Напоминание

"Содержание и формы образовательной работы с детьми 6–7 лет по нравственному воспитанию"


Автор: Жукова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"Мальвина"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Содержание и формы образовательной работы с детьми 6–7 лет по нравственному воспитанию"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Содержание и формы образовательной работы с детьми 6 -7 лет по

нравственному воспитанию»

Нравственное

развитие

ребенка

занимает

ведущее

место

в

формировании

всесторонне

развитой

личности,

оказывая

огромное

влияние

и

на

умственное

развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание

эстетических чувств и интересов. В то же время нравственное развитие детей

оказывает большое влияние на формирование у них правильного отношения к учебе

и к труду; воспитание дисциплинированности, организованности, чувства долга и

ответственности

и

других

моральных

качеств

в

большой

степени

определяет

успешное овладение знаниями, активное участие в общественной жизни, в трудовой

деятельности. В свою очередь, участие в общественно полезном труде способствует

формированию

важнейших

нравственных

качеств

личности:

положительного

отношения к труду, дисциплинированности, заботы об общественной собственности,

принципиальности, коллективизма и т. д. В результате нравственного воспитания у

детей

формируются

нравственные

каче ства

( н ап р и м е р , коллективизм,

отзывчивость, сотрудничество и т.д.)

Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у

них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение

старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и

становится более целенаправленным и сознательным.

В этом возрасте дети обучаются взаимодействовать с окружающими людьми в

совместной

с

ними

деятельности,

усваивают

элементарные

правила

и

нормы

группового поведения, что позволяет им в дальнейшем хорошо сходится с людьми,

налаживать

с

ними

нормальные

деловые

и

личные

взаимоотношения.

Они

проявляют

активное

стремление

к

общению

со

сверстниками

в

разных

видах

деятельности, формируется «детское общество».

Детям

в

этом

возрасте

мы

прививаем

умение

правильно

обращаться

с

игрушками,

книгами,

пособиями,

личными

вещами,

бережно

относиться

к

общественному имуществу; формируем навыки умения, связанные с подготовкой к

предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учим ребенка

готовить

рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет

играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность,

планировать

время

в

процессе

деятельности,

доводить

начатое

до

конца.

По

завершении деятельности, привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать

после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, в таком виде и в таком

порядке,

чтобы

обеспечивать

их

сохранность

и

удобство

использования

в

следующий раз.

Так же учим детей относиться к общественному имуществу, как к своей

личной

вещи,

так

как

формирование

бережного

отношения

к

общественному

имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда

в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно, в результате взаимодействия со

сверстниками,

расширяются

до

понятий

«мы»,

«наше»,

он

начинает

бережно

относиться к вещам, принадлежащим другим

К 7 годам рассудительность начинает преобладать над импульсивностью, но

преодолеть ее ребенку еще очень трудно. Дети подавляют свои непосредственные

желания не только в связи с мотивом получить награду, поощрение, но и в связи с

моральными

правилами.

Значительно

чаще

начинают

действовать

ради

своей

команды. Большую роль при этом играют самолюбие, соперничество. Интересно

действие мотивов успеха и неудачи. В этом возрасте успех обычно стимулирует

активность

ребенка,

а

неудача

отрицательно

влияет

на

него.

В

этой

связи,

организуем для детей нашей группы различные игры-соревнования (спортивные

эстафеты, подвижные игры-эстафеты, и т.д.)

В этом возрасте у детей еще больше возрастает потребность в общении. Дети

чаще

проявляют

инициативу:

вносят

предложения

по

ходу

коллективной

деятельности;

осуществляют

руководство

действиями

партнеров

(распоряжения,

просьбы; выражение согласия или несогласия с действиями товарища). Ребята с

широким

кругом

общения

легко

устанавливают

контакты

с

детьми,

недавно

пришедшими в группу.

Мальчики в подавляющем большинстве предпочитают общаться с мальчиками,

а девочки – с девочками. Девочки чаще испытывают удовлетворенность от общения.

Они получают больше положительных оценок (добрая, честная), чем отрицательных

(жадная, злая). Не только девочки отрицательно оценивают мальчиков, но и сами

мальчики нередко негативно относятся друг к другу. Мальчики чаще получают

отрицательные

оценки:

они

более

подвижны,

драчливы,

играют

в

далеко

не

спокойные

игры.

Девочки

более

спокойны,

дисциплинированны,

послушны.

Поэтому нам, воспитателям, важно организовать работу с мальчиками так, чтобы

давать им возможность проявлять свои сильные стороны, например, устраивать

привлекательные для них игры познавательной и технической направленности.

Важно также устранить перекос в сторону отрицательных оценок мальчиков,

организовывать предпочитаемые ими подвижные игры и другие виды активной

деятельности (на силу, выносливость, скорость). Нужно всячески поддерживать

возникающие совместные игры, где и мальчики, и девочки могут быть оценены

положительно.

Дети 6-7 лет уже умеют давать обоснованную оценку поведению друг друга.

Поэтому любые коллективные занятия (игра, труд, эстетическая деятельность) мы

обсуждаем

при

активном

участии

детей:

насколько

слаженно

и

дружно

они

действовали; могли ли договориться, если возникали трудности, как преодолевали

их; помогали друг другу или нет. Вместе отмечаем те моменты, которые следует

учесть на будущее. Предлагаем каждому подумать, в чем состояли его удачи и

неудачи в общем деле.

В повседневной жизни детей продолжаем приучать к вежливому обращению с

окружающими. Для этого сделали плакат «Вежливые слова». Особое внимание

уделяем

вежливому

обращению

мальчиков

с

девочками

и

заботе

девочек

о

мальчиках.

С

помощью

бесед,

произведений

художественной

литературы,

искусства,

фольклора доводим до сознания ребенка мысль о том, что отношение к людям

проявляется через отношение к вещам, труду. Так, если он не убирает за собой

игрушки, не кладет на место обувь, одежду, значит, за него это должен сделать кто-то

другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок

доставляет им лишние хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что

ребенок не ценит труд взрослых – и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее,

заработав деньги.

Чтение книг приобщает детей к родной культуре, воспитывает такие черты

характера,

как

доброжелательность,

отзывчивость,

терпение,

трудолюбие

и

др.

Особое значение в этом смысле имеют фольклорные произведения: пословицы,

поговорки, сказки (например, «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и

лиса»,

«Жихарка»,

«Гуси-лебеди»).

Обсуждая

с

детьми

содержание

сказок,

обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев; на то, как они выражают

сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг

друга. Не надо оставлять без внимания детские вопросы, поддерживать их интерес к

познанию. Не на все вопросы можно ответить сразу. Поэтому предлагаем ребенку

расспросить родителей и пересказать их ответ в группе; принести книгу, где есть

ответ на возникший вопрос. Важно воспитывать бережное отношение к книге. Есть

очень хорошая игра «Библиотека»: «Книжный доктор» дает возможность показать,

как и по чьей вине болеют книги, чем им можно помочь. Любое коллективное

задание

служит

поводом

для

повторения

правил

организованной

деятельности,

формирующей

товарищеские

взаимоотношения.

Нельзя

забывать

о

«вежливых»

словах, которые помогают поддержать доброжелательность в отношениях детей.

Важно стремиться к тому, чтобы дети не относились к этим словам как к простой

формальности.

Большую

помощь

в

преодолении

этой

проблемы

оказывают

этические

беседы.

(Беседы

на

темы:

Знаете

ли

вы,

почему

необходимо

приветствовать людей при встрече? «Как сделать себя красивым, на что следует

обратить внимание.» «Поведение в общественных местах.» «Где работают мои

папа и мама», «Справедливый мальчик (девочка). Что это значит?» Уточнить

знания детей о профессиях родителей.)

В возрасте 6 -7 лет идут изменения, связанные со становлением совместной

сюжетно-ролевой

игры,

которая

втягивает

детей

в

совершенно

новую

систему

отношений, практически не поддающуюся прямому влиянию взрослых. Какие же

особенности игры в этом возрасте оказывают влияние на взаимоотношения детей?

Первое - необходимость в живом партнере. Даже самая простая сюжетно-ролевая

игра,

например,

"Семья",

"Магазин",

"Больница"

предполагает

наличие

взаимозависимых ролей и участие как минимум двух партнеров (родители - дети,

продавец - покупатель, врач - больной и т.п.). Второе - чтобы игра состоялась, была

интересной и доставила играющим удовольствие, партнеры должны действовать

более

или

менее

согласованно.

Согласовывать

следует,

во

что

играть.

На

этом

основании

дети

довольно

быстро

делятся

на

тех,

кто

предпочитает

семейно-

бытовые, или строительно-транспортные, или военные, или другие сюжеты. Детям

необходимо

также

договориться,

кто

кем

будет,

т.е.

о

распределении

ролей.

В

результате

появляется

следующее

более

важное

обстоятельство.

Роль

нельзя

физически захватить, как, например, игрушку. В случае несогласия партнер просто

не будет играть. Поэтому его надо как-то уговорить. И дети начинают овладевать

способами оказания психического воздействия и давления друг на друга. Проявляют

упорство, договариваются, уступают друг другу.

Содержательное

общение

со

сверстниками

во

время

образовательной

деятельности становится важным фактором полноценного формирования личности

детей

6

7

лет,

осваивают

умения

коллективного

планирования,

учатся

согласовывать

свои

действия,

справедливо

разрешать

споры,

добиваться

общих

результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.

Жукова С.Н, воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с «Мальвина»



В раздел образования