Напоминание

"Интегративные технологии в организации процесса обучения детей на дисциплинах теоретического цикла в ДШИ (к проблеме современного предпрофессионального музыкального образования)"


Автор: Зотова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №3 имени Николая Константиновича Гусельникова"
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интегративные технологии в организации процесса обучения детей на дисциплинах теоретического цикла в ДШИ (к проблеме современного предпрофессионального музыкального образования)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА

ДИСЦИПЛИНАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ДШИ

(К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Зотова О.Н.,

преподаватель теоретических дисциплин

МБУ ДО «ДМШ №3 им.Н.К.Гусельникова»

Г.Дзержинск

Н а

с о в р е м е н н о м

э т а п е

р а з в и т и я

д о п о л н и т е л ь н о г о

предпрофессионального

музыкального

образования

особо

акцентируется

проблема организации продуктивного взаимодействия педагога с детьми на

основе

принципа

интеграции.

Интеграция

предоставляет

широкие

возможно сти

для

свободного

оперирования

п р и о б р е т е н н ы м и

образовательными

знаниями,

представлениями

и

впечатлениями,

что

я в л я е т с я

в а ж н ы м

п о к а з ат е л е м

с о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с ко й

сформированности

ребенка

как

активного

познающего

субъекта

учебной

деятельности.

Интегрированный

подход

к

организации

образовательного

процесса

способствует

развитию

эрудированной

личности,

обладающей

целостным мировоззрением, способной самостоятельно систематизировать

полученные

знания,

а

также

находить

наиболее

оптимальные

варианты

решения проблемных задач в разных сферах жизнедеятельности.

К

проблеме

интеграции

в

различные

периоды

развития

системы

образования

обращались

многие

ученые,

последователи

Я.А.Коменского.

К.Д.Ушинский.

Р.И.Беленький,

Д.Н.Кайгородов,

Д.М.Кирюшкин,

А.А.Крубер,

В.В.Половцев,

Т.Ф.Федорец,

К.П.Ягодовский

рассматривали

интеграцию в качестве внутрипредметных и межпредметных связей. В 60-е

годы

20

века,

в

трудах

ученых

В.Г.Афанасьева,

И.В.Блауберга,

Л.А.Петрушенко,

В.Н.Садовского,

Э.Г.Юдина,

разрабатывают ся

методологические основы системного, синергетического подхода к проблеме

интеграции.

Современных

исследователей

(В.С.Безрукова.

Ю.М.Колягин,

Г.А.Монахова.

И.С.Светловская,

И.П.Яковлев)

объединяет

прогрессивная

идея о том, что интеграция – это путь к достижению целостного взгляда на

окружающий

мир,

а

также

высшая

форма

выражения

единства

целей,

принципов, содержания, организации учебного процесса, направленная на

интенсификацию системной подготовки учащихся.

Адекватность интегративного подхода к современной образовательной

системе

особо

подчеркнута

в

трудах

известных

отечественных

ученых

(К.Ю.Белая,

Л.А.Венгер,

Е.Е.Кравцова,

И.А.Медина,

Ю.Н.Рюмина,

Е.Г.Юдина).

В

исследованиях

М.М.Бахтина,

Л.С.Выготского,

В.В.Давыдова,

А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина установлена

тесная

взаимосвязь

художественного

воспитания

с

общим

развитием

личности, что дает основание рассматривать художественное образование

как

важный

процесс

овладения

духовными

ценностями,

выработанными

человечеством

на

протяжении

многих

веков

культурного

развития.

В

процессе

приобщения

к

искусству

происходит

более

полное

познание

человеком самого себя, своих возможностей, а также формируются навыки

невербального

чувственного

контакта

с

окружающим

миром

и

идентификации

с

ним

(Г.В.Иванченко,

А.А.Мелик-Пашаев,

А.Н.Малюков,

В.И.Петрушин).

Мы предлагаем следующие разновидности музыкально-интегративных

т ех н ол о г и й ,

с и н т е з и ру ю щ и е

р а з л и ч н ы е

в и д ы

д е я т е л ь н о с т и

(интеллектуально-познавательная,

продуктивная,

м у з ы ка л ь н о -

художественная,

коммуникативная,

игровая),

направления

воспитательно-

образовательного процесса (социально-личностное, познавательно-речевое,

художественно-эстетическое),

а

также

используемые

методы

(проблемно-

поисковых/гипотетических

ситуаций,

спонтанной

актуа лизации

образовательных

знаний,

поиска

полихудожественных

аналогов,

интерактивной

бе седы,

символико-графиче ского

ото б р а же н и я

художественного содержания произведения), эффективных в работе с детьми

подготовительного

и

первого

классов

в

процессе

освоения

учебных

предметов теоретического цикла – «Сольфеджио», «Слушание музыки» в

системе

дополнительного

предпрофессионального

музыкального

образования:

1 . Эмоционально-рефлексивные

– направлены

на

развитие

адекватного

музыкального

во сприятия,

умения

оперировать

м у з ы к а л ь н о -

образовательными знаниями и представлениями, творческого воображения,

звуковысотного

слуха,

саморегуляции,

произвольности

поведения,

эмпатийности, доброжелательности к окружающим, чувства уверенности в

собственных

силах,

практических

умений

сотрудничать,

устанавливать

вербальные и невербальные контакты со сверстниками, учитывать позицию

собеседника,

осуществлять

самостоятельный

выбор,

осознавать

свои

внутренние

переживания,

а

также

на

выявление

у

детей

определенных

социально-личностных проблем, гармонизацию мироощущения.

2 . Креативно-художественные

– направлены

на

развитие

дивергентного

мышления,

лексико-грамматического,

семантического

строя

речи,

дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической мыслительной

деятельности, практических умений самостоятельно выстраивать сюжетную

линию рассказа повествовательного типа с последующим структурированием

в

опоре

на

музыкально-художественные

впечатления,

формулировать

оригинальные

суждения,

создавать

оригинальные

выразительные

музыкальные образы.

3 . Моторно-артикуляционные

– направлены

на

развитие

устойчивости,

произвольности

внимания

с

распределением

его

на

разные

виды

деятельности,

работоспособности,

самоконтроля,

свободы,

гибкости

в

координированности движений мелкой моторики, артикуляционной четкости.

Данные

технологии

способствуют

развитию

у

детей

чувства

социальной

успешности,

понимаемое

нами

как

сложное

личностное

качество, интегрирующее следующие структурные компоненты:

-

творческая

активность

- включающая

музыкально-образовательную

эрудированность,

положительное

эмоционально-оценочное

отношение

к

культурно-историческим

ценностям,

творческие

умения

адекватно,

дифференцированно

воспринимать

музыкальные

произведения

различных

жанров,

свободно

оперировать

образовательными

з н а н и я м и ,

представлениями и впечатлениями, создавать оригинальные художественные

образы;

- позитивная «Я-концепция» (система представлений о себе: «Я-реальное» -

«каким я себя воспринимаю», «Я-зеркальное» - «каким меня воспринимают

другие», «Я-идеальное» - «каким я хочу стать»);

- удовлетворенность результатами собственной жизнедеятельности;

- направленность на непрерывное саморазвитие в музыкальной сфере.

Моделируемое

нами

интегративное

образовательное

пространство

должно отвечать следующим требованиям:

-

интерактивного

взаимодействия

в

продуктивной

совместной

деятельности

педагога

и

детей, основанного

на

непрерывном

диалоге;

- диалектичности, предполагающей вариативность оригинальных суждений

в процессе осмысления музыкально-художественных образов;

- интегрированности образовательных областей, обусловленной едиными

ценностными

ориентирами,

принципами,

творческими

законами,

общими

методологическими подходами к организации образовательного процесса;

- целостности, предполагающей непрерывность обновления практического

опыта через качественное переосмысление полученных результатов;

-

открытости

к

вариативному

применению, предполагающей

свободное

моделирование

воспитательно-образовательного

процесса

в

опоре

на

развивающие возможности музыкального искусства.

Таким

образом,

исходя

из

перечисленных

выше

требований,

мы

подошли

к

определению

ведущих

специфических

категорий

построения

развивающего

пространства

в

системе

дополнительного

образования:

инновационная

направленность,

интегрированность

образовательных

структур,

интерактивно-продуктивное

взаимодействие,

диалектичность

осмысления

художественных

образов,

открытость

к

вариативному

моделированию, непрерывное обновление теоретико-практического опыта.

В

непрерывном

инновационном

процессе

интегрирования

образовательных

областей

мы

придаем

огромное

значение

единству

требований

к

организации

предпрофессионального

образовательного

процесса

в

современной

музыкальной

школе

с

учетом

следующих

принципов:

-

проблематизации

образования, способствующей

активизации

ведущих

компонентов дивергентного мышления – беглость, гибкость, спонтанность,

ассоциативность, метафоричность, оригинальность;

- рефлексивности – выявление собственных затруднений, ошибок, а также

наиболее успешных вариантов нахождения решения поставленной задачи;

-

конгруэнтности

– подлинности,

искренности

самовыражения

в

продуктивной деятельности;

-

приоритетности

культуры, отражающей

уникальную

способность

человека к освоению и преобразованию окружающего мира;

-

полихудожественности

- обогащение процесса образования средствами

различныхных видов искусства.

Опираясь

на

исследования

отечественных

и

зарубежных

ученых

(В.И.Дружинин, А.И.Доровской, Н.Н.Поддъяков, Р.Поу, И.Шмидт), выделим

пять основных законов творчества, осознание которых крайне необходимо

для реализации интегрированного подхода к образованию:

Таблица №1

Творческие

законы

Отличительные особенности

Разнообразия

Поиск

ассоциаций,

закономерностей,

аналогий;

легкость

отождествления с разными объектами; нахождение символического

или фантастического способа решения задачи.

Игры

Разрушение

психологической

инерции;

активизация

правого

полушария

головного

мозга;

усиление

четкости,

яркости

восприятия; проявление дивергентности мышления.

Сомнения

Готовность к опровержению любых стереотипов, сложившихся в

науке, культуре, жизни.

Спиралевидности

Возвращение временно забытой информации в качественно новом

отображении.

П о г р у ж е н и я

в

процесс

творческого

развития

человечества

Глубокое

осознание

собственного

«Я»

через

человечество;

отражение человечества в зеркале собственного «Я».

Использованная литература:

1.Колеченко

А.К.

Энциклопедия

педагогических

технологий.

Санкт-

Петербург: «Каро», 2006, 366с.

2.Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии

содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. – Н.Новгород, 2008,

423 с.

3.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2-х томах. – М.: «Владос»,

1998, 223с.

4.Радынова

О.П.

Мы

слушаем

музыку

(аудио-

пособие

к

программе

«Музыкальные шедевры»). – М., 1996

5.Фадеева

С.А.

Воспитание

музыкой.

Н.Новгород:

«Нижегородский

гуманитарный центр», 2005, 106с.

6.Формы

профессионального

обучения

педагогов

(автор-составитель

Т.В.Хуртова). – Волгоград: «Учитель», 2008, 205с.



В раздел образования