Автор: Красковская Марина Анатольевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: п.Светлый, Мирнинский р–н, РС(Якутия)
Наименование материала: урок музыки,2 кл. Инструментальный ансамбль
Тема: использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15. п.Светлый.
урок во 2-м классе (4-я четверть) по теме:
Урок разработала и провела
учитель музыки
Красковская Марина Анатольевна
2018 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
2 класс
1.
Предмет: музыка.
2.
Автор: учитель музыки Красковская Марина Анатольевна, МКОУ «СОШ №15», п. Светлый
3.
Тема урока: «Инструментальный ансамбль»
4.
Базовый учебник: «Музыка» - 2 класс Т.И.Баклановой
5.
Цель урока: Знакомство учащихся с инструментальным ансамблем.
6.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.
Развивать ритмический слух.
Расширять представление детей о видах инструментальных ансамблей
Развивать умение определять состав участников ансамбля – дуэт, трио - по звучащему фрагменту.
Продолжить работу над вокально-хоровыми умениями детей.
Развивать творческие способности детей. Воспитывать любовь к прекрасному.
Уметь определять характер, настроение музыки и выразительно двигаться под музыку.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Освоение учащимися навыков ансамблевого музицирования.
Использовать приемы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах.
Включаться самостоятельно в музыкально-творческую деятельность.
Учиться исполнять аккомпанемент в составе небольших ансамблей, состоящих из 2-4 человек.
Регулятивные:
Оценивать свою работу на уроке;
Адекватно воспринимать высказывания учителя или товарищей, носящие оценочный характер;
Ориентироваться в учебнике;
Принимать и сохранять учебную задачу;
Уметь планировать необходимые действия.
Коммуникативные:
• рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и
эмоциональной реакции на музыку;
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
• выслушивать друг друга, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре
ЛИЧНОСТНЫЕ:
формирование социальной роли ученика, положительного отношение к урокам музыки (развитие познавательного
интереса к музыке и музыкальной деятельности, внимательного эмоционально-ценностного отношения к искусству, к
произведениям классической музыки)
7.
Тип урока: интегрированный.
8.
Форма урока: коллективная.
9.
Оборудование: ПК учителя, проектор, экран, мультимедийная презентация по теме урока, раздаточный материал
для работы в группах, фортепиано, музыкальные инструменты, музыкальный центр, учебник, музыкальные и
видео-фрагменты.
10. Оформление: детские рисунки, музыкальные инструменты.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
обуч-ся
1.
Организационный
момент (мотивация к
учебной деятельности)
Цель этапа: включение
обучающихся в
деятельность
Вход в класс под «Марш деревянных солдатиков», выполнение ритм
упр. по показу учителя. Доброжелательно мотивирует к началу
совместной работы. Поет распевки «Здравствуйте, ребята». «Кто
дежурные». Создает психологический настрой. Делит класс на 4
группы.
Приветствие
(музыкальное и с
пластическим
интонированием)
2.
Актуализация знаний
Цель этапа:
повторение
изученного материала,
необходимого для
«открытия нового
знания»
Проводит фронтальный опрос для повторения изученного материала,
актуализирует знания, комментирует ответы
- По какой музыкальной стране мы с вами путешествуем? По стране
музыкальных инструментов
- Какие семьи музыкальных инструментов вы уже знаете? /ударные,
духовые, струнные
Учитель показывает на доске рисунки ребят по теме урока.
-Представьте, что вы семейства. И пусть каждая семья соберет
свои инструменты. А Четвертая группа – это музыкальные
эксперты. Они будут анализировать, правильно ли вы собрали
семейства. Учитель определяет каждой группе название.
Каждая группа - глава семейства - зачитывает названия
инструментов, соответствующих определенному семейству. А
эксперты внимательно следят за ответами.
- А где живут эти семейства? В одном месте или в разных местах? В
разных: ударные - в горах; духовые – в поле или долине, там, где
есть ветер; струнные - у моря.
Резюмируя высказывания учащихся, учитель говорит о том, что
каждое семейство инструментов имеет свое неповторимое звучание.
Определяют объём
знаний по теме,
свой уровень
освоения
пройденного
материала.
Работа в группах,
выполнить
подборку названий
инструментов для
своего семейства.
3.
Целеполагание
(постановка учебных
задач)
Создаёт проблемную ситуацию для определения новой темы.
Семейства инструментов живут в разных местах. Но они загадали по
одному желанию и прислали его нам по почте, в этих конвертах. Как
выяснилось, их желания полностью совпали.
Работа в малых
группах,
определение
Цель этапа:
сформулировать пути
достижения цели
(новую тему)
- Что же это за желания? - Вам предстоит узнать, ответив на мои
вопросы. Работаем в парах.
- Вопрос 1-й. Иногда семейства любят ходить в гости друг к другу.
Зачем они ходят в гости? / играть вместе – всем семействам - на
музыкальных инструментах
- Вопрос 2-й. А зачем им играть вместе? Зачем объединять игру
разных семейств?/ это красиво, приятно, они больше могут
сдружиться. Сыграть больше интересной музыки.
- Вопрос 3-й. Знаете ли вы французский язык? Значит вам
неизвестно, как в переводе на французский язык звучит слово
ВМЕСТЕ? Давайте обратимся к музыкальному словарю, который
есть у вас в конце учебника и посмотрим на первое словарное слово.
Ребята находят слово АНСАМБЛЬ. Объясняют, что означает это слово.
СЛАЙД №1
-Давайте дружно скажем, как в переводе с французского звучит слово
АНСАМБЛЬ – ВМЕСТЕ. И наоборот слово ВМЕСТЕ по-французски
означает АНСАМБЛЬ
Учитель говорит о составах ансамблей
СЛАЙД №, 2, 3
- Инструменты могут петь? - нет, - Могут плясать? – нет.
-Зато они могут…
Учитель достает из конвертов «желания» семейств
- Так какое же общее желание у всех семейств инструментов?/
ИГРАТЬ ВМЕСТЕ. В АНСАМБЛЕ. Вместе исполнять
инструментальные произведения.
…………………………………………..
ИТАК, тема нашего урока сегодня: «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ
тематики урока.
Находят
«Музыкальный
словарь» в
учебнике.
Проговаривание
нового термина
хором
АНСАМБЛЬ»
СЛАЙД №4
Используя презентацию, систематизирует знания обучающихся,
направляет, задаёт вопросы; продолжает вокально-хоровую работу и
отработку хореографических элементов с обучающимися.
4.
Открытие нового
знания.
Цель этапа: освоение
темы урока на основе
ранее полученных
знаний
Сегодня вы будете определять состав ансамблей, слушать и играть
малыми ансамблями.
Представим себе, что мы находимся в музыкальной гостиной одного из
семейств. Давайте послушаем инструментальный ансамбль и
попробуем определить, сколько инструментов в этом ансамбле. К.Сен-
санс «Лебедь» / два – фортепиано и виолончель
А вот еще один ансамбль (слушают ансамбль народных
инструментов)/здесь тоже два – рожок и балалайка
Вы познакомились с наименьшим по составу ансамблем.
Это ДУЭТ.
СЛАЙД №5
Давайте споем песенку попевку «Барабанщик», отстукивая пока на
пальцах ритм песенки.
Какие инструменты какого семейства можно использовать для
дуэта?/ударные - барабаны. Дуэт учащихся исполняет, остальные
поют. А какие еще инструменты смогли бы четко сыграть ритм ? –
коробочки, ложки (вызвать желающих)
Чтобы пригласить следующее семейство, мы с вами поем песенку
«Травка зеленеет». Вот и наши свистульки. Работаем в парах.
Придумаем звуковую картину «Перекличка птиц». Каждая пара
придумывает свой ритм. Могут быть как певчие птицы, так и не певчие
– дятел.
Послушайте следующую запись. Определите, сколько и какие
Обсуждают в
группах,
выбирают верную
точку зрения
Комментируют
свои
предположения –
ответы
Исполняют
разученные ранее
песни, выполняют
хореографические
движения под
музыку
5.
6.
Физкультминутка
Цель этапа: освоение
темы урока на основе
новых знаний
инструменты звучат. Слушают «Трио рожечников» (аудиокассета),
учащиеся определяют три рожка (дудочки)
СЛАЙД №6
Вы познакомились еще с одним ансамблем - ТРИО
- Скажите, а в какой сказке веселые братья дразнили волка песенкой
«Нам не страшен серый волк»? - «Три поросенка». Этих братьев
часто изображают играющими на инструментах. Дадим им в руки
бубен, свистульку, трещотку. И пусть они напугают волка своим
ансамблем. А я подыграю мелодию на фортепиано.
Давайте немножко разомнемся
Собирайся детвора (проводится трижды, с ускорением)
- Посмотрите (в учебнике) сколько музыкантов в басне И.А.Крылова
«Квартет»/ четыре. Значит пора узнать название ансамбля из 4-х
инструментов. Это - КВАРТЕТ
СЛАЙД №7
На инструментах какого семейства играют герои басни?/семейство
струнных - скрипка, виолончель, альт.
Давайте все-таки узнаем, что произошло в басне «Квартет». Учитель
зачитывает начало басни, задает вопрос, почему музыкантам не
удалось слаженно сыграть.
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Давайте
посмотрим и послушаем, как играют профессиональные музыканты из
ансамбля «Арко-Арктик».
После прослушивания задаю вопросы
- Где выступают музыканты?/на сцене. - Могут ли они поместиться
в музыкальной гостиной/ Могут, потому что их немного.
Организуем и мы свой квартет. Споем песню «Братец Яков». Какие
инструменты изобразят стук в дверь?/коробочки или ложки. А удары
Положительно
относиться к
занятиям с
двигательной
деятельностью.
Работа с
учебником
Слушают и
смотрят видео.
колокола?/ музыкальные треугольники.
Квартет, играющий на мелодиках, поможет исполнить нам песню «На
зеленом лугу».
Мы с вами познакомились с небольшими по своему составу
ансамблями. Сейчас послушаем музыкальный фрагмент, а вы
постарайтесь услышать, какие инструменты в этом ансамбле.
Ученики называют инструменты.
Можно ли назвать этот ансамбль дуэтом? Трио? Квартетом? Почему? –
инструментов много.
Первичное
закрепление
Цель этапа: в ходе
работы с новым
материалом развивать
творческие
способности детей
Давайте исполним песенку «Цын-цы, брын-цы» и импровизацию на
разных инструментах. Запевают девочки, отвечают мальчики.
Отвечают на
вопросы учителя
Выполняют
хореографические
движения под
музыку
7.
Рефлексия
Цель этапа: осознание
обучающимися
учебной деятельности,
самооценка
результатов
деятельности своей и
всего класса
Предлагает вспомнить вопросы, поставленные в начале урока,
определить степень освоения темы.
ИТАК:
- Какие же «желания» были в конвертах каждого музыкального
семейства? (пригласить учащихся прочесть)
- Удалось ли музыкальным инструментам из всех семейств вместе
поиграть?
- Как называется ансамбль, в котором все участники играют на
муз.инструментах?
- Как называются ансамбли СЛАЙД №8
Домашнее задание: узнать как называются ансамбли, в которых больше
Сопоставляют
цель и результат.
Определяют
форму домашнего
задания
4-х музыкантов.
Спасибо за работу на уроке!