Автор: Романий Елена Валентиновна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ г. Мурманска №46
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как научить ребенка говорить"
Раздел: дошкольное образование
«Как научить ребёнка говорить?»
Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного
— ребенок начинает использовать речь, чтобы взаимодействовать с окружающей
средой.
Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со
стороны взрослых. Правильной речи нужно учиться, как и многим другим навыкам в
детском возрасте.
Вы, конечно, знаете, что любому человеку легко учиться приятным, забавным
вещам, вызывающим только положительные эмоции. Значит, прежде всего, дадим себе
установку на позитив во всём, что касается развития речи.
Вот 10 советов, которые помогут Вашему малышу быстрее начать говорить:
1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!
Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную
роль.
2. Используйте короткие слова, простые и понятные!
Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные
предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы
(но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте
простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»
Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать
Вам!
3. Не говорите слишком быстро!
Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой
невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым
потоком слов, он слышит, но не понимает их.
4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!
«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану
тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно,
даже во время приготовления
пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш
привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.
Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие,
поймёте, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень
важен!
5. Читайте ребёнку книги!
Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более
быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше,
если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками.
Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребёнок приносит Вам книжку, и
старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к
литературе.
Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило
повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и
объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
6. Ограничивайте просмотр телевизора!
Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы
можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но
впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от
телевизора.
Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей.
Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.
7. Почаще включайте музыку и песенки для малышей!
Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения
словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же
содействуют развитию восприятия ребёнка.
Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно
сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.
Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять
за Вами слова.
8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!
Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи.
Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, но не возите его в коляске, а
ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.
9. Развивайте мелкую моторику!
О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что
давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания,
нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует
определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна
пальчиковая гимнастика!
10. Исключите любые чрезмерные требования!
Разве это не должно быть очевидным?
Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое
питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу
играть с другими детьми.
Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим
ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными.
Следуйте этим 10 советам, почаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш
обязательно хорошо заговорит!
Советы логопеда
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно
проводятся:
игры на развитие мелкой моторики,
артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и
артикуляционной гимнастики.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать
причиной заикания.
Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые
занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно
проводить по дороге домой.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут
Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую
информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь
каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает,
что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не
привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо
прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть
несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте
ребенку вопросы по тексту.
«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на
вечер перед сном.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша,
хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного
произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец
произношения этого слова.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит
от вашей фантазии.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их
в том виде, в каком они будут предложены вам.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и
успехов!
Причины нарушений речи
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно,
потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и
отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку
речевого развития.
Возможные причины:
негативные факторы в период беременности и родов;
«педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает
достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии
регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком
в целом;
перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных
диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения
головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает
неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень
квалифицированный специалист;
частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
наследственные факторы;
снижение слуха;
анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
сосание пальца.
Признаки нарушений речи
К концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за
взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой
в знак прощания;
к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет
простейшие
просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет
сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает
близких на фотографиях;
к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить,
какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и
фамилия;
в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного
стихотворения.
Именно в условиях абсолютного доверия, взаимной заинтересованности в
результате работы и происходят занятия с логопедом.