Автор: Зотова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №3 имени Николая Константиновича Гусельникова"
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интегративные технологии в организации процесса обучения детей на дисциплинах теоретического цикла в ДШИ (к проблеме современного предпрофессионального музыкального образования)"
Раздел: дополнительное образование
ИНТЕГРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА
ДИСЦИПЛИНАХ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В ДШИ
(К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОГО
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Зотова О.Н.,
преподаватель теоретических дисциплин
МБУ ДО «ДМШ №3 им.Н.К.Гусельникова»
Г.Дзержинск
Н а
с о в р е м е н н о м
э т а п е
р а з в и т и я
д о п о л н и т е л ь н о г о
предпрофессионального
музыкального
образования
особо
акцентируется
проблема организации продуктивного взаимодействия педагога с детьми на
основе
принципа
интеграции.
Интеграция
предоставляет
широкие
возможно сти
для
свободного
оперирования
п р и о б р е т е н н ы м и
образовательными
знаниями,
представлениями
и
впечатлениями,
что
я в л я е т с я
в а ж н ы м
п о к а з ат е л е м
с о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с ко й
сформированности
ребенка
как
активного
познающего
субъекта
учебной
деятельности.
Интегрированный
подход
к
организации
образовательного
процесса
способствует
развитию
эрудированной
личности,
обладающей
целостным мировоззрением, способной самостоятельно систематизировать
полученные
знания,
а
также
находить
наиболее
оптимальные
варианты
решения проблемных задач в разных сферах жизнедеятельности.
К
проблеме
интеграции
в
различные
периоды
развития
системы
образования
обращались
многие
ученые,
последователи
Я.А.Коменского.
К.Д.Ушинский.
Р.И.Беленький,
Д.Н.Кайгородов,
Д.М.Кирюшкин,
А.А.Крубер,
В.В.Половцев,
Т.Ф.Федорец,
К.П.Ягодовский
рассматривали
интеграцию в качестве внутрипредметных и межпредметных связей. В 60-е
годы
20
века,
в
трудах
ученых
В.Г.Афанасьева,
И.В.Блауберга,
Л.А.Петрушенко,
В.Н.Садовского,
Э.Г.Юдина,
разрабатывают ся
методологические основы системного, синергетического подхода к проблеме
интеграции.
Современных
исследователей
(В.С.Безрукова.
Ю.М.Колягин,
Г.А.Монахова.
И.С.Светловская,
И.П.Яковлев)
объединяет
прогрессивная
идея о том, что интеграция – это путь к достижению целостного взгляда на
окружающий
мир,
а
также
высшая
форма
выражения
единства
целей,
принципов, содержания, организации учебного процесса, направленная на
интенсификацию системной подготовки учащихся.
Адекватность интегративного подхода к современной образовательной
системе
особо
подчеркнута
в
трудах
известных
отечественных
ученых
(К.Ю.Белая,
Л.А.Венгер,
Е.Е.Кравцова,
И.А.Медина,
Ю.Н.Рюмина,
Е.Г.Юдина).
В
исследованиях
М.М.Бахтина,
Л.С.Выготского,
В.В.Давыдова,
А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина установлена
тесная
взаимосвязь
художественного
воспитания
с
общим
развитием
личности, что дает основание рассматривать художественное образование
как
важный
процесс
овладения
духовными
ценностями,
выработанными
человечеством
на
протяжении
многих
веков
культурного
развития.
В
процессе
приобщения
к
искусству
происходит
более
полное
познание
человеком самого себя, своих возможностей, а также формируются навыки
невербального
чувственного
контакта
с
окружающим
миром
и
идентификации
с
ним
(Г.В.Иванченко,
А.А.Мелик-Пашаев,
А.Н.Малюков,
В.И.Петрушин).
Мы предлагаем следующие разновидности музыкально-интегративных
т ех н ол о г и й ,
с и н т е з и ру ю щ и е
р а з л и ч н ы е
в и д ы
д е я т е л ь н о с т и
(интеллектуально-познавательная,
продуктивная,
м у з ы ка л ь н о -
художественная,
коммуникативная,
игровая),
направления
воспитательно-
образовательного процесса (социально-личностное, познавательно-речевое,
художественно-эстетическое),
а
также
используемые
методы
(проблемно-
поисковых/гипотетических
ситуаций,
спонтанной
актуа лизации
образовательных
знаний,
поиска
полихудожественных
аналогов,
интерактивной
бе седы,
символико-графиче ского
ото б р а же н и я
художественного содержания произведения), эффективных в работе с детьми
подготовительного
и
первого
классов
в
процессе
освоения
учебных
предметов теоретического цикла – «Сольфеджио», «Слушание музыки» в
системе
дополнительного
предпрофессионального
музыкального
образования:
1 . Эмоционально-рефлексивные
– направлены
на
развитие
адекватного
музыкального
во сприятия,
умения
оперировать
м у з ы к а л ь н о -
образовательными знаниями и представлениями, творческого воображения,
звуковысотного
слуха,
саморегуляции,
произвольности
поведения,
эмпатийности, доброжелательности к окружающим, чувства уверенности в
собственных
силах,
практических
умений
сотрудничать,
устанавливать
вербальные и невербальные контакты со сверстниками, учитывать позицию
собеседника,
осуществлять
самостоятельный
выбор,
осознавать
свои
внутренние
переживания,
а
также
на
выявление
у
детей
определенных
социально-личностных проблем, гармонизацию мироощущения.
2 . Креативно-художественные
– направлены
на
развитие
дивергентного
мышления,
лексико-грамматического,
семантического
строя
речи,
дифференцированного восприятия, аналитико-синтетической мыслительной
деятельности, практических умений самостоятельно выстраивать сюжетную
линию рассказа повествовательного типа с последующим структурированием
в
опоре
на
музыкально-художественные
впечатления,
формулировать
оригинальные
суждения,
создавать
оригинальные
выразительные
музыкальные образы.
3 . Моторно-артикуляционные
– направлены
на
развитие
устойчивости,
произвольности
внимания
с
распределением
его
на
разные
виды
деятельности,
работоспособности,
самоконтроля,
свободы,
гибкости
в
координированности движений мелкой моторики, артикуляционной четкости.
Данные
технологии
способствуют
развитию
у
детей
чувства
социальной
успешности,
понимаемое
нами
как
сложное
личностное
качество, интегрирующее следующие структурные компоненты:
-
творческая
активность
- включающая
музыкально-образовательную
эрудированность,
положительное
эмоционально-оценочное
отношение
к
культурно-историческим
ценностям,
творческие
умения
–
адекватно,
дифференцированно
воспринимать
музыкальные
произведения
различных
жанров,
свободно
оперировать
образовательными
з н а н и я м и ,
представлениями и впечатлениями, создавать оригинальные художественные
образы;
- позитивная «Я-концепция» (система представлений о себе: «Я-реальное» -
«каким я себя воспринимаю», «Я-зеркальное» - «каким меня воспринимают
другие», «Я-идеальное» - «каким я хочу стать»);
- удовлетворенность результатами собственной жизнедеятельности;
- направленность на непрерывное саморазвитие в музыкальной сфере.
Моделируемое
нами
интегративное
образовательное
пространство
должно отвечать следующим требованиям:
-
интерактивного
взаимодействия
в
продуктивной
совместной
деятельности
педагога
и
детей, основанного
на
непрерывном
диалоге;
- диалектичности, предполагающей вариативность оригинальных суждений
в процессе осмысления музыкально-художественных образов;
- интегрированности образовательных областей, обусловленной едиными
ценностными
ориентирами,
принципами,
творческими
законами,
общими
методологическими подходами к организации образовательного процесса;
- целостности, предполагающей непрерывность обновления практического
опыта через качественное переосмысление полученных результатов;
-
открытости
к
вариативному
применению, предполагающей
свободное
моделирование
воспитательно-образовательного
процесса
в
опоре
на
развивающие возможности музыкального искусства.
Таким
образом,
исходя
из
перечисленных
выше
требований,
мы
подошли
к
определению
ведущих
специфических
категорий
построения
развивающего
пространства
в
системе
дополнительного
образования:
инновационная
направленность,
интегрированность
образовательных
структур,
интерактивно-продуктивное
взаимодействие,
диалектичность
осмысления
художественных
образов,
открытость
к
вариативному
моделированию, непрерывное обновление теоретико-практического опыта.
В
непрерывном
инновационном
процессе
интегрирования
образовательных
областей
мы
придаем
огромное
значение
единству
требований
к
организации
предпрофессионального
образовательного
процесса
в
современной
музыкальной
школе
с
учетом
следующих
принципов:
-
проблематизации
образования, способствующей
активизации
ведущих
компонентов дивергентного мышления – беглость, гибкость, спонтанность,
ассоциативность, метафоричность, оригинальность;
- рефлексивности – выявление собственных затруднений, ошибок, а также
наиболее успешных вариантов нахождения решения поставленной задачи;
-
конгруэнтности
– подлинности,
искренности
самовыражения
в
продуктивной деятельности;
-
приоритетности
культуры, отражающей
уникальную
способность
человека к освоению и преобразованию окружающего мира;
-
полихудожественности
- обогащение процесса образования средствами
различныхных видов искусства.
Опираясь
на
исследования
отечественных
и
зарубежных
ученых
(В.И.Дружинин, А.И.Доровской, Н.Н.Поддъяков, Р.Поу, И.Шмидт), выделим
пять основных законов творчества, осознание которых крайне необходимо
для реализации интегрированного подхода к образованию:
Таблица №1
Творческие
законы
Отличительные особенности
Разнообразия
Поиск
ассоциаций,
закономерностей,
аналогий;
легкость
отождествления с разными объектами; нахождение символического
или фантастического способа решения задачи.
Игры
Разрушение
психологической
инерции;
активизация
правого
полушария
головного
мозга;
усиление
четкости,
яркости
восприятия; проявление дивергентности мышления.
Сомнения
Готовность к опровержению любых стереотипов, сложившихся в
науке, культуре, жизни.
Спиралевидности
Возвращение временно забытой информации в качественно новом
отображении.
П о г р у ж е н и я
в
процесс
творческого
развития
человечества
Глубокое
осознание
собственного
«Я»
через
человечество;
отражение человечества в зеркале собственного «Я».
Использованная литература:
1.Колеченко
А.К.
Энциклопедия
педагогических
технологий.
–
Санкт-
Петербург: «Каро», 2006, 366с.
2.Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии
содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. – Н.Новгород, 2008,
423 с.
3.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: в 2-х томах. – М.: «Владос»,
1998, 223с.
4.Радынова
О.П.
Мы
слушаем
музыку
(аудио-
пособие
к
программе
«Музыкальные шедевры»). – М., 1996
5.Фадеева
С.А.
Воспитание
музыкой.
–
Н.Новгород:
«Нижегородский
гуманитарный центр», 2005, 106с.
6.Формы
профессионального
обучения
педагогов
(автор-составитель
Т.В.Хуртова). – Волгоград: «Учитель», 2008, 205с.