Автор: Морозова Ирина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д ⁄с№8 "Зоряночка"
Населённый пункт: Ставропольский край г. Ессентуки
Наименование материала: Статья из опыта работы над проектом "Моя Малая родина"
Тема: "Моя Малая родина–Ессентуки"
Раздел: дошкольное образование
«Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
В.А.Сухомлинский Мы живем в довольно сложное и в то же время
стремительное время. Это время быстрых скоростей и время борьбы за души
подрастающего поколения. Сегодня быть русским и любить Россию не всегда
звучит гордо. На современном этапе наше общество переживает переоценку
идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что
может привести к необратимым последствиям. Многие современные
родители вынуждены большую часть своего времени проводить на работе,
чтобы обеспечить свою семью и, как следствие, все меньше и меньше
задумываются над тем, насколько духовна среда, в которой растут их дети.
Они слушают русские народные сказки и одновременно смотрят
мультфильмы про Губку Боба. В последнее время компьютер заменил во
многих семьях мамину сказку на ночь и прогулку в воскресный день. Ребята
все чаще стараются подражать иноземным черепашкам и ужасным зомби. Но,
даже покидая стены своего дома, дети сталкиваются с непонятными героями
на страницах комиксов и альбомов для раскрашивания. Девочки очень хотят
иметь куклу Барби, а мальчики мечтают о фигурке Человека – паука. Иногда
даже Деда Мороза называют Санта Клаусом. Дети переделывают русские
считалки на иностранный манер. Вместо царя, царевича и королевича на
«златом крыльце» появились Мишки Гамми, Том и Джерри. Мы не являемся
противницами американской и европейской культуры, но в тоже время нас
сильно огорчает то, что многие дети лучше знают праздник Хелуэн, чем
русские народные праздники. В некоторых семьях знания о народных
праздниках ограничиваются Рождеством, Пасхой и Масленицей. Русские
люди пережили войну, разруху, и с достоинством вынесли все испытания, они
пережили даже те времена, когда за верность русским, христианским
традициям лишали свободы и жизни. Американизация общества ведет не
только к утрате русских традиций, но и к власти денег, и, как следствие, к
утрате духовности нашего общества. Чувство Родины… Оно начинается у
ребенка с отношения к семье, к своим родителям и прародителям — к матери,
отцу, бабушке, дедушке. Это нити, связывающие его с родным домом и своей
малой Родиной. Любовь к родному городу, знание его истории – это основа,
на которой может осуществиться духовный рост не только представителей
старшего поколения, но самых маленьких представителей общества – детей.
Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы,
которые сделают их более устойчивыми к нежелательным увлечениям, учить
их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи
воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть
нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками. В дошкольном возрасте
закладываются основы патриотического воспитания. Главный источник
детских впечатлений – это самое близкое его окружение. Свою любовь к
родным местам дети впитывают с молоком матери с самого раннего детства.
Но чувство гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на
пустом месте. Это результат длинного пути под названием – воспитание
патриота и гражданина своей Родины. Для воспитания патриотических
чувств в дошкольном детстве очень важно, чтобы взрослые смогли передать
детям свою любовь к родным местам, свои знания об их значимости и
неповторимости. И активную позицию в этом вопросе должны занять,
прежде всего, мы, взрослые. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной
связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и
деды. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
городу имеет их ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с
детским садом, своей улицей и двором, а затем и с родным городом и его
символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых
ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных своего дома
(детского сада, родного края и города); труд людей, традиции, общественные
события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей,
должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, мы
тщательно изучили краеведческий материал. После чего пришли к выводу,
что важнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное
для данной местности. Любой город, поселок, даже небольшая деревушка
неповторима в своей самобытности. В каждом месте своя природа, свои
традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет
формировать у дошкольников представление о том, чем славится его малая
Родина. В своей работе мы стараемся показать, что родной город славен
своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,
лучшими людьми. Успешное усвоение дошкольниками знаний о родном
городе стало возможным при условии активного взаимодействия с
окружающим миром эмоционально практическим путем, то есть через игру,
общение, предметную деятельность, труд, обучение и другие различные виды
деятельности. Знакомство детей дошкольного возраста с родным городом –
это знакомство с историей малой Родины, своего народа, с его культурой,
обычаями и традициями. Это одна из важнейших задач патриотического
воспитания. Только знание истории «малой Родины» позволяет сохранить
связь молодого и старшего поколений. Известно, что полюбить можно то, что
знаешь. В процессе ознакомления с историей родного города, его
достопримечательностями и символами в детях зарождается не только
чувство любви, но и чувство уважения к своему народу и городу, в котором
он родился и живёт. В нашем дошкольном учреждении мы постоянно
работаем над проблемой воспитания патриотических чувств у детей
дошкольного возраста. Одной из наших задач является формирование основ
патриотического воспитания. Это задача актуальна в условиях современной
России, так как необходимо воспитывать поколение с чувством гордости и
любви к своей малой Родине, начиная с дошкольного возраста.
Проанализировав существующую проблему в области формирования основ
патриотизма, мы постепенно стали развивать систему работы по
патриотическому воспитанию через экскурсии, непосредственно
образовательную деятельность, продуктивные виды деятельности,
развлечения. В начале своей работы, с целью выявления широты кругозора
родителей о родном городе, проводится анкетирование родителей. В
анкетировании принимали участие родители, дети старшего дошкольного
возраста. В результате анкетирования было выявлено: интерес к родному
городу проявляет достаточно небольшое количество детей – 18% . Многие
родители знают, но не поддерживают интерес детей к истории родного
города. Заинтересованность у дошкольников проявляется следующим
образом: задают вопросы о городе, просят сводить их куда-нибудь, или только
тогда, когда родители сами об этом рассказывают. Большинство родителей не
совершают экскурсии по городу, основной путь лежит к магазинам, торговым
центрам, кинотеатрам и т.д. Лишь небольшая часть опрошенных родителей
(11%) с завидным постоянством посещают достопримечательности,
краеведческий музей, парк Победы…. .Самые посещаемые места детей
совместно с родителями – игровые комнаты и городской парк – около 38%.
Таким образом, знания или осведомленность родителей о родном городе
очень бедны, многих не интересует история города, они не посещают
выставок, парков, театров, и дети, как следствие, не интересуются городом, в
котором живут. Но тем не менее, 95% родителей хотят иметь больше
информации о родном городе. Диагностическое исследование детей помогло
выявить, какие знания есть у дошкольников о городе Ессентуки. Зачастую
знания детей о родном городе ограничены названием города, улицы, на
которой они проживают и некоторых мест отдыха, которые он посещает
вместе с родителями. Знакомство дошкольников с родным городом – процесс
длительный и довольно сложный. Он не может проводиться спонтанно.
Положительный результат достигается только систематической и
планомерной работой. Ознакомление с малой родиной происходит как
посредствам образовательной деятельности, так и вне ее. Образовательная
деятельность позволяет обобщить и подытожить уже накопленные знания
детей, полученные в других видах деятельности. Вся образовательная
деятельность должна проводиться с использованием наглядного материала, а
представить его можно достаточно разнообразно. Образовательная
деятельность по ознакомлению детей с родным городом происходит в
определенной последовательности и должна быть связана с повседневной
жизнью ребенка и города. Такие знания дети могут использовать в своей
свободной деятельности и отразить в своих рисунках. В организации
процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет
сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей. С этой
целью мы будем проводить интегрированные, комплексные формы
образовательной деятельности и экскурсии. Образовательная деятельность
включает в себя сведения, как об историческом прошлом, так и о
современном культурном облике города Ессентуки. Содержание отражено в
фотографиях, альбомах, наборах открыток и специальной литературой
(художественной, справочно-информационной, детской). Также дети
знакомились с символикой родного города и ее значением. Закрепить знания
наилучшим образом помогают дидактические игры как полиграфические, так
и сделанные педагогами: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи
герб по памяти». В дидактических играх дети закрепляют полученные
знания. Помимо этого в группе имеются карты, буклеты и аудиовизуальные
средства, видеофильмы.. Особым видом образовательной деятельности
являются экскурсии по городу. Образовательные и воспитательные задачи во
время проведения экскурсий решаются в единстве. При планировании
экскурсий мы стараемся не забывать о краеведческом и сезонном принципах,
а также о принципах постепенности, наглядности. Детям очень нравятся
целевые экскурсии в городской парк. Они всегда с восторгом рассматривают
в парке действующие фонтаны, гипсовые статуи и цветущие клумбы. В
беседах о правилах поведения в парке дети усваивают, сколько труда вложено
в строительство этого места отдыха, учатся уважать и ценить труд людей и,
конечно же, любоваться красотой городской природы. На основании детских
впечатлении совместно с детьми был оформлен альбом «Дети о родном
городе», в котором собираются и подклеиваются детские работы и
высказывания детей о родном городе. Воспитать патриота родного города –
ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве
только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование
разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи,
ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать
положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по
воспитанию маленького патриота.
Начали мы работу с самого близкого, родного, знакомого. Тема: «Мой дом,
моя семья, детский сад» – начальная ступень в работе с ребёнком. Принимая
малыша в детский сад, мы осознаём, что для своих родителей он самый
лучший, самый умный, самый-самый… И подобно родителям, воспринимаем
его именно так. Мы поддерживаем любовь к маме, папе, братьям и сёстрам,
сверстникам, и делаем это просто: дети приносят семейные фотографии и
рассказывают о своей семье. Праздники, досуги, совместная деятельность
стали нормой работы в нашем дошкольном учреждении. Традиционными
праздниками стали «День Матери», проводимый с участием родителей. В
подготовке таких праздников участвует весь коллектив.