Автор: Жукова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС"Мальвина"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Содержание и формы образовательной работы с детьми 6–7 лет по нравственному воспитанию"
Раздел: дошкольное образование
«Содержание и формы образовательной работы с детьми 6 -7 лет по
нравственному воспитанию»
Нравственное
развитие
ребенка
занимает
ведущее
место
в
формировании
всесторонне
развитой
личности,
оказывая
огромное
влияние
и
на
умственное
развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание
эстетических чувств и интересов. В то же время нравственное развитие детей
оказывает большое влияние на формирование у них правильного отношения к учебе
и к труду; воспитание дисциплинированности, организованности, чувства долга и
ответственности
и
других
моральных
качеств
в
большой
степени
определяет
успешное овладение знаниями, активное участие в общественной жизни, в трудовой
деятельности. В свою очередь, участие в общественно полезном труде способствует
формированию
важнейших
нравственных
качеств
личности:
положительного
отношения к труду, дисциплинированности, заботы об общественной собственности,
принципиальности, коллективизма и т. д. В результате нравственного воспитания у
детей
формируются
нравственные
каче ства
( н ап р и м е р , коллективизм,
отзывчивость, сотрудничество и т.д.)
Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у
них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение
старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и
становится более целенаправленным и сознательным.
В этом возрасте дети обучаются взаимодействовать с окружающими людьми в
совместной
с
ними
деятельности,
усваивают
элементарные
правила
и
нормы
группового поведения, что позволяет им в дальнейшем хорошо сходится с людьми,
налаживать
с
ними
нормальные
деловые
и
личные
взаимоотношения.
Они
проявляют
активное
стремление
к
общению
со
сверстниками
в
разных
видах
деятельности, формируется «детское общество».
Детям
в
этом
возрасте
мы
прививаем
умение
правильно
обращаться
с
игрушками,
книгами,
пособиями,
личными
вещами,
бережно
относиться
к
общественному имуществу; формируем навыки умения, связанные с подготовкой к
предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учим ребенка
готовить
рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет
играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность,
планировать
время
в
процессе
деятельности,
доводить
начатое
до
конца.
По
завершении деятельности, привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать
после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, в таком виде и в таком
порядке,
чтобы
обеспечивать
их
сохранность
и
удобство
использования
в
следующий раз.
Так же учим детей относиться к общественному имуществу, как к своей
личной
вещи,
так
как
формирование
бережного
отношения
к
общественному
имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда
в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно, в результате взаимодействия со
сверстниками,
расширяются
до
понятий
«мы»,
«наше»,
он
начинает
бережно
относиться к вещам, принадлежащим другим
К 7 годам рассудительность начинает преобладать над импульсивностью, но
преодолеть ее ребенку еще очень трудно. Дети подавляют свои непосредственные
желания не только в связи с мотивом получить награду, поощрение, но и в связи с
моральными
правилами.
Значительно
чаще
начинают
действовать
ради
своей
команды. Большую роль при этом играют самолюбие, соперничество. Интересно
действие мотивов успеха и неудачи. В этом возрасте успех обычно стимулирует
активность
ребенка,
а
неудача
отрицательно
влияет
на
него.
В
этой
связи,
организуем для детей нашей группы различные игры-соревнования (спортивные
эстафеты, подвижные игры-эстафеты, и т.д.)
В этом возрасте у детей еще больше возрастает потребность в общении. Дети
чаще
проявляют
инициативу:
вносят
предложения
по
ходу
коллективной
деятельности;
осуществляют
руководство
действиями
партнеров
(распоряжения,
просьбы; выражение согласия или несогласия с действиями товарища). Ребята с
широким
кругом
общения
легко
устанавливают
контакты
с
детьми,
недавно
пришедшими в группу.
Мальчики в подавляющем большинстве предпочитают общаться с мальчиками,
а девочки – с девочками. Девочки чаще испытывают удовлетворенность от общения.
Они получают больше положительных оценок (добрая, честная), чем отрицательных
(жадная, злая). Не только девочки отрицательно оценивают мальчиков, но и сами
мальчики нередко негативно относятся друг к другу. Мальчики чаще получают
отрицательные
оценки:
они
более
подвижны,
драчливы,
играют
в
далеко
не
спокойные
игры.
Девочки
более
спокойны,
дисциплинированны,
послушны.
Поэтому нам, воспитателям, важно организовать работу с мальчиками так, чтобы
давать им возможность проявлять свои сильные стороны, например, устраивать
привлекательные для них игры познавательной и технической направленности.
Важно также устранить перекос в сторону отрицательных оценок мальчиков,
организовывать предпочитаемые ими подвижные игры и другие виды активной
деятельности (на силу, выносливость, скорость). Нужно всячески поддерживать
возникающие совместные игры, где и мальчики, и девочки могут быть оценены
положительно.
Дети 6-7 лет уже умеют давать обоснованную оценку поведению друг друга.
Поэтому любые коллективные занятия (игра, труд, эстетическая деятельность) мы
обсуждаем
при
активном
участии
детей:
насколько
слаженно
и
дружно
они
действовали; могли ли договориться, если возникали трудности, как преодолевали
их; помогали друг другу или нет. Вместе отмечаем те моменты, которые следует
учесть на будущее. Предлагаем каждому подумать, в чем состояли его удачи и
неудачи в общем деле.
В повседневной жизни детей продолжаем приучать к вежливому обращению с
окружающими. Для этого сделали плакат «Вежливые слова». Особое внимание
уделяем
вежливому
обращению
мальчиков
с
девочками
и
заботе
девочек
о
мальчиках.
С
помощью
бесед,
произведений
художественной
литературы,
искусства,
фольклора доводим до сознания ребенка мысль о том, что отношение к людям
проявляется через отношение к вещам, труду. Так, если он не убирает за собой
игрушки, не кладет на место обувь, одежду, значит, за него это должен сделать кто-то
другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок
доставляет им лишние хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что
ребенок не ценит труд взрослых – и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее,
заработав деньги.
Чтение книг приобщает детей к родной культуре, воспитывает такие черты
характера,
как
доброжелательность,
отзывчивость,
терпение,
трудолюбие
и
др.
Особое значение в этом смысле имеют фольклорные произведения: пословицы,
поговорки, сказки (например, «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и
лиса»,
«Жихарка»,
«Гуси-лебеди»).
Обсуждая
с
детьми
содержание
сказок,
обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев; на то, как они выражают
сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг
друга. Не надо оставлять без внимания детские вопросы, поддерживать их интерес к
познанию. Не на все вопросы можно ответить сразу. Поэтому предлагаем ребенку
расспросить родителей и пересказать их ответ в группе; принести книгу, где есть
ответ на возникший вопрос. Важно воспитывать бережное отношение к книге. Есть
очень хорошая игра «Библиотека»: «Книжный доктор» дает возможность показать,
как и по чьей вине болеют книги, чем им можно помочь. Любое коллективное
задание
служит
поводом
для
повторения
правил
организованной
деятельности,
формирующей
товарищеские
взаимоотношения.
Нельзя
забывать
о
«вежливых»
словах, которые помогают поддержать доброжелательность в отношениях детей.
Важно стремиться к тому, чтобы дети не относились к этим словам как к простой
формальности.
Большую
помощь
в
преодолении
этой
проблемы
оказывают
этические
беседы.
(Беседы
на
темы:
Знаете
ли
вы,
почему
необходимо
приветствовать людей при встрече? «Как сделать себя красивым, на что следует
обратить внимание.» «Поведение в общественных местах.» «Где работают мои
папа и мама», «Справедливый мальчик (девочка). Что это значит?» Уточнить
знания детей о профессиях родителей.)
В возрасте 6 -7 лет идут изменения, связанные со становлением совместной
сюжетно-ролевой
игры,
которая
втягивает
детей
в
совершенно
новую
систему
отношений, практически не поддающуюся прямому влиянию взрослых. Какие же
особенности игры в этом возрасте оказывают влияние на взаимоотношения детей?
Первое - необходимость в живом партнере. Даже самая простая сюжетно-ролевая
игра,
например,
"Семья",
"Магазин",
"Больница"
предполагает
наличие
взаимозависимых ролей и участие как минимум двух партнеров (родители - дети,
продавец - покупатель, врач - больной и т.п.). Второе - чтобы игра состоялась, была
интересной и доставила играющим удовольствие, партнеры должны действовать
более
или
менее
согласованно.
Согласовывать
следует,
во
что
играть.
На
этом
основании
дети
довольно
быстро
делятся
на
тех,
кто
предпочитает
семейно-
бытовые, или строительно-транспортные, или военные, или другие сюжеты. Детям
необходимо
также
договориться,
кто
кем
будет,
т.е.
о
распределении
ролей.
В
результате
появляется
следующее
более
важное
обстоятельство.
Роль
нельзя
физически захватить, как, например, игрушку. В случае несогласия партнер просто
не будет играть. Поэтому его надо как-то уговорить. И дети начинают овладевать
способами оказания психического воздействия и давления друг на друга. Проявляют
упорство, договариваются, уступают друг другу.
Содержательное
общение
со
сверстниками
во
время
образовательной
деятельности становится важным фактором полноценного формирования личности
детей
6
–
7
лет,
осваивают
умения
коллективного
планирования,
учатся
согласовывать
свои
действия,
справедливо
разрешать
споры,
добиваться
общих
результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
Жукова С.Н, воспитатель МАДОУ ЦРР – д/с «Мальвина»