Напоминание

"Роль православных праздников в формировании духовно–нравственной культуры младших школьников"


Автор: Карамелева Юлия Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "СОШ №132"
Населённый пункт: г.Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль православных праздников в формировании духовно–нравственной культуры младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Роль православных праздников

в формировании духовно – нравственной культуры младших школьников.

Обращаясь к теме воспитания духовно – нравственной культуры

человека и влияние на это воспитание православных праздников, мы

обязаны выделить и дать определение ДУХОВНО-нравственной культуре, а

также самим православным праздникам. Во- первых все что мы называем и

определяем как «духовное» имеет отношение непосредственно к

религиозно – божественному. Очень часто приходиться слышать о каком

либо залуженном человеке мнение: высоко-духовный человек! При этом

даже такие известные (почти современные) богословские авторитеты как

Святитель Игнатий Бренчанинов или митрополит Антоний Сурожский не

осмеливались полностью раскрыть определение Духа Святого. Да, ведь

впервые с «духовностью» мы встречаемся в определении Святой Троицы:

Отец, Сын и Святой Дух, причем каждый из них Бог и они как Единый Бог

существуют НЕПРЕЛОЖНО,НЕРАЗДЕЛЬНО,НЕСЛИЯННО,НЕРАЗЛУЧНО. И мы

молимся Ему – Святой Троице «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Обращаясь к духовности, мы должны, прежде всего, иметь в виду

религиозную её сущность. Поэтому можно смело определить означенную

выше тему как «формирование РЕЛИГИОЗНО – нравственной культуры

школьников». Тем более это «формирование» мы подкрепляем ролью

ПРАВОСЛАВНЫХ праздников. Кстати в бытовом понимании «духовность»

вообще не имеет категорийных границ и определений.

Итак: Православные праздники! Двунадесятые и Великие, Церковные

памятные даты, Дни особого поминовения усопших, Вселенские

Родительские Субботы, День Ангела – имянины. Праздников много у

Православной церкви и вообще у христиан. Например: Радуница – какое

звучное романтическое название. Оказывается это поминовение усопших

через неделю после Пасхи. У каждого малыша найдутся в роду достойные

прародители, которых, хотелось, выказывая уважение им и, помятуя, что и он

когда – то будет в ином мире, «правильно» их помянуть. А, сама Пасха –

Воскресение Иисуса Христа. Казалось бы, жестоко казнили человека, но люди

уже накануне распятия радуются и верят в Его предстоящее Воскресение.

Сколько в этих праздниках НРАВСТВЕННОСТИ, примера добродетели и

любви. Как их перенести в школьный класс, не растеряв этих золотых крупиц.

Как отметить и организовать ПРАЗДНИК, чтобы он остался в сердце ребенка

не только формой, но и содержанием?

К сожалению, преподавание Основ Православной культуры, любви,

нравственности – предмета на факультативных занятиях, которого

добивалась РПЦ, канули в Лету. Теперь для удобства школьной сетки уроков

преподается История религий? Индуизма, иудаизма, мусульманства,

буддизма плюс в эту кучу православие – религия объединяющая русскую

нацию. Где здесь духовность, нравственность в основе которых лежат

патриотизм любовь и к Богу, и к родной земле. Каждый взрослый человек

знает, как сильны впечатления детства, порой сохраняющиеся всю жизнь, так

пусть семена духовного просвещения падают сегодня на благодатную почву.

В действительности священство столкнулось не только с формализмом,

но и с конкретными собственными организационно – методическими

трудностями. Во-первых: нет учителей - специалистов воцерковленных, либо

прошедших соответствующую подготовку и, находящихся на постоянной

связи с Отделом Религиозного Образования и Катехизации Епархии. Во –

вторых: у самой Церкви нет специалистов, способных научить

преподавателей использовать в их работе огромный (на сегодняшний день)

арсенал средств, имеющихся у Епархии, либо церковном коллекторе

(методические разработки тем занятий, планы уроков, аудио -видео

материалы). У настоятеля,у священнослужителя функции и задачи совсем

иные – спасение христианской души и они могут только направлять ,

направлять на написание сценария с приходским (если он есть) активом,

например, Всероссийского Праздника Семьи. Как правило в церкви он

проходит в виде Литургии и проповеди, трапезе, посвященным Св.прп.блг.кн.

Петру и Февронье, в честь которых и назван праздник. Но, если бы актив

преподавателей , имеющих отношение к данному предмету совместно со

специалистами ОРОиК написали блочные сценарии по различным

православным праздникам, а каждый в своей школе сам определился какую

«изюминку» привнести в блоки сценария, то в таком случае младшие

школьники надолго бы запомнили кто такие были Св.р.ап.кн Владимир,

Св.рап.блг.кн. Ольга, Св. Прав. Иоанн Кронштадтский, Св.прп.Феодор Ушаков,

Св.блг.кн.Дмитрий Донской, Св.блг.кн.Александр Невский, Св.прп.Сергий

Радонежский, Св.прп.Серафим Саровский и многие, многие святые нашей

Благословенной Православной Руси

.



В раздел образования