Напоминание

Преемственность доу с семьей и школой


Автор: Ярославская Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. ЧЕрноречье дс. Ручеек
Населённый пункт: самарская обл.Волжский район с. Черноречье
Наименование материала: ВЫступление доклад
Тема: Преемственность доу с семьей и школой
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой

по реализации задач математического развития детей»

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний

и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития

познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа

постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности к

математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными

причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока

информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в

экономической жизни.

Учебно-воспитательная работа в детском саду и школе должна представлять

единый развивающий процесс. Преемственность в работе дошкольных и

школьных учреждений по математическому развитию ребенка

предусматривает непрерывность в образовании, взаимосвязь в методах,

приемах, формах и средствах обучения, согласованность содержания

программ и др.

Преемственность является одним из принципов обучения и воспитания.

Создание целостной педагогической системы предусматривает своеобразие

развития ребенка на каждом этапе, взаимосвязь этих этапов, где каждый

последующий является органическим продолжением предыдущего.

На занятиях по математике в детском саду в старших группах начинают

формироваться навыки учебной деятельности, что дает возможность ребенку

безболезненно привыкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в

новых условиях.

Требования современной школы к математической подготовке детей в

детском саду.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор

интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и

творческих способностей. Известно и то, что от эффективности

математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит

успешность обучения математике в начальной школе.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение

придается логической составляющей. Развитие логического мышления

ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной

деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-

следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие

умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не

испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться

с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка

соответствующим образом.

Дети учатся обозначать размеры предметов непосредственно сравнением, а

также с помощью измерений условной мерой и линейкой, чертить отрезки

определенной длины. Они знакомятся с многоугольниками и их элементами:

сторонами, углами, вершинами, должны уметь свободно ориентироваться на

листе бумаги, в тетради, книге, во времени и в окружающем пространстве.

Однако современную школу не удовлетворяет формальное усвоение этих

знаний и умений. Дальнейшее обучение в школе обычно зависимо от

качества усвоенных знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому

современная дошкольная дидактика направлена на отработку путей

оптимизации обучения с целью повышения этих качеств. Выпускники

дошкольных учреждений должны осознанно, с пониманием сути явлений

уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной,

стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных

обстоятельствах (игра, труд).

Одно из главных требований начального обучения к математической

подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников.

Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в

начальную элементарную математику абсолютно невозможно без

достаточного уровня развития логического мышления.

3.Преемственность в содержании и методах обучения математике.

В системе образования преемственность является одним из принципов

обучения и воспитания. Это дает возможность установить и практически

реализовать единую целостную систему педагогических влияний.

Становление такой системы основывается на понимании развития ребенка

как единого непрерывного процесса с качественным своеобразием каждого

звена, каждого следующего этапа, являющегося органическим продолжением

предыдущего.

А.М. Леушина отмечает, что преемственность - это внутренняя органическая

связь общего, физического и духовного развития на грани дошкольного и

школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени

формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе

детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника

готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить

эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые

дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Как показывает анализ современных программ по математике для первого

класса и детского сада, в их содержании достигнута значительная

преемственность. Характерно, что программы строятся на теоретико-

множественной основе. Центральным понятием, с которым знакомятся дети и

в детском саду, и в школе, является множество, а основным методом

обучения - метод одновременного изучения взаимообратных действий.

Важное значение для изучения школьного курса математики имеет

своевременное ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и

примерами. Выпускники детских садов уже усвоили математическую

сущность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи,

правильно отвечают на них, выбирают и аргументируют выбор

арифметического действия.

В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвоение детьми

таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава

числа из двух меньших. Кроме того, в первом классе дети знакомятся с

отдельными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых

данных равно нулю.

Изучая тему «Десяток», первоклассники углубляют свои знания о

геометрических фигурах, и прежде всего о многоугольниках (треугольниках,

четырехугольниках и т.д.) и их элементах (стороны, углы, вершины).

Начальные знания об этом получены в детском саду. Они уже умеют

выделять форму окружающих предметов, используя при этом

геометрическую фигуру как эталон.

Опираясь на материальные объекты вокруг, модели и изображения фигур,

дети сравнивают, сопоставляют фигуры между собой, а это способствует

развитию индуктивного и дедуктивного мышления, формирует умения делать

простейшие выводы.

Первоклассники учатся выделять прямые и непрямые углы, чертить отрезки

разной длины, изображать геометрические фигуры в тетрадях в клетку.

Готовились они к этому еще в детском саду.

Положительно влияют на формирование знаний о числе представления детей

о непрерывных величинах, что предусмотрено программой детского сада, а

также навыки в измерении условной мерой и такими общепринятыми

мерами, как метр, литр, килограмм. В первом классе дети продолжают

измерять протяженность, массу, вместимость, объем. Постепенно, начиная с

детского сада и продолжая эту работу в школе, детей подводят к пониманию

функциональной зависимости между измеряемой величиной, мерой и

результатом измерения (количеством мер). Все эти знания расширяют

понятие о числе, развивают мышление ребенка, его интересы и способности.

Преемственность, как подчеркивает А.М. Леушина, заключается совсем не в

том, есть ли в «Программе детского сада» понятие «трапеция» или «обратная

задача», а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру и задачу,

выделять в них существенные черты и обобщать их.

Исходя из этого, в методических рекомендациях к работе со старшими

дошкольниками и учениками первых классов широко используются

дидактические игры, двигательные игры, наглядное моделирование разных

количественных отношений, реальные практические действия, например с

конкретными множествами, величинами: измерение, создание сериационных

рядов и транзитивных отношений.

Разработка и экспериментальная проверка методик опираются на данные о

психологической диагностике динамики общего интеллектуального развития

старших дошкольников, а также на результаты изучения состояния их

здоровья, работоспособности и утомляемости.

Обучение детей началам математики строится так, чтобы, прежде всего, на

основании действий с конкретными множествами и формирования у детей

знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учить

их считать, измерять, прибавлять и вычитать.

Весьма ценно в этих методиках то, что дети не просто получают

определенную сумму знаний по математике, а и значительно повышают

уровень общего умственного развития: приобретают умения и навыки

воспринимать и понимать инструкцию воспитателя, использовать ее в

процессе работы, выполнять работу качественно и контролировать

результаты соответственно образцу.



В раздел образования