Автор: Иванова Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Улыбка"
Населённый пункт: пос. Харп
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.
Тема занятия: «В гостях у сказки»
Интеграция образовательных областей (Коммуникация, Чтение художественной
литературы)
Цель: Развивать творческое мышление детей через русскую народную сказку «Колобок».
Задачи:
Научить детей подбирать квадрат в соответствии с ростом героев сказки.
Побуждать детей к проговариванию односложных предложений.
Закреплять произношение звука «у».
Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова
маленький, больше, самый большой.
Методы и приемы:
Загадки, пальчиковая гимнастика «Колобок», физкультминутка «Мишка»,дыхательное
упражнение «Волк воет», «Мишка спит»,артикуляционное упражнение «Зайчик
улыбается», вопросы педагога, дидактические игры «Что поменялось», моделирование.
Оборудование и материалы:
- Карточки с изображением героев сказки: колобок, волк, заяц, лиса, медведь.
- Квадраты белого цвета разные по размеру 6*6см, 8*8см, 10*10см, 12*12см.
- Сундучок
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Колобок».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто-то принес нам шкатулку с волшебными загадками.
Давайте посмотрим, что там внутри. Открывают шкатулку, а там загадка.
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол.
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали?
Дети: колобок
Воспитатель: А, из какой он сказки?
Дети: Из сказки «Колобок».
Воспитатель: правильно! А давайте поиграем в сказку «Колобок» с нашими пальчиками.
Колобок - румяный бок,
Укатился за порог(соединить кончики пальцев рук так, чтобы получился «шарик», пальцы
должны быть слегка согнуты).
Покатился Колобок
По тропинке во лесок
Повстречал в лесу зайчонка,(выполняем «мельницу» руками)
И зубастого волчонка(двумя пальчиками каждой руки изображаем ушки" зайчика, слегка
сгибая и разгибая - указательный и средний подняты вверх, остальные прижаты к
ладони,"устрашающе" сжимаем иразжимаем все пальцы на двух руках)
Мишку косолапого (обопритесь всеми пальцами, кроме среднего, на стол – это « ноги»
медведя). Средний палец согните и приподнимите – получится медвежья «голова».
А лисичка Колобка(соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми
вверх и слегка разведенными в стороны, это лисьи « уши» согните указательные пальцы, и
мизинцы это будет лисья «мордочка»).
Хвать! Взяла и сцапала!(Пальцы обеих рук быстро соединить в замок)
Воспитатель: Молодцы. Как хорошо наши пальчики знают сказку «Колобок». А теперь
сядем на стульчики. Посмотрим, может в нашей шкатулке есть ещё загадки? Я буду читать
вам загадку, а вы попробуйте отгадать.
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый…. (Волк).
Воспитатель: А как воет волк? ( У-У-У). Хорошо, все вы знаете, как воет волк.( Педагог
выставляет карточку волка).
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Грызет морковку. (Заяц)Педагог выставляет карточку зайца.
Воспитатель: А как зайчик улыбается? «Зайка улыбается» – верхняя губа подтягивается
кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте,
что губу тянут за невидимые ниточки.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)Педагог выставляет карточку медведя.
Воспитатель: А как мишка спит? Как вы думаете, он во сне сопит? Давайте попробуем.
Дыхательное упражнение «Мишка спит» (через нос выполняем глубокий вдох, на выдохе
говорим У-х-х-х).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …..(Лиса)
Педагог выставляет карточку лисы.
Рыжая лиса (зрительная гимнастика).
Ходит рыжая лиса
Смотрим вправо влево
Щурит хитрые глаза.
Голова не поворачивается
Захотела колобка,
Смотрим вверх
Побежала в лес она.
Смотрим вниз.
Воспитатель: Вот какие молодцы всех героев сказки отгадали!А теперь нас ждет новая
игра. Посмотрите все на мольберт. Еще раз повторим героев сказки. Лера, выходи к
мольберту и расскажи, кого повстречал колобок. А теперь все вместе повторим. А сейчас
мы каждого героя обозначим квадратиком: подберем каждому герою свой квадратик, а
потом поиграем с ними. Кого встретил колобок первым, когда убежал от бабушки и
дедушки?
Дети: зайчика.
Воспитатель: Сначала колобок встретил зайца. Берет самый маленький белый квадрат,
ставит его на доску и говорит:- И я обозначу зайца вот таким квадратиком. А кто
догадался, почему я обозначаю зайца самым маленьким квадратиком?
Дети: Он самый маленький по росту.
Воспитатель: А теперь ребятки, вы попробуйте сами подобрать квадратики для героев.
Кто следующий вышел к колобку после зайца?
Дети: волк.
Воспитатель: Хорошо. Аня посмотри внимательно, как ты думаешь, какой нужно взять
квадрат для волка? (ответ)
Воспитатель: Почему ты взяла этот квадрат?Ребята, а вы согласны, что для волка
подойдет этот квадрат? (ответы)
Воспитатель: Кто встретился на пути после волка?
Дети: медведь!
Воспитатель: Хорошо. Валера посмотри внимательно, как ты думаешь, какой нужно взять
квадрат для медведя? (ответ ребенка)
Воспитатель: Почему ты взял этот квадрат? Ребята, а вы согласны, что для медведя
подойдет этот квадрат? (ответ)
А сейчас мы немножко поиграем. Давайте встанем вкруг.
Мишка косолапый
- Идут по кругу вперевалочку
По лесу идет,
Шишки собирает,
- Наклоняются вперед - «собирают шишки»
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
- Приседают, прячут руками голову
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
- Ходят по кругу, топая ногами.
И ногою топ.
Воспитатель: Давайте посмотрим на нашу картинку, все ли квадраты стоят правильно?
Как они располагаются?
Дети: по росту и по сказке. Вот смотрите, зайка маленький – квадратик тоже маленький,
волк побольше – квадрат тоже, медведь самый большой и квадрат у него тоже самый
большой!
Воспитатель: А кого же еще повстречал наш «круглый друг»?
Дети: Лису.
Воспитатель: Давайте подумаем, какой квадрат подойдем для лисы?
Дети: Как вы думаете, правильно ли Настя обозначила лису?
Воспитатель: По какому признаку зверей выстраиваем? Да, по размеру. Получается, что
лиса по размеру больше медведя. Это правильно? (ответ ребенка)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто спрятался?».
Убрать одного животного и квадратик под ним. Усложнить игру: убрать всех животных и
спрятать один квадрат. Дети закрывают глаза. На стенде поменять местами картинки
животных. И спросит детей, что поменялось в схеме?
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали? (ответы детей)
Воспитатель: Звери очень рады, что мы их построили по росту и по сказке. Они говорят
нам спасибо, а мы скажем «пожалуйста».