Напоминание

"Активизации словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"


Автор: Власова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Икрянинская НОШ"
Населённый пункт: с.Икряное Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизации словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Активизации словаря детей младшего дошкольного возраста с

помощью дидактических игр

Родной язык играет значительную роль в становлении личности. Являясь

важнейшим

средством

человеческого

общения,

познания

действительности,

язык

служит

базовым

основополагающим

каналом

приобщения

нации

к

ценностям духовной культуры, а также выступает в виде необходимого условия

таких процессов, как воспитание и обучение. Развитие устной монологической

речи в дошкольном детстве является основой успешного обучения в школе.

Младший дошкольный возраст – это особенный период жизни детей. Это

этап,

когда

происходит

активное

усвоение

ребенком

разговорного

языка,

становления

и

развития

всех

сторон

речи:

фонетической,

лексической,

грамматической.

Полноценное

овладение

родным

языком

в

дошкольном

возрасте – необходимое условие решения задач умственного, эстетического и

нравственного воспитания детей в наиболее сензитивный период развития. Чем

раньше начинается обучение родному языку, тем свободнее ребенок пользуется

им в дальнейшем [1].

Речь выступает инструментом эволюции высших отделов психики детей

младшего

дошкольного

возраста.

Развивая

речь

ребенка,

взрослые

одновременно способствуют развитию его интеллекта. На сегодняшний день в

целом

степень

речевого

развития

детей

младшего

дошкольного

возраста

характеризуется как неудовлетворительная. Данная проблема с каждым годом

становится

все

актуальней.

Почти

повсеместно

чтение

художественной

литературы

заменяется

проведением

перед

телевизорами,

персональными

компьютерами и мобильными информационными технологиями. Сегодняшний

век

характеризуется

чрезмерной

занятостью

взрослого

поколения,

обусловленной

желанием

обеспечить

детей

материальными

благами

и

решением финансовых проблем. В условиях, когда лишь малой доле родителей

хватает времени общаться со своими детьми, огромная роль в развитии речи и

активизации словаря детей отводиться детским садам [2].

1

Дошкольное

образовательное

учреждение

является

первым

звеном

в

образовательной

системе,

одной

из

главных

задач

которого

выступает

формирование и развитие устной речи.

В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении

федерального стандарта дошкольного образования» [3] говориться, что в основе

Программы детского сада обязательно должен лежать такой компонент, как

речевое развитие. Последний включает в себя умение детей владеть речью как

средством общения и российской культуры; обогащение активного словаря и

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие

звуковой

и

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте (рисунок 1).

Рисунок 1 – Содержание тезиса «Речевое развитие» в дошкольном

образовательном учреждении

*

* – разработано автором на основании [3].

Под

словарной

работой

понимается

целенаправленная

деятельность

в

педагогике, которая обеспечивает наиболее эффективный и успешный процесс

освоения словарного состава родного языка. Слова можно усваивать активно и

2

Речевое

развитие

Владеть речью как

средством общения и

российской культуры

Обогащение активного

словаря и развитие

связной, грамматически

правильной

диалогической и

монологической речи

Развитие речевого

творчества

Формирование звуковой

аналитико-синтетической

активности как

предпосылки обучения

грамоте

Знакомство с книжной

культурой, детской

литературой, понимание

на слух текстов

различных жанров

детской литературы

Развитие звуковой и

интонационной культуры

речи, фонематического

слуха

пассивно. В первом случае данное слово употребляется в подходящей ситуации,

а во втором – слово лишь понимается, без фактического его употребления [4].

Развитие

словаря

длительный

процесс

количественного

накопления

слов, освоения их значений, а также формирование умений использования их

определенных условиях в общении. Для более четкого понимания термина

«активизация»

обратимся

к

справочной

литературе,

согласно

которой

под

активизацией

понимается

процесс

побуждения

к

активности,

усиление

деятельности, оживление [5].

Таким образом, активизация словаря детей дошкольного возраста – это

усиление употребления детьми новых слов и выражений, фразеологических

единиц собственной самостоятельной речи.

Многие

исследователи

отмечают

возможности

игры

для

речевого

развития

ребенка

на

всем

протяжении

дошкольного

детства.

В

процессе

действия

ребенка

раннего

возраста

с

предметами

и

игрушками

у

него

происходит

развитие

словесных

обобщений.

Ребенок,

овладевая

в

игре

условными действиями, переходит от обобщений практических к обобщениям

речевым [6].

В игре ребенка создаются благоприятные условия для развития основных

стадий

эгоцентрической

речи:

сопровождающей,

констатирующей,

планирующей. Установлено, что одновременно с развитием игровых действий у

ребенка

преддошкольного

возраста

происходит

процесс

отделения

слов

от

действий,

и

постепенно

речь

начинает

выступать

как

самостоятельная

деятельность внутри игры. В процессе становления игры возникают начатки

планирующей

речи.

Вначале

для

ребенка

характерны

бессловесные

игры.

Однако в ответ на вопрос взрослого ребенок может назвать действие. Вопрос

помогает подвести ребенка к умению отделять слово от действия. Далее слово в

самостоятельной игре ребенка отделяется от действия и завершает его, что

является шагом к планированию.

Дидактические игры – мощнейшее средство для развития речи у детей.

Дидактические

игры

по

развитию

речи

как

форма

обучения

детей

3

содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к

игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить

свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом

словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Особенностью дидактической игры по развитию речи и ее завершающим

концом

является

результат,

которой

определяется

дидактической

задачей,

игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель

предвидит, используя ту или иную игру.

Овладение

навыками

звуко-слогового

анализа

имеет

первостепенное

значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее

грамматического

строя,

а

также

для

умения

произносить

слова

сложной

слоговой

структуры.

Поэтому

очень

важно

начинать

обучение

звуковому

анализу

на

основе

одновременного

изучения

звука

и

его

графического

изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая

взаимосвязь

между

произносимым

звуком

и

буквой.

Развитие

речи

подразумевает под собой различные процессы: развитие смысловой стороны

речи, развитие сравнивать и сопоставлять на базе синонимов, формирование

навыка быстрого и точного словоупотребления. Именно по таким направлениям

можно сгруппировать следующие дидактические игры.

Для раскрытия смысловой стороны речи можно использовать следующие

дидактические игры: «Что вы видите вокруг?», «Мои действия», «Какое слово

заблудилось?»,

«Что

происходит

в

природе?»,

«Найти

лишний

предмет»,

«Образуй новое слово», «Назови три слова».

Для

развития

у

детей

умения

сравнивать

и

сопоставлять

на

основе

синонимов и антонимов можно проводить игры: «Скажи по-другому», «Закончи

фразу», «Игра с мячом», «Все наоборот», «Подбери подходящее слово», «Поле

слов».

Для

формирования

навыка

быстрого

и

точного

словоупотребления

требуются дидактические игры, закрепляющие ранее изученные слова: «Скажи

4

точнее», «Кто больше знает», «Кто как разговаривает», «Закончи предложение»,

«Я начну, а ты закончи», «Путаница», «Подбери слово».

В целом можно сказать, что существует двусторонняя зависимость между

уровнем

развития

игровой

деятельности

и

степенью

овладения

детьми

речевыми

средствами.

С

одной

стороны,

для

того,

чтобы

начать

игру,

необходима

определенная

мера

овладения

речью,

и

ее

развитие

ведет

к

совершенствованию

игры.

С

другой

стороны,

повышение

уровня

развития

игрового поведения стимулирует усвоение новых навыков речевого общения. А

создание

педагогических

условий

при

проведении

дидактичекой

игры

способствует обогащению лексики, развитию смысловой стороны речи, а также

инициативности в использовании речевых средств.

Литература:

1. Ларионова

С.О.

Младший

школьный

возраст:

закономерности

и

особенности поведения детей / С.О. Ларионова // Педагогическое образование и

наука. – 2017. – № 6. – С. 39-44.

2. Бичева,

И.Б.

Особенности

развития

словаря

детей

младшего

дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / И.Б. Бичева //

Государственный советник. – 2018. – № 1. – С. 36-39.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении

федерального стандарта дошкольного образования»

4. Архипова,

С.Н.

развитие

активного

словаря

у

детей

в

процессе

образовательной деятельности / С.Н. Архипова // Научные исследования. –

2018. – № 2. – С. 63-64.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.:

Мир и образование, 2018. – 1376 с.

6. Полякова,

Е.В.

Изучение

уровня

развития

словаря

детей

младшего

дошкольного возраста / Е.В. Полякова // Дошкольное и начальное образование.

– 2018. – № 1. – С. 294-296.

7. Фадеева, М.В. Речевая подготовка детей дошкольного возраста / М.В.

Фадеева // Педагогический опыт. – 2017. – №с 2. – С 237-239.

5



В раздел образования