Автор: Исаева Фаина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №176
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД "Птицы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 176« Золотой петушок»
НОД на тему «Птицы» в старшей группе.
Составила:
воспитатель
Исаева Фаина Витальевна
Г. Чебоксары 2018 год.
Программное содержание.
Расширять и обобщать знания детей о птицах: внешний вид, среда обитание.
Познакомит детей с народными приметами.
Учить делить птиц на перелётных, зимующих и кочующих на основе связи между характером
корма, среде обитания и способом его добывания.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.
Активизировать словарь: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные.
Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за птиц , воспитывать желание заботиться о
них.
Предшествующая работа: рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение за птицами на
прогулке, чтение и рассматривание энциклопедии.
Методы и приемы:
1 Игра « Поскорее встанем круг…»
2 Загадывание загадки.
3 Беседа о птицах.
4 Вопросы к детям.
5 Игровое упражнение «Кто больше назовет птиц».
6 Игровое упражнение « Распредели птиц»
7Физкультминутка « Перелет птиц».
8 Знакомство с народными приметами по птицам.
9 Вывод.
Материал: карточки с птицами, картины и иллюстрация.
Методика проведения.
Воспитатель:
Поскорее встанем в круг,
(Встаём в круг)
Ты – мой друг, и я – твой друг!
(Ладонь направляется на друга, потом к себе)
Мы - ребята, дружные !
(Обнялись, руки на плечи соседа)
А ещё – умелые!
Любим клеить, резать, шить,
(Движения по тексту)
Хорошо себя вести!
(Обняли себя за плечи)
Посмотрите вы на нас!
(Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс!
(Руки к себе, большой палец – вверх)
Воспитатель: ребята, вы хотите узнать, о чем сегодня мы будем говорить? Тогда отгадайте
загадку.
Она летает и клюёт,
Она, обычно, гнёзда вьёт,
Яйца насиживать садится.
Скажите, кто же это ... (ПТИЦА) (автор: Курдюков Серж)
- Воспитатель: правильно- эта птица. Мы сегодня будем говорить о птицах.
Поиграем игру «Мяч передай и птицу называй».
( Дети называют птицу и передают мяч рядом стоящему ребенку).
- Молодцы ребята. Как много птиц вы назвали.
- Как вы думаете, все ли птицы обитают вместе одновременно? Если да почему? Если нет почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: хочу рассказать вам, ребята об очень интересной птице.
Но сначала отгадайте про неё загадку:
Носит серенький жилет,
Но у крыльев — черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!»
Кто эта?-(ворона)
- Ребята, ворона-птица с секретом – она считается и зимующей и перелетной птицей. Как
только наступает осень, молодые птицы улетают в теплые края, а на их место прилетают другие с
севера. Ворону еще называют кочующей
птицей. Ворона крупная птица. Клюв у неё острый и
сильный, чёрного цвета. Оперение чёрное, с синеватым или зеленоватым отливом. Когти сильные,
загнутые. Ворон — осторожная птица. Умеет хорошо передвигаться по земле. Перед тем как
полететь, он делает несколько прыжков. Вот какая интересная птица ворона.
-Как вы думаете, ребята, всех ли птиц мы можем увидеть одновременно.
-Почему одних птиц мы встречаем только зимой, других только весной? ( Ответы детей)
Сейчас я хочу узнать , умеете ли вы распределять птиц по группам.
Поиграем
в
игру.
Игра
называется
«
Распредели
птиц
по
подгруппам».
Вы
должны
распределять на три группы: перелетные, зимующие,
и кочующие.
( Ребенок берет карточку, говорит, куда относится птица и почему).
Воспитатель: молодцы ребята.
Проводиться физкультминутка« Перелет птиц».
Воспитатель:
-как вы думаете, все ли птицы улетают одновременно в теплые края? ( Ответы детей)
-назовите птиц, которые улетают первыми и почему? (ответы детей)
-Воспитатель: осенью перелетные птицы собираются стаями и готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают от нас насекомоядные птицы, которые начинают ощущать недостаток корма и
отправляются туда, где он имеется. Это трясогузки, жаворонки, скворцы и другие. Потом улетают
зерноядные птицы- чижи, чечетки. Позже всех улетают водоплавающие и болотные птицы. Это
гуси, утки и лебеди.
Воспитатель:
-а знаете, ребята, что прогноз погоды можно определить по поведениям птиц. Хотите узнать по
каким поведениям?
-Если ворона каркает усиленно, сидя против ветра будет снег или дождь.
-Если вороны и галки садятся на вершины деревьев-к морозу.
-Если воробьи собираются в одно место и чирикают-к теплу.
Вот такие интересные народные приметы существуют.
Когда будете гулять с родителями или на прогулке наблюдайте за птицами, а потом мы с вами
сравним погоду: правда это или нет.
Воспитатель: что нового вы узнали сегодня? Что бы вы рассказали своим друзьям? (ответы детей)