Авторы: Звягинцева Оксана Викторовна, Беликова Ольга Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ д⁄с № 484
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект родительского собрания
Тема: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Родительское
собрание
ТЕМА: «Познавательное развитие детей старшего
дошкольного возраста»
Подготовительная группа № 10 «Жемчужинка»
компенсирующей направленности
для детей с задержкой психического развития
Воспитатели:
Беликова Ольга Владимировна
Звягинцева Оксана Викторовна
«Человек рождается не для того, чтобы исчезнуть
никому неизвестной пылинкой.
Человек оставляет себя прежде всего в человеке.
В этом счастье и смысл жизни.
Если ты хочешь остаться в сердце человеческом,
- воспитай своих детей!»
В.А. Сухомлинский
Цель: Формирование представлений родителей о способах развития
познавательного интереса и познавательной активности детей.
Задачи:
1.
Раскрыть значение познавательного интереса ребенка.
2.
Привлечь
внимание
и
заинтересовать
родителей
в
развитии
познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
3.
Познакомить с опытами, играми – экспериментами, проводимыми в
детском саду и для применения дома.
Повестка дня:
1.
Актуальность познавательного развития.
2.
Знакомство с набором «Дары Фребеля»
3.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность.
4.
Р
е
ф
л
е
к
с
и
я
.
Ход собрания
Приветствие в кругу
Все стоят в кругу, правая ладонь каждого лежит в левой ладони соседа.
Хлопая правой ладонью по левой ладони соседа сказать «Привет, я
(назвать свое имя) !»
Игра «Десять секунд»
Цель:
снизить
тревожность
участников,
способствовать
созданию
позитивного эмоционального настроя группы. (5-7мин. )
- Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте
внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на
разнообразные
задания
и
выполнять
их
в
срок
10
секунд.
Каждое
задание необходимо выполнять с максимальной точностью. Например, я
попрошу вас распределиться на группы по цвету волос, и, пока я считаю
до 10, вам необходимо найти людей с точно таким же цветом волос, как у
вас.
Распределитесь:
- на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет;
- по тому, сколько детей в вашей семье;
- по цвету брюк и юбок;
- по цвету глаз.
Ну
вот,
мы
все
разные,
но
всегда
можно
найти
то,
что
нас
объединяет.
«Клубочек»
Цель:
воспитывать
чувство
принадлежности
к
группе,
чувство
безопасности в группе, чувство единства.
Воспитатели и родители стоят в кругу. Ведущий обматывает большой
палец
правой
руки
ниткой;
затем
передает
клубок
родителю,
ласково
называя его по имени. Клубок передвигается к следующему родителю. Все
родители
соединяются
ниточкой.
Клубок
должен
вернуться
к
ведущему,
проделав полный круг. Затем все одновременно аккуратно снимают ниточку с
пальцев.
Обратить внимание родителей на то, что ниточка не порвалась, и мы
взрослые должны приложить все усилия на то, чтобы нашим детям было
комфортно и уютно в детском саду.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования
на
современном
этапе
подтверждается
заинтересованностью
со
стороны
государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
П р и м е р о м
я в л я е т с я принятие
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(ФГОС
ДО).
Данный документ в качестве основного принципа дошкольного образования
р а с с м а т р и в а е т формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребёнка
в
различных
видах
деятельности.
Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств
дошкольников.
Согласно
ему
программа
должна
обеспечивать
развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и
трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность
которой раскрывает следующим образом:
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете,
размере,
материале,
звучании,
ритме,
темпе,
количестве,
числе,
части
и
целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и
др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с
детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной
познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым
условиям
своей
жизнедеятельности.
Постепенно
познавательная
направленность
перерастает
в
познавательную
активность
-
состояние
внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у
детей
в
поисковых
действиях,
направленных
на
получение
новых
впечатлений
об
окружающем
мире.
С
ростом
и
развитием
ребенка
его
познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной
деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым
людям.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности
ребенка
происходит
зарождение
первичного
образа
мира.
Образ
мира
формируется в процессе развития.
Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое,
выяснять
непонятное
о
качествах,
свойствах
предметов,
явлений
действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними
связи и отношения.
Как вы узнаете, есть ли у ваших детей познавательные интересы?
Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и
качеству вопросов, которые задают дети.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой,
он
стремится
получить
новые
знаний,
умения
и
навыки.
При
этом
развивается
внутренняя
целеустремленность
и
формируется
постоянная
потребность
использовать
разные
способы
действия
для
накопления,
расширения знаний и кругозора.
Вы наблюдали такие действия у своих детей?
Да,
кроме
вопросов,
которые
тоже
являются
проявлением
познавательных
действий,
это
все
исследовательско-экспериментальные
действия, при помощи которых ребенок сам добывает нужные ему сведения
о мире.
Познавательное
развитие
–
это
совокупность
количественных
и
качественных
изменений,
происходящих
в
познавательных
психических
процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта
ребенка.
Вся
жизнь
дошкольников
связана
с
игрой.
Важность
игры
для
детей
дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто
рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был
известный
немецкий
гуманист,
педагог,
автор
оригинальной
системы
воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских
садов 19 века Фридрих Фрёбель. Для образовательно-воспитательных занятий с
детьми Фрёбель придумал шесть «даров».
Первый
дар
-
шесть
цветных
шерстяных
мячиков
синего,
красного,
желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов.
Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей
трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля,
будет
знакомиться
с
основными
формами
тел,
с
их
весом,
твердостью,
подвижностью.
Третий, четвертый дар - деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых
куб иков.
С
е го
помощью
ре бе нок
получ а е т
пред с т а вле ния
о
понятиях «число»,«целое» и «часть»,
учится
считать,
строить
из
кубиков
различные предметы.
Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по
диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы. Всего
39 фигур.
Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены
пополам поперек, а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска.
Благодаря
таким
игрушкам
ребенок,
по
мнению Фрёбеля,
«получает
собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к
проявлению своего собственного внутреннего мира».
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей
развиваются
социальные
и
коммуникативные
умения,
мелкая
моторика,
познавательно-исследовательская
деятельность
и
логические
способности;
формируются элементарные математические умения.
Предлагаю поиграть в игру « королевство кривых зеркал».
Воспитатель:
посмотрите
на
столе
лежат
квадраты,
а
нам
нужно
получить прямоугольник.! Как же, как же это сделать? А что есть такое чудо,
называется иллюзия. Я сейчас попробую вам ее показать. (достаю зеркало,
подставляю к фигурам). Смотрите скорее сюда, вы что-нибудь замечаете? Что
же изменилось? Что у нас получается?
Ответы родителей…
Воспитатель: какая у нас была фигура? А какая получилась? С помощью
чего мы получили прямоугольник?
Ответы родителей…
Экспериментирование.
Актуальным
методом
познавательного
развития
детей
дошкольного
возраста
является экспериментирование,
которое
рассматривается
как
практическая
деятельность
поискового
характера,
направленная
на
познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей
явлений.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя,
который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя
разнообразные формы воздействия на него.
Экспериментирование
как
специально-организованная
деятельность
способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного
возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами,
стремясь
узнать
что-то
новое.
Они
разбирают
игрушки,
наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют
языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.
Как
показывает
практика,
знания,
полученные
во
время
проведения
опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и
я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно,
чтобы
каждый
ребенок
проводил
собственные
опыты.
Для
расширения
кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не
требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду
и дома.
С некоторыми занимательными опытами я Вас познакомлю.
1опыт. У воды нет запаха.
Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это?
(вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей).
Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)
Вывод: Правильно, вода не имеет запаха.
2 опыт. Своего вкуса у воды нет.
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А
теперь
добавьте
в
воду
соль.
Попробуйте.
Какая
на
вкус
стала
вода?
(солёная). - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала
вода?
(сладкая).
-
А
теперь
добавьте
в
воду
аскорбиновую
кислоту.
Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (кислая). - А теперь снова попробуйте
воду. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая,
кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. Как вы определили? (покушали).
В
завершении
хотим
отметить,
что
благодаря
переходу
на
ФГОС,
организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается
(интегрирует)
с
остальными
формами
работы
в
течение
дня
(прогулка,
режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность).
Немаловажно
отметить
и
«Вовлечение
семей
непосредственно
в
образовательную деятельность» (п.3.2.1.(8)). Вместе с родителями дети всё
усваивают быстрее, прочнее и осознаннее.
Таким образом, мы с вами обсудили суть и значение познавательного
развития
детей,
познакомились
с
интересными
формами
организации
познавательной
деятельности.
В
завершении
нашей
встречи
хотелось
бы
сказать,
что
дошкольный
мир
не
стоит
на
месте,
меняются
требования,
меняются дети, меняется мир. Следовательно, и мы: и родители, и педагоги,
должны развиваться, быть мобильными и помогать нашим детям успешно
социализироваться в новые условия жизни.
Если у вас есть вопросы можете задать, или высказаться.
«ЧЕЛОВЕК
РОЖДАЕТСЯ
НЕ
ДЛЯ
«ЧЕЛОВЕК
РОЖДАЕТСЯ
НЕ
ДЛЯ
ТОГО,
ЧТОБЫ
ИСЧЕЗНУТЬ
НИКОМУ
ТОГО,
ЧТОБЫ
ИСЧЕЗНУТЬ
НИКОМУ
НЕИЗВЕСТНОЙ ПЫЛИНКОЙ.
НЕИЗВЕСТНОЙ ПЫЛИНКОЙ.
ЧЕЛОВЕК ОСТАВЛЯЕТ СЕБЯ, ПРЕЖДЕ
ЧЕЛОВЕК ОСТАВЛЯЕТ СЕБЯ, ПРЕЖДЕ
ВСЕГО В ЧЕЛОВЕКЕ.
ВСЕГО В ЧЕЛОВЕКЕ.
В ЭТОМ СЧАСТЬЕ И СМЫСЛ ЖИЗНИ.
В ЭТОМ СЧАСТЬЕ И СМЫСЛ ЖИЗНИ.
ЕСЛИ
ТЫ
ХОЧЕШЬ
ОСТАТЬСЯ
В
ЕСЛИ
ТЫ
ХОЧЕШЬ
ОСТАТЬСЯ
В
СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ, - ВОСПИТАЙ
СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ, - ВОСПИТАЙ
СВОИХ ДЕТЕЙ!»
СВОИХ ДЕТЕЙ!»
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ