Автор: Долганова Надежда Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ №8" г. Усинска
Населённый пункт: город Усинск, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Влияние малых фольклорных форм на формирование коммуникативно–речевую активность младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Влияние малых фольклорных форм на формирование коммуникативно-
речевой активности младших дошкольников
Невозможно
недооценивать
роль
родного
языка,
ведь
он
помогает
детям,
осознанно
воспринимать
окружающий
мир
и
является
средством
общения друг с другом. Необходимо больше внимания уделять в большей
степени развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Ведь истина в
том, что именно этот возраст более благоприятен для закладывания основ
грамотной, чёткой, красивой и правильной речи, для пробуждения интереса
ко всему, что окружает малыша. Поэтому задача активизации речи должна
стоять на первом месте и решаться ежесекундно, ежеминутно, постоянно
озвучиваться
в
беседах
с
родителями,
проявляться
во
всех
режимных
моментах, включая укладывание на сон.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-
новому
начинаем
относиться
к
старинным
праздникам,
традициям,
фольклору,
художественным
промыслам,
декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных
достижений, просеянных сквозь сито веков.
Д л я
р а з в и т и я коммуникативно-речевой
активности
младших
дошкольников необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки,
песенки,
пословицы,
поговорки,
хороводы
и
т.д.).
В
устном
народном
творчестве
как
нигде
сохранились
особенные
черты
русского
характера,
присущие
ему
нравственные
ценности,
представления
о
добре,
красоте,
правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками,
загадками,
пословицами,
сказками,
мы
тем
самым
приобщаем
их
к
общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово,
музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки,
заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в
благополучное
будущее.
В
пословицах
и
поговорках
метко
оцениваются
различные
жизненные
позиции,
высмеиваются
недостатки,
восхваляются
положительные
качества
людей.
Особое
место
в
произведениях
устного
народного
творчества
занимают
уважительное
отношение
к
труду,
восхищение
мастерством
человеческих
рук.
Благодаря
этому,
фольклор
является богатейшим источником познавательного и нравственного развития
детей.
Широко известны мысли К.Д. Ушинского о роли народного творчества
в обучении родному языку и связи ознакомления со сказками с развитием
детского
воображения.
Он
отмечал,
что
малые
формы
фольклора
(пословицы,
поговорки,
прибаутки,
загадки),
помимо
воздействия
на
развитие
ума,
помогают
развитию
чутья
к
образности
родной
речи,
красочности и меткости языка.
Для
обеспечения
необходимого
уровня
речевого
развития
детей
требуется расширение круга предметов и явлений, создание развивающей
речевой среды (чтение сказок, потешек, пение небольших песенок, игры с
текстами в которых используется пальчиковый театр, теневой театр, средства
наглядности).
Очень эффективен прием пользования художественного слова во время
проведения
режимных
моментов.
Например,
при
приеме
пищи,
можно
использовать потешку.
Умница Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Как
видим
из
содержания
текста,
дети
в
это
время
усваивают
прилагательные, с помощью которых описывается каша.
Потешки,
используемые
во
время
умывания,
расчёсывания
волос,
укладывания спать, дают образцы использования глаголов, связанных с этими
процессами. Например:
Знаем, знаем, да, да, да!
Где здесь прячется вода,
Выходи водица,
Лейся на ладошку понемножку,
Нет, не понемножку – побыстрей,
Будем умываться веселей!
Мы пришли умыться,
Потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные
или
птицы,
помогают
активизировать
речь
детей,
побуждать
их
к
высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям:
1. «Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы,
глаза смелые, зубки белые»;
2. «Идёт петушок, красный гребешок, хвост - узорами,
сапоги со шпорами, двойная бородка, частая походка.
Рано утром встаёт, красны песенки поёт»;
3. «Кисонька - Мурысенька, где ты была? ...и т.д».
Можно использовать потешки и песенки о растениях, временах года,
солнце, небе...
Сосна, сосна,
отчего ты красна?
Оттого я красна,
что под солнышком росла!
Ой, ты зимушка-зима,
ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
вдоль по улице метёт.
Как по этой по метели
трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
колокольчики звенят.
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
освети, обогрей –
телят да ягнят,
ещё маленьких ребят!
Закатилось красно солнышко
за тёмные леса.
В лесу пташки приумолкли,
все садились по местам,
по таким же по местечкам,
по ракитовым кустам.
Сначала дети прислушиваются, а потом охотно подговаривают весёлое
стихотворение и выполняют указанные действия. При частом повторении у
детей
развивается
речь,
чисто
произносятся
звуки,
развивается
память,
активизируется словарь.
Очень легко запоминаются детям совместные игры, сопровождаемые
потешками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно.
Это игры с пальцами «Пальчики в лесу», «Ладушки-ладушки» и т. д. В игре
«Ладушки можно использовать имена всех детей: «... маслом поливала, детям
давала: Тане два, Вале два, Даше два». И при этом своей рукой касаться
ладошек каждого ребёнка. Этот контакт необходим для сближения педагога с
малышом. На занятиях по развитию речи с использованием потешек и сказок
нужно, чтобы каждый малыш участвовал в нём не только голосом, но и
движениями.
Например,
читая
потешку
«Котя,
котенька,
коток»,
можно
предложить
накормить
котика
молочком.
Дети
делают
из
ладошек
«тарелочку» и угощают котика. Игровые действия малышей стимулируют не
только их память, но самое главное – речевую активность.
Детский фольклор – это специфическая область народного искусства.
Его содержание, жанровый состав определяются детским мировосприятием.
Функционирование детского фольклора тесно связано с игрой. Такие жанры,
как считалки, жеребьевки, вносят в детские игры порядок и очередность,
эмоционально окрашивают их. Игра-действие помогает ребенку познавать
мир. Игра словом, звуком, удачно найденным образом развивает речевую
культуру
ребенка.
Большую
роль
фольклор
играет
в
коммуникативной
деятельности
детей.
Еще
Г.С.
Виноградов
отметил
педагогическую
направленность детского фольклора и посчитал, что он вызван к жизни
«педагогическими надобностями народа». С помощью детского фольклора от
поколения
к
поколению
передаются
представления
о
жизни,
о
нравственности, практический опыт, решаются задачи развития и воспитания
детей.
Он
оказывает
психофизиологическое
воздействие
на
ребенка,
вызывает
радостные
эмоции,
координирует
движения
малыша,
развивает
речь, учит преодолевать страх.
Таким образом, изучение литературы позволяет нам говорить о том, что
малые
фольклорные
жанры
ненавязчиво,
в
игровой
форме
позволяют
формировать коммуникативно-речевую активность детей в соответствии с
теорией
речевой
деятельности,
компонентами
которой
являются:
мотив,
обеспечивающий потребность ребёнка включиться в речевую деятельность;
цель,
в
которой
прогнозируется
будущий
результат
деятельности;
содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний
и желаний ребёнка; средства, позволяющие облечь мысль в форму речевого
высказывания,
понятного
для
слушателя;
результат,
в
качестве
которого
выступает речевая форма.