Автор: Неплюева Любовь Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Русская песня–душа народа"
Раздел: среднее образование
Тема «Русская песня – душа народа»
Цель занятия: социализация обучающихся через практическое применение
полученных знаний по фольклору, обобщение знаний о видах русского фольклора, о
жанрах русской народной песни: (хороводная, плясовая, трудовая, колыбельная, частушка,
солдатская, лирическая)
Задачи:
1.образовательные:
выявить знания о разновидности русского фольклора;
формировать музыкальный кругозор детей;
2. воспитательные:
прививать любовь к музыкальному творчеству русского народа, к родной природе;
воспитывать уважения к труду, к традициям нашего народа;
помочь самовыражению воспитанников через исполнение русских народных песен;
активизировать творческие способности учащихся;
3. коррекционные:
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
корригировать нарушения эмоционально-волевой сферы;
способствовать снятию эмоционального напряжения;
развивать чувство ритма, речевую активность, музыкальную память, умение слушать и
слышать музыку
1.Музыкальное приветствие
Учитель: «Здравствуйте, ребята!»
Дети: «Здравствуйте!»
Фонограмма «Две волшебные картинки»
(звучание музыкального инструмента гусли)
Слайд 1,2,3,4,5, 6
Учитель:
Необозрима ширь полей, разливы рек, могучие леса, покоряющие своей красотой.
Колокольный
звон,
плывущей
над
куполами
церквей.
Подвиг
твоих
богатырей,
защищавших родную землю. Звонкие девичьи голоса… И это наша история, наша Родина!
Как называется государство, в котором мы с вами живём?
Воспитанники: Россия
Учитель: наше занятие мы посвящаем фольклору русского народа. Подведём итог, что мы
узнали о творчестве нашего народа. Тема нашего занятия: «Фольклор»
Слайд 7
2.Что такое фольклор?
Слайд 8
Устное народное творчество. Передаётся из уст в уста, из поколения в поколение.
Перечислите, что входит в понятие «фольклор»
Слайд 9
Воспитанники: пословицы, поговорки, загадки, потешки, пестушки, песни, сказки,
скороговорки
Из произведений русского фольклора мы узнали о чертах русского народа: честности,
доброте, смелости, мужестве, любви к Родине, щедрости
4. Слайд 10
«Жили – были…», «В тридевятом царстве…»
Мы с вами поговорим о сказках. Герои русских народных сказок такие разные по
характеру. В сказках всегда добро побеждает зло.
Воспитанники: «Продолжи имя сказочного героя»
Слайд 11
Кащей - Бессмертный
Баба- Яга
Василиса- Прекрасная
Марья- Искуссница
Мальчик с пальчик
Финист- Ясный сокол
Иван- Царевич
Братец - Иванушка
Змей- Горыныч
Учитель: попробуйте дать музыкальную характеристику героя (пропевают имя героя
сказки, эмоционально мимикой изображая его)
Стенд с книгами русских народных сказок
Работа с книгой
Слайд 12
Учитель: найдите сказки, в которых звучат русские народные песни
Ученики находят книги на стенде, называя какие песни звучат в сказках
5.Исполнение русских народных песен из сказок
Учитель: для того, чтобы правильно петь, нужно распеться
Распевание (работа над звукообразованием, артикуляционная работа)
1.
Распевка «Музыкальная голосилка» с показом звуков жестами
2.
Упражнение «Звонкие и глухие согласные»
(звонкие – хлопаем в ладоши, глухие – стучим легко по коленкам)
3.
Слайд 13
В сказках герои попадали в лес, могли заблудиться. Посмотрите на слайд, что
девушки кричат? «Ау!»
Распевка «Эхо»
Учитель: Первую фразу пою я громко, а вы повторяете эту же фразу тихо
Ученики пропевают за учителем фразы в роли эхо (повтор)
Учитель:Эхо Дети: Эхо
Учитель:отзовись Дети:отзовись
Учитель:Чисто петь Дети: Чисто петь
Учитель:Научись Дети: научись.
Учитель: Слушай Дети: слушай
Учитель: Не зевай Дети: не зевай
Учитель: Всё за мной Дети: всё за мной
Учитель: повторяй Дети: повторяй.
Учитель: Молодцы! А теперь исполним русские народные песни из сказок в характере
«Петушок», «Я колобок-колобок» (исполняют без сопровождения)
Когда на Руси случалась беда, звонили в колокол (пожар, набеги врагов)
Давайте поможем кошке потушить пожар, позовём на помощь
«Дон-дон»
Ученики имитируют удары в колокол, ударяя в ладоши в ритме песни
Три ученика играют на треугольниках
Учитель: молодцы, ребята! Справились с заданием и раскрыли ещё одну черту русского
народа: помощь в беде.
Мы доказали, что добро побеждает зло в сказках
Теперь переходим к русским народным песням
Слайд 14, 15
Русские народные песни такие разные по характеру, по содержанию. В песнях отражается
вся жизнь русского народа. Каким словом мы называем содержание песен?
Дети: жанр (проговаривают слово)
У меня в руках сундучок. Такие сундучки были в каждой русской избе. Они и сейчас,
может быть, сохранились в сёлах.
Предметы, которые находятся в нём, помогут определить жанр русских народных песен.
Игра «Угадайка» (узнать по предмету жанр песни)
Дети достают из сундучка предмет и называют жанр
Один ученик работает у магнитной доски, прикрепляя таблички с названием жанра песни
Каждое слово проговаривается учениками хором
Барабан – солдатская песня
Гвоздь – трудовая песня
Сердце – лирическая песня
Звёздочка – колыбельная песня
Бубен – плясовая песня
Погремушка – потешка
Платок – хороводная песня
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь, приготовьтесь к слушанию русских народных песен
.Сядьте ровно, будьте внимательны.
Слушание и определение жанра песни
На партах таблички с названием жанра песни
А теперь послушайте песню, угадайте, поднимите табличку с правильным ответом
1.
«Во поле берёза стояла» - хороводная
Слайд 16
2.
«Баю, баюшки, баю» - колыбельная
Слайд 17
3.
«Тонкая рябина» - лирическая
Слайд 18
4.
«Эй, ухнем» - трудовая
Слайд 19
5.
«Солдатушки, бравы ребятушки» - солдатская
Слайд 20,21
6.
«Светит месяц» - плясовая
Слайд 22
Молодцы! А теперь прослушаем ещё раз и определим характер музыки
Слайд 23
Русская песня-это душа народа, сама жизнь. В Тамбовской области много
коллективов, продолжающих традиции русского фольклора.
Слайд 24, 25, 26,27
Учитель: Мария Мордасова, ансамбль «Тамбовский задор», «Ивушка»,
«Вишнёвый сад» и другие. Мы с вами будем продолжать традиции наших дедов
и завершим наше занятие задорной частушкой, а гости помогут нас игрой на
русских народных шумовых инструментах (гостям раздаются деревянные ложки,
трещотки, бубны, свистульки)
Исполнение «Тамбовских частушек»
Слайд 28
12.Итог занятия
Народная мудрость гласит: «Не потопаешь, не полопаешь», а вы сегодня потрудились на
«отлично»! Получите сладкие призы!
Раздача призов детям (сладкие петушки)