Автор: Окунева Любовь Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ №65
Населённый пункт: г. Златоуст, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Фоновая музыка в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65
СП №78»
456219, Челябинская обл., г Златоуст, пр.им. Ю.А. Гагарина, 4 линия, д.6.
«Фоновая музыка в детском саду»
Подготовила: Окунева Л.В. музыкальный руководитель
2018Г.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Душа ребенка – это душа
чуткого музыканта…». «Детство так же невозможно без музыки, как
невозможно без игры, без сказки».
Музыка – одно из средств самовоспитания и могучий источник мысли.
Существует распространенное мнение, что музыка может улучшить интеллект
ребенка. Ученые исследовали этот вопрос и заявили, что если ребенок до 3 лет
слушает классическую музыку, то у него наблюдается большой эффект в
развитии мозга. Музыка делает детей целенаправленными, помогает
сосредоточить мышление, снимает стресс и усталость, развивает речь.
Известно, что даже маленькие дети легко запоминают песни на другом языке,
даже не зная смысла слов. Так как петь детям легче, чем говорить, музыка
считается эффективным средством лечения заикания у детей. Музыка
способствует развитию движений у малышей, обогащает самостоятельные
игры и деятельность, развивает фантазию. Музыка помогает детям строить
доверительные отношения и заводить новых друзей.
Положительному эффекту музыки на мозг посвящено много исследований. Но,
несмотря на то, что люди с удовольствием пользуются музыкой как средством
воздействия на мозг, мы должны быть осторожны, не преувеличивая ее
значения для развития мышления. Исследования на эту тему ведутся давно.
Уже очевидно, что музыка может улучшать память, обострять внимание,
помогать обучению.
Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние
наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные
ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки
способствует общему психофизическому и эмоциональному развитию, а также
гармонично воздействует на личность ребенка.
Педагог, включая музыку, может ориентироваться на возможности
активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он
намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-
эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном
восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит
негромко, как бы на втором плане.
Важным компонентом является подбор музыкальных произведений, так как
неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние
и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что резко
звучащие звуковые сочетания, приводят к психическому напряжению.
Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и
минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по –
разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на
дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, необходимо подбирать
произведения, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий
– красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний,
свойственных и ребенку, и взрослому.
Примерное расписание звучания фоновой музыке в режиме дня:
Утро, встреча детей.
Цель: Создание положительного эмоционального фона.
Звучит радостная спокойная музыка. Ранее утро. Родители, торопясь на работу,
ведут детей в детский сад. И уже издалека они слышат нежную, чарующую музыку.
Приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на
детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду
хорошо и комфортно. Психологами установлено, что с помощью музыки легче
устанавливается контакт между людьми.
Музыкальный репертуар:
П.И.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»
П.И.Чайковский Вальс цветов из балета « Щелкунчик».
И.Штраус Полька « Трик – Трак».
П.И. Чайковский « Апрель».
П.И. Чайковский «Песня жаворонка»
П.И. Чайковский «Сладкая греза»
Современные:
Диск «Веселые мелодии» с мелодиями композитора Александра Климова.
«Раннее солнышко», «Лучик», «Прогулка в лесу» «Здравствуй утро» и др.
Диск «Малыш и природа» музыкальные произведения «Веселое
настроение», «Утро в деревне», «Утром» «Солнечный зайчик» и др.
Завтрак, подготовка к занятию.
Звучит музыка уверенная, активный темп музыки.
Репертуар:
П.И. Чайковский «Игра в лошадки», «Марш оловянных солдатиков»,
«Полька»
Р. Шуман «Военный марш», «Веселый крестьянин»
Диск «Веселые мелодии» раздел «Два друга», «Самый – самый»
Прогулка
Звучит бодрая, тонизирующая музыка, повышающая тонус и настроение.
Репертуар:
И. Брамс «Венгерский танец №7».
И. Штраус «Весенние голоса».
Б. Монти «Чардаш».
Диск с детскими песнями.
Сон
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение
музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого
необходимо включать умиротворенную, нежную, успокаивающую музыку, или
колыбельные. Под воздействием такой музыки у детей нормализуется
артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное
расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
Репертуар:
Кассета «Добрые колыбельные для сладких снов» мелодии и песенки для детей
дошкольного возраста.
Диск «Веселые мелодии» мелодии к разделу «Баюшки баю»
Пробуждение
Используемые музыкальные произведения оптимистического, просветленного,
спокойного характера.
Репертуар:
Р.Шуман «Веселый крестьянин»
П. И. Чайковский «Полька»
П.И. Чайковский «Марш оловянных солдатиков»
Диски «Малыш и природа», «Веселые мелодии»
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования
музыкальной терапии:
- Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных
детей.
- Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них
развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
- Улучшается речевая функция.
- Улучшается сенсомоторная функция.
- Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она
помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях,
когда другие способы исчерпаны.
Рекомендации для педагогов
по использованию фоновой музыки
в воспитательно-образовательном процессе
1.
Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без
музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала,
сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут
отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество
работы.
2.
Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели,
возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.
3.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии
зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна
определяться самим воспитателем.
4.
Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является
примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его
музыкального вкуса.
5.
Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться
постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии
определяется воспитателем. Так на занятиях по математике с целью
повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют
только звучание музыки фоном. На занятиях по ознакомлению с
окружающим воспитатель может обратиться к музыке,
характеризующей явления природы, способствующей проявлению
эмоциональных откликов, обогащению представлений об
исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в
процессе рисования по представлению можно применять звучание
фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить
музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание
музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках,
на оригинальность цветовых решений.
Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных
моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность
всех систем организма, улучшить функционирование нервных процессов, но и
позволяет повысить эффективность работы детского сада.