Напоминание

"Русская песня–душа народа"


Автор: Неплюева Любовь Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Русская песня–душа народа"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема «Русская песня – душа народа»

Цель занятия: социализация обучающихся через практическое применение

полученных знаний по фольклору, обобщение знаний о видах русского фольклора, о

жанрах русской народной песни: (хороводная, плясовая, трудовая, колыбельная, частушка,

солдатская, лирическая)

Задачи:

1.образовательные:

выявить знания о разновидности русского фольклора;

формировать музыкальный кругозор детей;

2. воспитательные:

прививать любовь к музыкальному творчеству русского народа, к родной природе;

воспитывать уважения к труду, к традициям нашего народа;

помочь самовыражению воспитанников через исполнение русских народных песен;

активизировать творческие способности учащихся;

3. коррекционные:

корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;

корригировать нарушения эмоционально-волевой сферы;

способствовать снятию эмоционального напряжения;

развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память, умение слушать и

слышать музыку

1.Музыкальное приветствие

Учитель: «Здравствуйте, ребята!»

Дети: «Здравствуйте!»

Фонограмма «Две волшебные картинки»

(звучание музыкального инструмента гусли)

Слайд 1,2,3,4,5, 6

Учитель:

Необозрима ширь полей, разливы рек, могучие леса, покоряющие своей красотой.

Колокольный

звон,

плывущей

над

куполами

церквей.

Подвиг

твоих

богатырей,

защищавших родную землю. Звонкие девичьи голоса… И это наша история, наша Родина!

Как называется государство, в котором мы с вами живём?

Воспитанники: Россия

Учитель: наше занятие мы посвящаем фольклору русского народа. Подведём итог, что мы

узнали о творчестве нашего народа. Тема нашего занятия: «Фольклор»

Слайд 7

2.Что такое фольклор?

Слайд 8

Устное народное творчество. Передаётся из уст в уста, из поколения в поколение.

Перечислите, что входит в понятие «фольклор»

Слайд 9

Воспитанники: пословицы, поговорки, загадки, потешки, пестушки, песни, сказки,

скороговорки

Из произведений русского фольклора мы узнали о чертах русского народа: честности,

доброте, смелости, мужестве, любви к Родине, щедрости

4. Слайд 10

«Жили – были…», «В тридевятом царстве…»

Мы с вами поговорим о сказках. Герои русских народных сказок такие разные по

характеру. В сказках всегда добро побеждает зло.

Воспитанники: «Продолжи имя сказочного героя»

Слайд 11

Кащей - Бессмертный

Баба- Яга

Василиса- Прекрасная

Марья- Искуссница

Мальчик с пальчик

Финист- Ясный сокол

Иван- Царевич

Братец - Иванушка

Змей- Горыныч

Учитель: попробуйте дать музыкальную характеристику героя (пропевают имя героя

сказки, эмоционально мимикой изображая его)

Стенд с книгами русских народных сказок

Работа с книгой

Слайд 12

Учитель: найдите сказки, в которых звучат русские народные песни

Ученики находят книги на стенде, называя какие песни звучат в сказках

5.Исполнение русских народных песен из сказок

Учитель: для того, чтобы правильно петь, нужно распеться

Распевание (работа над звукообразованием, артикуляционная работа)

1.

Распевка «Музыкальная голосилка» с показом звуков жестами

2.

Упражнение «Звонкие и глухие согласные»

(звонкие – хлопаем в ладоши, глухие – стучим легко по коленкам)

3.

Слайд 13

В сказках герои попадали в лес, могли заблудиться. Посмотрите на слайд, что

девушки кричат? «Ау!»

Распевка «Эхо»

Учитель: Первую фразу пою я громко, а вы повторяете эту же фразу тихо

Ученики пропевают за учителем фразы в роли эхо (повтор)

Учитель:Эхо Дети: Эхо

Учитель:отзовись Дети:отзовись

Учитель:Чисто петь Дети: Чисто петь

Учитель:Научись Дети: научись.

Учитель: Слушай Дети: слушай

Учитель: Не зевай Дети: не зевай

Учитель: Всё за мной Дети: всё за мной

Учитель: повторяй Дети: повторяй.

Учитель: Молодцы! А теперь исполним русские народные песни из сказок в характере

«Петушок», «Я колобок-колобок» (исполняют без сопровождения)

Когда на Руси случалась беда, звонили в колокол (пожар, набеги врагов)

Давайте поможем кошке потушить пожар, позовём на помощь

«Дон-дон»

Ученики имитируют удары в колокол, ударяя в ладоши в ритме песни

Три ученика играют на треугольниках

Учитель: молодцы, ребята! Справились с заданием и раскрыли ещё одну черту русского

народа: помощь в беде.

Мы доказали, что добро побеждает зло в сказках

Теперь переходим к русским народным песням

Слайд 14, 15

Русские народные песни такие разные по характеру, по содержанию. В песнях отражается

вся жизнь русского народа. Каким словом мы называем содержание песен?

Дети: жанр (проговаривают слово)

У меня в руках сундучок. Такие сундучки были в каждой русской избе. Они и сейчас,

может быть, сохранились в сёлах.

Предметы, которые находятся в нём, помогут определить жанр русских народных песен.

Игра «Угадайка» (узнать по предмету жанр песни)

Дети достают из сундучка предмет и называют жанр

Один ученик работает у магнитной доски, прикрепляя таблички с названием жанра песни

Каждое слово проговаривается учениками хором

Барабан – солдатская песня

Гвоздь – трудовая песня

Сердце – лирическая песня

Звёздочка – колыбельная песня

Бубен – плясовая песня

Погремушка – потешка

Платок – хороводная песня

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь, приготовьтесь к слушанию русских народных песен

.Сядьте ровно, будьте внимательны.

Слушание и определение жанра песни

На партах таблички с названием жанра песни

А теперь послушайте песню, угадайте, поднимите табличку с правильным ответом

1.

«Во поле берёза стояла» - хороводная

Слайд 16

2.

«Баю, баюшки, баю» - колыбельная

Слайд 17

3.

«Тонкая рябина» - лирическая

Слайд 18

4.

«Эй, ухнем» - трудовая

Слайд 19

5.

«Солдатушки, бравы ребятушки» - солдатская

Слайд 20,21

6.

«Светит месяц» - плясовая

Слайд 22

Молодцы! А теперь прослушаем ещё раз и определим характер музыки

Слайд 23

Русская песня-это душа народа, сама жизнь. В Тамбовской области много

коллективов, продолжающих традиции русского фольклора.

Слайд 24, 25, 26,27

Учитель: Мария Мордасова, ансамбль «Тамбовский задор», «Ивушка»,

«Вишнёвый сад» и другие. Мы с вами будем продолжать традиции наших дедов

и завершим наше занятие задорной частушкой, а гости помогут нас игрой на

русских народных шумовых инструментах (гостям раздаются деревянные ложки,

трещотки, бубны, свистульки)

Исполнение «Тамбовских частушек»

Слайд 28

12.Итог занятия

Народная мудрость гласит: «Не потопаешь, не полопаешь», а вы сегодня потрудились на

«отлично»! Получите сладкие призы!

Раздача призов детям (сладкие петушки)



В раздел образования