Автор: Фаткуллина Флюза Фанисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РБ Западный МЦ "Семья" отделение в Шаранском районе
Населённый пункт: п. Мичуринский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Натюрморт «Дары осени. Фруктовая сказка»
Раздел: дополнительное образование
Приложение №5
Конспект занятия по рисованию
Тема: Натюрморт «Дары осени. Фруктовая сказка»
Программные задачи.
Закреплять знания о жанре живописи – натюрморте, дать представление о
композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать
несложную композицию из трех- четырех предметов акварелью. Познакомить с
понятие «блик», способами его рисования. Учить передавать в рисунке форму,
цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в
натюрморте
Оборудование и материалы.
Репродукции натюрмортов, натюрморт (натура) Акварель, листы белой бумаги
для акварели формата А4, кисти (белка №1, 2, 4), стаканчики с водой, влажные
салфетки на каждого ребенка
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, помните, мы с вами рассматривали картины и знакомились с одним из
жанров изобразительного искусства - натюрмортом? Давайте сегодня
рассмотрим одну из таких картин- репродукцию с картины И. Т. Хруцкого
«Цветы и плоды».
- Что вы видите на картине? (Ответы детей)
Эта картина называется «Цветы и плоды». Почему художник ее так
назвал? (Ответы детей)
- К какому жанру живописи она относится?
Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это
название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра.
Рассмативая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и
мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи,
показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе,
1
предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас
ощутить аромат.
- Чем отличаются натуральные фрукты и цветы от изображенных на картине?
- Какого цвета фрукты изобразил художник?
- В чем вы видите красоту такого сочетания и формы?
- Что в первую очередь привлекло ваше внимание?
Предложить детям найти композиционный центр картины, обратить внимание
на сочетание цветов, т. е. колорит.
Сегодня в гости к нам
Заглянула Осень,
Оставила гостинцы, Просила передать
Что если нам понравится такое угощенье,
То мы без промедленья все можем рисовать.
А что же приготовила нам щедрая осень? Смотрите, какие красивые фрукты!
(Дети рассматривают фрукты, описывают их форму и цвет)
Предложить детям составить из них композицию в вазе. Сказать, что предметы
в композиции могут частично закрывать друг друга, например, яблоко может
лежать на столе перед вазой.
Показать детям, как правильно сделать набросок основных деталей простым
карандашом - при рисовании натюрморта с натуры важно точно передать
положение предметов, все детали. Линия должна быть едва заметна, чтобы
потом не просвечивала сквозь акварель.
Следующий этап работы - прокладка тоном. Не прорисовывая деталей,
обобщенно, наносится светлый тон акварелью. По просохшему накладывается
более насыщенный, для выделения темных частей. Главное в акварели, чтобы
она оставалась прозрачной. Обратить внимание детей, что при освещении
предметов на них видны светлые блики - в зависимости от освещения с той или
другой стороны. Для передачи блика в рисунке на его месте остается светлый
тон, темный не накладывается.
(Включить негромкую музыку, дети приступают к работе)
2
По окончании рассмотреть с детьми все рисунки, придумать название своему
натюрморту.
3
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Конституция РФ
2.
Конвенция ООН о правах ребенка
3.
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
4.
Закон «Об образовании в Республике Башкортостан»
5.
Концепция развития дополнительного образования детей
6.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам
7.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. n 09-3242
8.
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября
2015 г. № 613н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог
дополнительного образования детей и взрослых”
10.
Санитарно-эпидемиологические требования
11.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации,
департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11
декабря 2006 г. n 06-1844
12.
Приказы, письма Минобразования РФ и РБ, муниципальных органов
управления образования о работе УДОД
Методическая литература
1.
Алехин
А.Д.
Изобразительное
искусство.
Художник.
Педагог.
Школа:
книга для учителя. М.: Просвещение, 1984
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.
М.: Просвещение, 1991
3.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для
учителя. М.: Просвещение, 1991
4
4.
Дубровская
Н.
«Приглашение
к
творчеству:
Обучение
дошкольников
технике аппликации и коллажа: Методическое пособие». Детство-Пресс, 2004 г. Серия:
Библиотека программы "Детство"
.
Жанр: Мастерим своими руками, Художественное
развитие дошкольников
5.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996
6.
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие
школьника. М.: Педагогика, 1983
7.
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение,
1971
8.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998
9.
Колдина
Д .
Н .
«Лепка
с
детьми
4-5
лет.
Конспекты
занятий».
Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
10.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.
М.:
Просвещение, 1985
11.
Курчевский В.В. А что там, за окном? М.: Педагогика, 1985
12.
Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся
видеть,
ценить,
создавать
красоту». Детство-Пресс,
2004
г.
Серия:
Библиотека
программы «Детство»
13.
Курочкина Н.А. «О портретной живописи – детям». Детство-Пресс, 2008
г. Серия: Библиотека программы «Детство»
14.
Курочкина
Н.А. «Знакомство
с
натюрмортом». Детство-Пресс, 2011 г.
Серия: Библиотека программы «Детство»
15.
Полунина
В.
Искусство
и
дети.
Из
опыта
работы
учителя.
М.:
Просвещение, 1982
16.
Смит С. Рисунок: полный курс. М.: Астрель: АСТ, 2005
17.
Харрисон
Х.
Энциклопедия
акварельных
техник.
Подробный
иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М.: Астрель: АСТ, 2002
18.
Харрисон
Х.
Энциклопедия
техник
рисунка.
Наглядное
пошаговое
руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М.: Астрель: АСТ, 2002
5
19.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
М.: Просвещение, 1985
20.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы
в начальных классах. М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
1.
Крулехт М. «Дошкольник и рукотворный мир». Детство-Пресс, 2003.
С е р и я : Библиотека
программы
«Детство».
Ж а н р : Воспитательная
работа
с
дошкольниками. Мастерим своими руками.
2.
Крулехт
М.
«Самоделкино:
Образоват.
программа
и
педагогическая
технология
досуговой
деятельности
мальчиков». Детство-Пресс,
2004.
Серия:
Библиотека программы «Детство».
Жанр: Мастерим своими руками. Художественное
развитие дошкольников.
3.
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Детство-Пресс,
2013. Серия: Библиотека программы «Детство»
4.
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное
пособие». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
5.
Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью». Детство-Пресс,
2007. Серия: Библиотека программы «Детство»
6.
Курочкина
Н.
А.
«Знакомим
со
сказочно-былинной
живописью:
Учебно-наглядное
пособие». Детство-Пресс,
2009.
Серия:
Библиотека
программы
«Детство»
7.
Курочкина
Н.
А.
«Знакомим
с
портретной
живописью
(Большое
искусство - маленьким)». Детство-Пресс, 2009
8.
Курочкина
Н.
А.
«Знакомим
с
натюрмортом.
Учебно-наглядное
пособие». Детство-Пресс, 2011. Серия: Библиотека программы «Детство»
9.
Курочкина
Н.
А.
«Знакомим
с
натюрмортом:
Учебно-наглядное
пособие». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
10.
Петрова
И.
«Аппликация
для
дошкольников». Детство-Пресс, 2007.
Серия: Библиотека программы «Детство»
6
11.
Маслова И.В. «Лепка. Наглядное пособие для дошкольников». В 3-х
частях. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
12.
Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких».
Детство-Пресс,
2008.
Серия:
Библиотека
программы
«Детство».
Жанр: Мастерим
своими руками. Художественное развитие дошкольников
13.
Соколова С.В. «Оригами для дошкольников». Детство-пресс, 2010
14.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития,
2009
15.
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М.: АСТ Слово, 2010
7
8