия
скажем
с
разными
эмоциями. (Дети
с
учителем произносят слова приветствия с разными эмоциями)
- С какими эмоциями мы произносим слова приветствия?
Вывод: Вежливые слова нужно говорить ласково, по – доброму, с
хорошим настроением, с улыбкой. Тогда эти слова будут приятны
людям.
- Ребята, давайте научим Медвежонка здороваться.
(Дети выходят и встают в кружок. Каждый ребёнок называет своё имя и
здороваются с Медвежонком. А медвежонок здоровается с детьми)
Медвежонок:
- Я теперь понял, как нужно здороваться. Здравствуйте!
Здравствуйте – это красивое и важное слово, так и хочется его постоянно
повторять! Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Пойду здороваться со
всеми в школе.
-
Правильно,
Медвежонок,
не
забывай
об
этом
никогда!
(Дети
дарят
Медвежонку бочонок мёда и говорят слова прощания)
-А мы сегодня узнаем и вспомним ещё много других волшебных слов.
Учитель - логопед
Просмотр
«Сказки
про
медвежонка» (выделение
вежливых
слов
из
сказки)
-Какие слова забыл сказать медвежонок? («Спасибо!», «Извините»,
«Будьте здоровы!», «Здравствуй!»)
- Какое волшебное слово сказал медвежонок, чтобы звери пришли ему
на помощь? («Пожалуйста!»)
- Люди называют эти слова «волшебными». Почему?
- Они создают хорошее настроение…..
Физминутка «Как здороваются жители разных стран»
Норвегия – пожимают друг другу руки (норвежская музыка)
Франция – обнимают друг друга (французская музыка)
Чукотка – трутся носами (чукотская музыка)
Африканцы – хлопают ладонями по бёдрам, потом топают ногами (афр.
музыка)
Учитель:
6. Закрепление пройденного материала
«Цветик-семицветик» поможет нам закрепить «вежливые» слова.
Разыгрывание речевых ситуаций
1. Вы идете в школу и по дороге встретили одноклассника. Как вы
поздороваетесь с ним?
2.
В школе вы увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как
поздороваетесь с учителем?
3. Вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учителем? С ребятами?
4. Столовая. Вы покушали и собрались уходить. Что скажете повару?
5. Что ты скажешь перед сном своей маме?
6. Ты играл на перемене. Наступил кому-то на ногу нечаянно. Что нужно
сказать, чтобы не поссориться?
7. Как попросить понравившуюся игрушку у мальчика (или девочки)?
7. Повторение
-Теперь вы знаете много «волшебных» слов! Мы будем читать вам стихи, а
вы хором их заканчивайте нужными «волшебными» словами.
Дидактическая игра «Добавь волшебное слово»
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «...» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, ...» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «...» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «...» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «...» (Спасибо!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «...» (Будь здорова!)
-Какие волшебные слова вы запомнили?
Учитель – логопед:
Игра: « Вежливо – невежливо»
(вежливо – хлопают, невежливо – топают)
Поздороваться при встрече? (хлопают)
Толкнуть и не извиниться? (топают)
Помочь поднять упавшую вещь? (хлопают)
Говорить "Спасибо" за подарок? (хлопают)
Кричать и громко разговаривать? (топают)
Обозвать обидным словом соседа? (топают)
Уйти и не сказать « До свиданья!»? (топают)
Помогать родителям? (хлопают)
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног? (топают)
8. Итог урока
Чтение стихотворения учителями поочерёдно
Слова «До свидания!», «Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
В школе и дома!
Слова эти очень и очень важны –
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить! (вместе)
8. Рефлексия
-Вежливые,
добрые
люди
они
как
солнышки,
а
кто
не
говорит
«волшебные» слова, они грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть
солнышками или тучками? Выберите солнышко или тучку.
-Вы слушали друг друга, хорошо работали на уроке.
Молодцы!