Автор: Ярославская Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. ЧЕрноречье дс. Ручеек
Населённый пункт: самарская обл.Волжский район с. Черноречье
Наименование материала: ВЫступление доклад
Тема: Преемственность доу с семьей и школой
Раздел: дошкольное образование
«
Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой
по реализации задач математического развития детей»
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний
и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития
познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа
постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности к
математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными
причинами, как научно-технический прогресс, увеличение потока
информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в
экономической жизни.
Учебно-воспитательная работа в детском саду и школе должна представлять
единый развивающий процесс. Преемственность в работе дошкольных и
школьных учреждений по математическому развитию ребенка
предусматривает непрерывность в образовании, взаимосвязь в методах,
приемах, формах и средствах обучения, согласованность содержания
программ и др.
Преемственность является одним из принципов обучения и воспитания.
Создание целостной педагогической системы предусматривает своеобразие
развития ребенка на каждом этапе, взаимосвязь этих этапов, где каждый
последующий является органическим продолжением предыдущего.
На занятиях по математике в детском саду в старших группах начинают
формироваться навыки учебной деятельности, что дает возможность ребенку
безболезненно привыкнуть к школьному режиму работы и адаптироваться в
новых условиях.
Требования современной школы к математической подготовке детей в
детском саду.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор
интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и
творческих способностей. Известно и то, что от эффективности
математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит
успешность обучения математике в начальной школе.
В современных обучающих программах начальной школы важное значение
придается логической составляющей. Развитие логического мышления
ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной
деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-
следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие
умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не
испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться
с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка
соответствующим образом.
Дети учатся обозначать размеры предметов непосредственно сравнением, а
также с помощью измерений условной мерой и линейкой, чертить отрезки
определенной длины. Они знакомятся с многоугольниками и их элементами:
сторонами, углами, вершинами, должны уметь свободно ориентироваться на
листе бумаги, в тетради, книге, во времени и в окружающем пространстве.
Однако современную школу не удовлетворяет формальное усвоение этих
знаний и умений. Дальнейшее обучение в школе обычно зависимо от
качества усвоенных знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому
современная дошкольная дидактика направлена на отработку путей
оптимизации обучения с целью повышения этих качеств. Выпускники
дошкольных учреждений должны осознанно, с пониманием сути явлений
уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной,
стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных
обстоятельствах (игра, труд).
Одно из главных требований начального обучения к математической
подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников.
Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в
начальную элементарную математику абсолютно невозможно без
достаточного уровня развития логического мышления.
3.Преемственность в содержании и методах обучения математике.
В системе образования преемственность является одним из принципов
обучения и воспитания. Это дает возможность установить и практически
реализовать единую целостную систему педагогических влияний.
Становление такой системы основывается на понимании развития ребенка
как единого непрерывного процесса с качественным своеобразием каждого
звена, каждого следующего этапа, являющегося органическим продолжением
предыдущего.
А.М. Леушина отмечает, что преемственность - это внутренняя органическая
связь общего, физического и духовного развития на грани дошкольного и
школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени
формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе
детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника
готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить
эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые
дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
Как показывает анализ современных программ по математике для первого
класса и детского сада, в их содержании достигнута значительная
преемственность. Характерно, что программы строятся на теоретико-
множественной основе. Центральным понятием, с которым знакомятся дети и
в детском саду, и в школе, является множество, а основным методом
обучения - метод одновременного изучения взаимообратных действий.
Важное значение для изучения школьного курса математики имеет
своевременное ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и
примерами. Выпускники детских садов уже усвоили математическую
сущность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи,
правильно отвечают на них, выбирают и аргументируют выбор
арифметического действия.
В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвоение детьми
таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава
числа из двух меньших. Кроме того, в первом классе дети знакомятся с
отдельными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых
данных равно нулю.
Изучая тему «Десяток», первоклассники углубляют свои знания о
геометрических фигурах, и прежде всего о многоугольниках (треугольниках,
четырехугольниках и т.д.) и их элементах (стороны, углы, вершины).
Начальные знания об этом получены в детском саду. Они уже умеют
выделять форму окружающих предметов, используя при этом
геометрическую фигуру как эталон.
Опираясь на материальные объекты вокруг, модели и изображения фигур,
дети сравнивают, сопоставляют фигуры между собой, а это способствует
развитию индуктивного и дедуктивного мышления, формирует умения делать
простейшие выводы.
Первоклассники учатся выделять прямые и непрямые углы, чертить отрезки
разной длины, изображать геометрические фигуры в тетрадях в клетку.
Готовились они к этому еще в детском саду.
Положительно влияют на формирование знаний о числе представления детей
о непрерывных величинах, что предусмотрено программой детского сада, а
также навыки в измерении условной мерой и такими общепринятыми
мерами, как метр, литр, килограмм. В первом классе дети продолжают
измерять протяженность, массу, вместимость, объем. Постепенно, начиная с
детского сада и продолжая эту работу в школе, детей подводят к пониманию
функциональной зависимости между измеряемой величиной, мерой и
результатом измерения (количеством мер). Все эти знания расширяют
понятие о числе, развивают мышление ребенка, его интересы и способности.
Преемственность, как подчеркивает А.М. Леушина, заключается совсем не в
том, есть ли в «Программе детского сада» понятие «трапеция» или «обратная
задача», а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру и задачу,
выделять в них существенные черты и обобщать их.
Исходя из этого, в методических рекомендациях к работе со старшими
дошкольниками и учениками первых классов широко используются
дидактические игры, двигательные игры, наглядное моделирование разных
количественных отношений, реальные практические действия, например с
конкретными множествами, величинами: измерение, создание сериационных
рядов и транзитивных отношений.
Разработка и экспериментальная проверка методик опираются на данные о
психологической диагностике динамики общего интеллектуального развития
старших дошкольников, а также на результаты изучения состояния их
здоровья, работоспособности и утомляемости.
Обучение детей началам математики строится так, чтобы, прежде всего, на
основании действий с конкретными множествами и формирования у детей
знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учить
их считать, измерять, прибавлять и вычитать.
Весьма ценно в этих методиках то, что дети не просто получают
определенную сумму знаний по математике, а и значительно повышают
уровень общего умственного развития: приобретают умения и навыки
воспринимать и понимать инструкцию воспитателя, использовать ее в
процессе работы, выполнять работу качественно и контролировать
результаты соответственно образцу.