Автор: Карамелева Юлия Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "СОШ №132"
Населённый пункт: г.Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль православных праздников в формировании духовно–нравственной культуры младших школьников"
Раздел: начальное образование
Роль православных праздников
в формировании духовно – нравственной культуры младших школьников.
Обращаясь к теме воспитания духовно – нравственной культуры
человека и влияние на это воспитание православных праздников, мы
обязаны выделить и дать определение ДУХОВНО-нравственной культуре, а
также самим православным праздникам. Во- первых все что мы называем и
определяем как «духовное» имеет отношение непосредственно к
религиозно – божественному. Очень часто приходиться слышать о каком
либо залуженном человеке мнение: высоко-духовный человек! При этом
даже такие известные (почти современные) богословские авторитеты как
Святитель Игнатий Бренчанинов или митрополит Антоний Сурожский не
осмеливались полностью раскрыть определение Духа Святого. Да, ведь
впервые с «духовностью» мы встречаемся в определении Святой Троицы:
Отец, Сын и Святой Дух, причем каждый из них Бог и они как Единый Бог
существуют НЕПРЕЛОЖНО,НЕРАЗДЕЛЬНО,НЕСЛИЯННО,НЕРАЗЛУЧНО. И мы
молимся Ему – Святой Троице «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Обращаясь к духовности, мы должны, прежде всего, иметь в виду
религиозную её сущность. Поэтому можно смело определить означенную
выше тему как «формирование РЕЛИГИОЗНО – нравственной культуры
школьников». Тем более это «формирование» мы подкрепляем ролью
ПРАВОСЛАВНЫХ праздников. Кстати в бытовом понимании «духовность»
вообще не имеет категорийных границ и определений.
Итак: Православные праздники! Двунадесятые и Великие, Церковные
памятные даты, Дни особого поминовения усопших, Вселенские
Родительские Субботы, День Ангела – имянины. Праздников много у
Православной церкви и вообще у христиан. Например: Радуница – какое
звучное романтическое название. Оказывается это поминовение усопших
через неделю после Пасхи. У каждого малыша найдутся в роду достойные
прародители, которых, хотелось, выказывая уважение им и, помятуя, что и он
когда – то будет в ином мире, «правильно» их помянуть. А, сама Пасха –
Воскресение Иисуса Христа. Казалось бы, жестоко казнили человека, но люди
уже накануне распятия радуются и верят в Его предстоящее Воскресение.
Сколько в этих праздниках НРАВСТВЕННОСТИ, примера добродетели и
любви. Как их перенести в школьный класс, не растеряв этих золотых крупиц.
Как отметить и организовать ПРАЗДНИК, чтобы он остался в сердце ребенка
не только формой, но и содержанием?
К сожалению, преподавание Основ Православной культуры, любви,
нравственности – предмета на факультативных занятиях, которого
добивалась РПЦ, канули в Лету. Теперь для удобства школьной сетки уроков
преподается История религий? Индуизма, иудаизма, мусульманства,
буддизма плюс в эту кучу православие – религия объединяющая русскую
нацию. Где здесь духовность, нравственность в основе которых лежат
патриотизм любовь и к Богу, и к родной земле. Каждый взрослый человек
знает, как сильны впечатления детства, порой сохраняющиеся всю жизнь, так
пусть семена духовного просвещения падают сегодня на благодатную почву.
В действительности священство столкнулось не только с формализмом,
но и с конкретными собственными организационно – методическими
трудностями. Во-первых: нет учителей - специалистов воцерковленных, либо
прошедших соответствующую подготовку и, находящихся на постоянной
связи с Отделом Религиозного Образования и Катехизации Епархии. Во –
вторых: у самой Церкви нет специалистов, способных научить
преподавателей использовать в их работе огромный (на сегодняшний день)
арсенал средств, имеющихся у Епархии, либо церковном коллекторе
(методические разработки тем занятий, планы уроков, аудио -видео
материалы). У настоятеля,у священнослужителя функции и задачи совсем
иные – спасение христианской души и они могут только направлять ,
направлять на написание сценария с приходским (если он есть) активом,
например, Всероссийского Праздника Семьи. Как правило в церкви он
проходит в виде Литургии и проповеди, трапезе, посвященным Св.прп.блг.кн.
Петру и Февронье, в честь которых и назван праздник. Но, если бы актив
преподавателей , имеющих отношение к данному предмету совместно со
специалистами ОРОиК написали блочные сценарии по различным
православным праздникам, а каждый в своей школе сам определился какую
«изюминку» привнести в блоки сценария, то в таком случае младшие
школьники надолго бы запомнили кто такие были Св.р.ап.кн Владимир,
Св.рап.блг.кн. Ольга, Св. Прав. Иоанн Кронштадтский, Св.прп.Феодор Ушаков,
Св.блг.кн.Дмитрий Донской, Св.блг.кн.Александр Невский, Св.прп.Сергий
Радонежский, Св.прп.Серафим Саровский и многие, многие святые нашей
Благословенной Православной Руси
.