Напоминание

"Рекомендации по составлению технологической карты"


Автор: Махалова Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Искорка" п. Пангоды"
Населённый пункт: пгт. Пангоды
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рекомендации по составлению технологической карты"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации по составлению технологической карты

Технологическая

карта

образовательной

деятельности

это

описание

образовательного

процесса

в

виде

пошаговой,

поэтапной

последовательности

действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.

Для

чего

нужна

технологическая

карта?

Умение

конст руировать

технологическую карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна,

т.к.

во спит ателю

приходит ся осмысливать

собственную

педагогическую

деятельность,

ее

результативность,

активно

использовать

профессиональную

терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет

большое значение для профессионального роста педагога.

Подготавливая занятие, как правило, педагог составляет конспект мероприятия,

однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь его компонентов.

Чаще всего, педагог испытывает затруднения

в практическом осмыслении своей

деятельности с точки зрения постановки целей, задач и их достижения наиболее

рациональными

средствами,

слабо

представляет

четкий

результат

деятельности

и

каждого ее этапа. Однако преодолеть эти затруднения педагогу помогает составление

технологической карты.

Разработка технологической карты

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной

деятельности и подготовки к ней. Предлагаю рассмотреть пример технологической

карты.

I. Определение темы и ведущих понятий.

1. Четко определить и сформулировать тему (придумать соответствующее название).

2.Определить место темы в учебном плане.

3.

Определить

ведущие

понятия,

на

которые

опирается

данная

образовательная

деятельность (виды деятельности, форма).

II. Определение целей и задач.

Необходимо определить целевую установку образовательной деятельности —

для себя и для детей, понять, зачем данная образовательная деятельность вообще

нужна, т.е. обозначить задачи, которые будут решены в рамках данной деятельности.

III. Планирование учебного материала.

1. Подобрать

литературу

по

теме.

Отобрать

из

доступного

материала

только

тот,

который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

2. Продумать мотивацию для воспитанников, проблемную ситуацию, проблемные и

поисковые вопросы.

3. Подобрать интересные игровые задания, целью которых является узнавание нового

материала,воспроизведение,творческий подход к заданиям.

4. Упорядочить

игровые

задания

в

соответствии

с

принципом

«от

простого

к

сложному».

IV. Продумывание сюрпризного момента.

Каждая

образовательная

деятельность

с

использованием

технологической

кары

должна содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг у детей, т.е. то,

что им запомнится. При этом важно учесть возраст детей, ведь то, что подходит для

детей 3-х лет, не подходит для детей 7-и лет.Это может быть занимательная игрушка,

познавательный опыт, интересный факт.

V. Группировка отобранного материала.

Необходимо

продумать,

в

какой

последовательности

будет

организована

работа

с

отобранным

дидактическим

материалом,

как

будет

осуществлена

смена

видов

деятельности.

Главное

-

умение

найти

такую

форму

организации

деятельности,

которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей.

Нужно продумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные

ошибки и затруднения, показать воспитанникам подлинный интерес педагога к их

работе.

VII. Подготовка оборудования.

Составьте список необходимых учебных, наглядных пособий, приборов, ТСО,

ИКТ. Проверьте, все ли у вас работает.

После

проведения

образовательной

деятельности

с

использованием

технологической

карты

необходимо

провести самоанализ, так

как

адекватная

рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих недочетах, беспристрастно

посмотреть

на

свою

работу

и

учесть

ошибки

при

подготовке

к

последующим

занятиям.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Методы

воспитания

- способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей,

направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения - совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения - часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой

положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1-

Наблюдение

умение

всматриваться

в

явления

окружающего

мира,

замечать

происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды

наблюдений:

кратковременные

и

длительные;

повторные

и

сравнительные;

распознающего

характера;

за

изменением

и

преобразованием

объектов;

репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов,

видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические

картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная

графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ

достигает

своей

цели,

если:

педагог

ставит

перед

детьми

учебно-

познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль;

рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту

дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского

опыта, творческие рассказы).

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в

старшем дошкольном возрасте).

По

дидактическим

задачам

выделяют:

вводные

(предварительные)

и

итоговые

(обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

• указание (целостное и дробное);

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.).

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями,

соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1-

Упражнение

это

многократное

повторение

ребенком

умственных

или

практических

действий

заданного

содержания

(подражательно-исполнительского

характера, конструктивные, творческие).

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный

опыт

это

преобразование

жизненной

ситуации,

предмета

или

явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств

объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3-

Моделирование

это

процесс

создания

моделей

и

их

Использования

для

формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б.

Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный

предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные

модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль

принадлежит

наглядным

и

игровым

методам;

в

среднем

дошкольном

возрасте

возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте

повышается роль словесных методов обучения);

-

формы

организации

обучения

(воспитатель

выбирает

ведущий

метод

и

к

нему

предусматривает разнообразные приемы);

- оснащенности педагогического процесса;

- личности воспитателя

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Классическое

занятие

По

старой

классической

форме:

объяснение,

выполнение

задания детьми. Итоги занятия.

2. Интегрированное

занятие

Использование на одном занятии разных видов деятельности:

художественного

слова,

музыки,

изобразительной

деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в

разных сочетаниях).

3.Тематическое

занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике,

например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и

др.

4. Итоговое или

контрольное занятие

Выяснение

усвоения

программы

детьми

за

определенный

отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и

др.

6. Коллективное

творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим

улицу нашего города.

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин

игрушек»,

«Устроим

кукле

комнату».

Вариант:

Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его

и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская

художника,

народных

умельцев,

сказочника,

«Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного

материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности

дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят

хоровод.

11. Занятие-сказка

Все

занятие

строится

по

сюжету

одной

сказки,

с

использованием

музыки,

изобразительного

искусства,

драматизации.

12. Занятие пресс-

конференция

Дети

задают

вопросы

«космонавту»,

«путешественнику»,

«герою

сказки»

и

он

отвечает

на

вопросы,

затем

«Журналисты»

рисуют

и

записывают

то,

что

их

заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная

помощь.

Пример.

Идем

от

обратного:

на

рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается

или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут

нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное

занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество).

Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что

могут.

14. Занятие

комментированного

обучения

Всей группе детей дается задание – образование числа «7».

Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число,

остальные

молча

выполняют,

если

говорящий

ошибся,

начинается

обсуждение.

Варианты:

воспитатель

рисует

на

доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ

или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

15. Занятие-

путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей

«экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты:

путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в

«Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети

ее

сообща

решают,

делают

открытие.

Пример:

«Что

произойдет,

если

исчезнет

бумага?»,

«Зачем

учиться?»

Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-

эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет

– рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод.

Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия-рисунки-

сочинения

Воспитатель

рисует,

дети

составляют

рассказы.

Дети

по

своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-

рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети

делятся

на

команды,

вопросы

обсуждаются

сообща,

капитан выступает, дети дополняют.

Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за

правильный

ответ

команда

получает

«бревнышко»,

для

построения

моста

к

противоположной

команде.

За

неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки.

Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е.

больше даст правильных ответов.

20. Групповые занятия

(вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года.

К

занятию

готовятся

тайно.

На

занятии

рассказывают,

«защищают»

свое

время

года,

рисуют,

рассказывают

придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее

получится выступление-защита своего времени года (книги,

игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа»

Школа

космонавтов

(физкультурников),

школа

лесных

жителей

(зверей),

школа

юного

шофера

и

пешехода.

Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку

эмоциональная

атмосфера,

царящая

в

детском

саду,

напрямую

влияет

на

психофизическое

здоровье

детей.

Данный

принцип

предполагает

создание

доверительной

атмосферы,

минимизацию

стрессовых

факторов

образовательного

процесса.

Общение

строится

на

основе

доброжелательности,

уважения

человеческого

достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности.

Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора,

помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой

интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и

малых делах группы.

Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их

активность и инициативу. Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и

предложения

детей.

В

ситуациях,

когда

предложенный

ребенком

ответ,

идея

или

решение проблемы «не подходят», старается подвести его к тому, чтобы он сам в этом

убедился.

Принципиально важно при организации образовательного процесса опираться на

личностные мотивы (стремление к общению, к самореализации и самоутверждению,

получению удовлетворения от процесса и результата деятельности), эмоциональную

сферу и познавательный интерес детей. Никакая деятельность не должна навязываться

детям, они должны видеть (понимать и принимать) свою («детскую») цель в любой

деятельности. Искусство педагога заключается в такой организации образовательного

процесса, когда ребенок сам хочет чему-либо научиться, что-то узнать или сделать.

Принцип деятельности

Принцип деятельности заключается в следующем: основной акцент делается на

организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей

(игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор

образовательного процесса.

Используя различные методические приемы, педагог создает такие условия, чтобы

каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил

ошибку, сам создал продукт (конструкцию, рисунок, сказку). А для этого нужно

поощрять детскую самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих

гипотез,

т.е.

создавать

условия

для

включения

детей

в

активную

поисковую

деятельность. «Взрослого на занятии должно быть мало», тогда у детей возникает

ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали «открытие». «Устранить

себя»

и

ненавязчиво

организовать

деятельность

ребенка

высший

пилотаж

современного педагога.

Принцип минимакса

Принцип

минимакса

предполагает

продвижение

каждого

ребенка

вперед

своим

темпом

по

индивидуальной

траектории

развития

на

уровне

своего

возможного

максимума.

Данный принцип направлен на максимальную индивидуализацию, касающуюся не

только отбора содержания, но и форм психолого-педагогической работы. При этом

важно учитывать особенности детей (в том числе с синдромом дефицита внимания,

эмоциональными нарушениями, ослабленным здоровьем; одаренных, двуязычных и

др.).

Педагог

создает

условия

для

проявления

поисковой

и

творческой

активности

каждым

ребенком

с

учетом

исходного

уровня

его

самостоятельности

и

общего

развития.

Моделируя различные образовательные ситуации, педагог предлагает детям задания

на достаточно высоком (но посильном для них) уровне сложности. Кто-то из детей

сможет решить задачу (выполнить задание) самостоятельно; кому-то потребуются

наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание «по показу».

В каждом случае задача педагога – помочь ребенку ощутить радость, успех в

деятельности;

зафиксировать

сделанный

им

новый

шаг,

личное

достижение.

Постепенно педагог расширяет область самостоятельных действий ребенка (с учетом

его растущих возможностей) и своей положительной оценкой усиливает стремление

добиться лучшего результата без помощи взрослого. Как отмечал В.А. Сухомлинский,

«моральные силы для своего движения вперед ребенок черпает в своих успехах».

Каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит

обязательную

для

дальнейшего

движения

вперед

базовую

часть

образовательной

программы в оптимальном для себя варианте. При этом не тормозится развитие более

способных детей, которые поведут за собой всех остальных и не сбавят темп своего

развития.

Принцип целостности

Принцип

целостности

основывается

на

представлении

о

цело стной

жизнедеятельности ребенка. Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится

не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому

при

организации

образовательного

процесса

нельзя

ограничивать

его

только

занятиями,

игнорируя

общение

с

семьей,

досуг,

праздники,

самостоятельную

деятельность дошкольников.

Принцип

целостности

обеспечивает

систематизацию

представлений

ребенка

об

окружающем

мире

и

о

себе

самом.

Различные

аспекты

жизнедеятельности

дошкольника,

сохраняя

свою

специфичность,

взаимообогащают

друг

друга,

раскрывают явления окружающего мира в их взаимосвязи и тем самым обеспечивают

формирование у детей целостной карты мира.

Принцип вариативности

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям

возможности

выбора

материалов,

видов

активности,

участников

совместной

деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

Характер

взаимоотношений

педагога

с

воспитанниками

предполагает

выслушивание всех ответов детей. Выступая в роли партнера, взрослый не оценивает

ответы, а комментирует их разные варианты, поощряет высказывание различных точек

зрения, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Послушайте, что сказала

Оля», «Как хорошо придумал Петя!», «Спасибо, Галя, за интересную идею!». Если

ребенок ошибся, воспитатель может сказать: «Машенька, ты сейчас приняла такое

решение, давай послушаем, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; или

«Объясни, почему ты так думаешь?».

Педагог не лишает ребенка права на ошибку (если это не связано с причинением

вреда жизни и здоровью), позволяет ему встречаться с последствиями своего выбора,

действия (или бездействия). Обсуждает с ребенком, почему его действие привело к

нежелательному результату и как следовало бы поступить в будущем в аналогичной

ситуации.

В

процессе

организации

дидактических

игр

могут

использоваться

задания,

предполагающие

несколько

вариантов

(правильных!)

ответов.

При

создании

проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых

гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто

предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор.

Принцип творчества

Принцип

творчества

ориентирует

весь

образовательный

процесс

на

поддержку

различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение,

танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это не

просто

повседневная

реальность

жизни

детского

сада.

Это

необходимые

условия

развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в

индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то

новое.

Принцип непрерывности

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности

в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной

школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на

уровне общественных и семейного институтов воспитания



В раздел образования