Автор: Власова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Икрянинская НОШ"
Населённый пункт: с.Икряное Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: "Активизации словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
Активизации словаря детей младшего дошкольного возраста с
помощью дидактических игр
Родной язык играет значительную роль в становлении личности. Являясь
важнейшим
средством
человеческого
общения,
познания
действительности,
язык
служит
базовым
основополагающим
каналом
приобщения
нации
к
ценностям духовной культуры, а также выступает в виде необходимого условия
таких процессов, как воспитание и обучение. Развитие устной монологической
речи в дошкольном детстве является основой успешного обучения в школе.
Младший дошкольный возраст – это особенный период жизни детей. Это
этап,
когда
происходит
активное
усвоение
ребенком
разговорного
языка,
становления
и
развития
всех
сторон
речи:
фонетической,
лексической,
грамматической.
Полноценное
овладение
родным
языком
в
дошкольном
возрасте – необходимое условие решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в наиболее сензитивный период развития. Чем
раньше начинается обучение родному языку, тем свободнее ребенок пользуется
им в дальнейшем [1].
Речь выступает инструментом эволюции высших отделов психики детей
младшего
дошкольного
возраста.
Развивая
речь
ребенка,
взрослые
одновременно способствуют развитию его интеллекта. На сегодняшний день в
целом
степень
речевого
развития
детей
младшего
дошкольного
возраста
характеризуется как неудовлетворительная. Данная проблема с каждым годом
становится
все
актуальней.
Почти
повсеместно
чтение
художественной
литературы
заменяется
проведением
перед
телевизорами,
персональными
компьютерами и мобильными информационными технологиями. Сегодняшний
век
характеризуется
чрезмерной
занятостью
взрослого
поколения,
обусловленной
желанием
обеспечить
детей
материальными
благами
и
решением финансовых проблем. В условиях, когда лишь малой доле родителей
хватает времени общаться со своими детьми, огромная роль в развитии речи и
активизации словаря детей отводиться детским садам [2].
1
Дошкольное
образовательное
учреждение
является
первым
звеном
в
образовательной
системе,
одной
из
главных
задач
которого
выступает
формирование и развитие устной речи.
В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального стандарта дошкольного образования» [3] говориться, что в основе
Программы детского сада обязательно должен лежать такой компонент, как
речевое развитие. Последний включает в себя умение детей владеть речью как
средством общения и российской культуры; обогащение активного словаря и
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
развитие
речевого
творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте (рисунок 1).
Рисунок 1 – Содержание тезиса «Речевое развитие» в дошкольном
образовательном учреждении
*
* – разработано автором на основании [3].
Под
словарной
работой
понимается
целенаправленная
деятельность
в
педагогике, которая обеспечивает наиболее эффективный и успешный процесс
освоения словарного состава родного языка. Слова можно усваивать активно и
2
Речевое
развитие
Владеть речью как
средством общения и
российской культуры
Обогащение активного
словаря и развитие
связной, грамматически
правильной
диалогической и
монологической речи
Развитие речевого
творчества
Формирование звуковой
аналитико-синтетической
активности как
предпосылки обучения
грамоте
Знакомство с книжной
культурой, детской
литературой, понимание
на слух текстов
различных жанров
детской литературы
Развитие звуковой и
интонационной культуры
речи, фонематического
слуха
пассивно. В первом случае данное слово употребляется в подходящей ситуации,
а во втором – слово лишь понимается, без фактического его употребления [4].
Развитие
словаря
–
длительный
процесс
количественного
накопления
слов, освоения их значений, а также формирование умений использования их
определенных условиях в общении. Для более четкого понимания термина
«активизация»
обратимся
к
справочной
литературе,
согласно
которой
под
активизацией
понимается
процесс
побуждения
к
активности,
усиление
деятельности, оживление [5].
Таким образом, активизация словаря детей дошкольного возраста – это
усиление употребления детьми новых слов и выражений, фразеологических
единиц собственной самостоятельной речи.
Многие
исследователи
отмечают
возможности
игры
для
речевого
развития
ребенка
на
всем
протяжении
дошкольного
детства.
В
процессе
действия
ребенка
раннего
возраста
с
предметами
и
игрушками
у
него
происходит
развитие
словесных
обобщений.
Ребенок,
овладевая
в
игре
условными действиями, переходит от обобщений практических к обобщениям
речевым [6].
В игре ребенка создаются благоприятные условия для развития основных
стадий
эгоцентрической
речи:
сопровождающей,
констатирующей,
планирующей. Установлено, что одновременно с развитием игровых действий у
ребенка
преддошкольного
возраста
происходит
процесс
отделения
слов
от
действий,
и
постепенно
речь
начинает
выступать
как
самостоятельная
деятельность внутри игры. В процессе становления игры возникают начатки
планирующей
речи.
Вначале
для
ребенка
характерны
бессловесные
игры.
Однако в ответ на вопрос взрослого ребенок может назвать действие. Вопрос
помогает подвести ребенка к умению отделять слово от действия. Далее слово в
самостоятельной игре ребенка отделяется от действия и завершает его, что
является шагом к планированию.
Дидактические игры – мощнейшее средство для развития речи у детей.
Дидактические
игры
по
развитию
речи
как
форма
обучения
детей
3
содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к
игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить
свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом
словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Особенностью дидактической игры по развитию речи и ее завершающим
концом
является
результат,
которой
определяется
дидактической
задачей,
игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель
предвидит, используя ту или иную игру.
Овладение
навыками
звуко-слогового
анализа
имеет
первостепенное
значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее
грамматического
строя,
а
также
для
умения
произносить
слова
сложной
слоговой
структуры.
Поэтому
очень
важно
начинать
обучение
звуковому
анализу
на
основе
одновременного
изучения
звука
и
его
графического
изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая
взаимосвязь
между
произносимым
звуком
и
буквой.
Развитие
речи
подразумевает под собой различные процессы: развитие смысловой стороны
речи, развитие сравнивать и сопоставлять на базе синонимов, формирование
навыка быстрого и точного словоупотребления. Именно по таким направлениям
можно сгруппировать следующие дидактические игры.
Для раскрытия смысловой стороны речи можно использовать следующие
дидактические игры: «Что вы видите вокруг?», «Мои действия», «Какое слово
заблудилось?»,
«Что
происходит
в
природе?»,
«Найти
лишний
предмет»,
«Образуй новое слово», «Назови три слова».
Для
развития
у
детей
умения
сравнивать
и
сопоставлять
на
основе
синонимов и антонимов можно проводить игры: «Скажи по-другому», «Закончи
фразу», «Игра с мячом», «Все наоборот», «Подбери подходящее слово», «Поле
слов».
Для
формирования
навыка
быстрого
и
точного
словоупотребления
требуются дидактические игры, закрепляющие ранее изученные слова: «Скажи
4
точнее», «Кто больше знает», «Кто как разговаривает», «Закончи предложение»,
«Я начну, а ты закончи», «Путаница», «Подбери слово».
В целом можно сказать, что существует двусторонняя зависимость между
уровнем
развития
игровой
деятельности
и
степенью
овладения
детьми
речевыми
средствами.
С
одной
стороны,
для
того,
чтобы
начать
игру,
необходима
определенная
мера
овладения
речью,
и
ее
развитие
ведет
к
совершенствованию
игры.
С
другой
стороны,
повышение
уровня
развития
игрового поведения стимулирует усвоение новых навыков речевого общения. А
создание
педагогических
условий
при
проведении
дидактичекой
игры
способствует обогащению лексики, развитию смысловой стороны речи, а также
инициативности в использовании речевых средств.
Литература:
1. Ларионова
С.О.
Младший
школьный
возраст:
закономерности
и
особенности поведения детей / С.О. Ларионова // Педагогическое образование и
наука. – 2017. – № 6. – С. 39-44.
2. Бичева,
И.Б.
Особенности
развития
словаря
детей
младшего
дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой / И.Б. Бичева //
Государственный советник. – 2018. – № 1. – С. 36-39.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального стандарта дошкольного образования»
4. Архипова,
С.Н.
развитие
активного
словаря
у
детей
в
процессе
образовательной деятельности / С.Н. Архипова // Научные исследования. –
2018. – № 2. – С. 63-64.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.:
Мир и образование, 2018. – 1376 с.
6. Полякова,
Е.В.
Изучение
уровня
развития
словаря
детей
младшего
дошкольного возраста / Е.В. Полякова // Дошкольное и начальное образование.
– 2018. – № 1. – С. 294-296.
7. Фадеева, М.В. Речевая подготовка детей дошкольного возраста / М.В.
Фадеева // Педагогический опыт. – 2017. – №с 2. – С 237-239.
5