Напоминание

"Моя Малая родина–Ессентуки"


Автор: Морозова Ирина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д ⁄с№8 "Зоряночка"
Населённый пункт: Ставропольский край г. Ессентуки
Наименование материала: Статья из опыта работы над проектом "Моя Малая родина"
Тема: "Моя Малая родина–Ессентуки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

В.А.Сухомлинский Мы живем в довольно сложное и в то же время

стремительное время. Это время быстрых скоростей и время борьбы за души

подрастающего поколения. Сегодня быть русским и любить Россию не всегда

звучит гордо. На современном этапе наше общество переживает переоценку

идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что

может привести к необратимым последствиям. Многие современные

родители вынуждены большую часть своего времени проводить на работе,

чтобы обеспечить свою семью и, как следствие, все меньше и меньше

задумываются над тем, насколько духовна среда, в которой растут их дети.

Они слушают русские народные сказки и одновременно смотрят

мультфильмы про Губку Боба. В последнее время компьютер заменил во

многих семьях мамину сказку на ночь и прогулку в воскресный день. Ребята

все чаще стараются подражать иноземным черепашкам и ужасным зомби. Но,

даже покидая стены своего дома, дети сталкиваются с непонятными героями

на страницах комиксов и альбомов для раскрашивания. Девочки очень хотят

иметь куклу Барби, а мальчики мечтают о фигурке Человека – паука. Иногда

даже Деда Мороза называют Санта Клаусом. Дети переделывают русские

считалки на иностранный манер. Вместо царя, царевича и королевича на

«златом крыльце» появились Мишки Гамми, Том и Джерри. Мы не являемся

противницами американской и европейской культуры, но в тоже время нас

сильно огорчает то, что многие дети лучше знают праздник Хелуэн, чем

русские народные праздники. В некоторых семьях знания о народных

праздниках ограничиваются Рождеством, Пасхой и Масленицей. Русские

люди пережили войну, разруху, и с достоинством вынесли все испытания, они

пережили даже те времена, когда за верность русским, христианским

традициям лишали свободы и жизни. Американизация общества ведет не

только к утрате русских традиций, но и к власти денег, и, как следствие, к

утрате духовности нашего общества. Чувство Родины… Оно начинается у

ребенка с отношения к семье, к своим родителям и прародителям — к матери,

отцу, бабушке, дедушке. Это нити, связывающие его с родным домом и своей

малой Родиной. Любовь к родному городу, знание его истории – это основа,

на которой может осуществиться духовный рост не только представителей

старшего поколения, но самых маленьких представителей общества – детей.

Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы,

которые сделают их более устойчивыми к нежелательным увлечениям, учить

их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи

воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть

нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками. В дошкольном возрасте

закладываются основы патриотического воспитания. Главный источник

детских впечатлений – это самое близкое его окружение. Свою любовь к

родным местам дети впитывают с молоком матери с самого раннего детства.

Но чувство гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на

пустом месте. Это результат длинного пути под названием – воспитание

патриота и гражданина своей Родины. Для воспитания патриотических

чувств в дошкольном детстве очень важно, чтобы взрослые смогли передать

детям свою любовь к родным местам, свои знания об их значимости и

неповторимости. И активную позицию в этом вопросе должны занять,

прежде всего, мы, взрослые. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной

связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и

деды. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному

городу имеет их ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с

детским садом, своей улицей и двором, а затем и с родным городом и его

символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых

ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных своего дома

(детского сада, родного края и города); труд людей, традиции, общественные

события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей,

должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы

тщательно изучили краеведческий материал. После чего пришли к выводу,

что важнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное

для данной местности. Любой город, поселок, даже небольшая деревушка

неповторима в своей самобытности. В каждом месте своя природа, свои

традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет

формировать у дошкольников представление о том, чем славится его малая

Родина. В своей работе мы стараемся показать, что родной город славен

своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,

лучшими людьми. Успешное усвоение дошкольниками знаний о родном

городе стало возможным при условии активного взаимодействия с

окружающим миром эмоционально практическим путем, то есть через игру,

общение, предметную деятельность, труд, обучение и другие различные виды

деятельности. Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом –

это знакомство с историей малой Родины, своего народа, с его культурой,

обычаями и традициями. Это одна из важнейших задач патриотического

воспитания. Только знание истории «малой Родины» позволяет сохранить

связь молодого и старшего поколений. Известно, что полюбить можно то, что

знаешь. В процессе ознакомления с историей родного города, его

достопримечательностями и символами в детях зарождается не только

чувство любви, но и чувство уважения к своему народу и городу, в котором

он родился и живёт. В нашем дошкольном учреждении мы постоянно

работаем над проблемой воспитания патриотических чувств у детей

дошкольного возраста. Одной из наших задач является формирование основ

патриотического воспитания. Это задача актуальна в условиях современной

России, так как необходимо воспитывать поколение с чувством гордости и

любви к своей малой Родине, начиная с дошкольного возраста.

Проанализировав существующую проблему в области формирования основ

патриотизма, мы постепенно стали развивать систему работы по

патриотическому воспитанию через экскурсии, непосредственно

образовательную деятельность, продуктивные виды деятельности,

развлечения. В начале своей работы, с целью выявления широты кругозора

родителей о родном городе, проводится анкетирование родителей. В

анкетировании принимали участие родители, дети старшего дошкольного

возраста. В результате анкетирования было выявлено: интерес к родному

городу проявляет достаточно небольшое количество детей – 18% . Многие

родители знают, но не поддерживают интерес детей к истории родного

города. Заинтересованность у дошкольников проявляется следующим

образом: задают вопросы о городе, просят сводить их куда-нибудь, или только

тогда, когда родители сами об этом рассказывают. Большинство родителей не

совершают экскурсии по городу, основной путь лежит к магазинам, торговым

центрам, кинотеатрам и т.д. Лишь небольшая часть опрошенных родителей

(11%) с завидным постоянством посещают достопримечательности,

краеведческий музей, парк Победы…. .Самые посещаемые места детей

совместно с родителями – игровые комнаты и городской парк – около 38%.

Таким образом, знания или осведомленность родителей о родном городе

очень бедны, многих не интересует история города, они не посещают

выставок, парков, театров, и дети, как следствие, не интересуются городом, в

котором живут. Но тем не менее, 95% родителей хотят иметь больше

информации о родном городе. Диагностическое исследование детей помогло

выявить, какие знания есть у дошкольников о городе Ессентуки. Зачастую

знания детей о родном городе ограничены названием города, улицы, на

которой они проживают и некоторых мест отдыха, которые он посещает

вместе с родителями. Знакомство дошкольников с родным городом – процесс

длительный и довольно сложный. Он не может проводиться спонтанно.

Положительный результат достигается только систематической и

планомерной работой. Ознакомление с малой родиной происходит как

посредствам образовательной деятельности, так и вне ее. Образовательная

деятельность позволяет обобщить и подытожить уже накопленные знания

детей, полученные в других видах деятельности. Вся образовательная

деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала, а

представить его можно достаточно разнообразно. Образовательная

деятельность по ознакомлению детей с родным городом происходит в

определенной последовательности и должна быть связана с повседневной

жизнью ребенка и города. Такие знания дети могут использовать в своей

свободной деятельности и отразить в своих рисунках. В организации

процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет

сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей. С этой

целью мы будем проводить интегрированные, комплексные формы

образовательной деятельности и экскурсии. Образовательная деятельность

включает в себя сведения, как об историческом прошлом, так и о

современном культурном облике города Ессентуки. Содержание отражено в

фотографиях, альбомах, наборах открыток и специальной литературой

(художественной, справочно-информационной, детской). Также дети

знакомились с символикой родного города и ее значением. Закрепить знания

наилучшим образом помогают дидактические игры как полиграфические, так

и сделанные педагогами: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи

герб по памяти». В дидактических играх дети закрепляют полученные

знания. Помимо этого в группе имеются карты, буклеты и аудиовизуальные

средства, видеофильмы.. Особым видом образовательной деятельности

являются экскурсии по городу. Образовательные и воспитательные задачи во

время проведения экскурсий решаются в единстве. При планировании

экскурсий мы стараемся не забывать о краеведческом и сезонном принципах,

а также о принципах постепенности, наглядности. Детям очень нравятся

целевые экскурсии в городской парк. Они всегда с восторгом рассматривают

в парке действующие фонтаны, гипсовые статуи и цветущие клумбы. В

беседах о правилах поведения в парке дети усваивают, сколько труда вложено

в строительство этого места отдыха, учатся уважать и ценить труд людей и,

конечно же, любоваться красотой городской природы. На основании детских

впечатлении совместно с детьми был оформлен альбом «Дети о родном

городе», в котором собираются и подклеиваются детские работы и

высказывания детей о родном городе. Воспитать патриота родного города –

ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве

только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование

разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи,

ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать

положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по

воспитанию маленького патриота.

Начали мы работу с самого близкого, родного, знакомого. Тема: «Мой дом,

моя семья, детский сад» – начальная ступень в работе с ребёнком. Принимая

малыша в детский сад, мы осознаём, что для своих родителей он самый

лучший, самый умный, самый-самый… И подобно родителям, воспринимаем

его именно так. Мы поддерживаем любовь к маме, папе, братьям и сёстрам,

сверстникам, и делаем это просто: дети приносят семейные фотографии и

рассказывают о своей семье. Праздники, досуги, совместная деятельность

стали нормой работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционными

праздниками стали «День Матери», проводимый с участием родителей. В

подготовке таких праздников участвует весь коллектив.



В раздел образования