Напоминание

Формы и методы работы с родителями. На основе опыта детского клуба «Дюжина»


Автор: Бекетова Лариса Сергеевна
Должность: старший педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД Детский(подростковый) центр
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: Сборник методических разработок
Тема: Формы и методы работы с родителями. На основе опыта детского клуба «Дюжина»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное бюджетное

учреждение дополнительного образования детей

Детский (подростковый) Центр.

Сборник методических разработок

Формы и методы работы с родителями.

На основе опыта детского клуба «Дюжина»

Город Якутск 2018

Муниципальное образовательное бюджетное

учреждение дополнительного образования детей

Детский (подростковый) Центр.

Все права на размножение и распространение в любой форме принадлежит

разработчикам

Группа разработчиков :

Бекетова Лариса Сергеевна - педагог - организатор

Габышева Колымана Ильинична -

педагог дополнительного образования

877000

Республика Саха (Якутия) Город Якутск Чернышевского 8/1

Тел (факс) 45-00-47

Е -mail– dod_dpc@ mail.

Содержание.(сокращенный вариант)

1.

Вступительная часть.

2.

Положение о клубе «Дюжина»

3.

Формы работы и методика.

4.

Приложения: сценарии, уроки.

5.

фотографии

Формы и методы работы с родителями

.

Индивидуальная - беседы, групповая: мастер классы, совместные

мероприятия, выезды.

Массовая: День открытых дверей, педагогическая лекция.

День открытых дверей. Готовится, как правило, один -два месяца.

Требует тщательной подготовки. Обычно приурочен к началу открытия

школьного сезона или с третей четверти. На собрании руководитель

объявляет дату проведения, время. Вывешивается объявление в

микрорайоне в местах наибольшего прохождения людей. Так же в школе

(прикрепленной к клубу) и в клубе.

Дети пишут пригласительные открытки, приглашая их на праздник

«День открытых дверей».

У входа в клуб в этот день родителей ждут нарядные дети.

Необходимо изготовить указатели, чтобы родители могли быстро

сориентироваться: найти нужный кружок, кабинет. В актовом зале или

кабинете дается небольшой концерт. (минут на 20-30)Отмечаются

лучшие дети. Далее родители расходятся по кружкам, где дети

демонстрируют, чему они научились за 2-3 месяца нового учебного

года. Неплохо в этот день организовать выставку детских поделок,

рисунков, фотовыставку о деятельности кружков. Каждой выставке

придумать яркое звучное название. Например «Нарядные осенние узоры»

или «Румяная зима».

Педагогическая лекция: для начала необходимо выяснить, какие

наболевшие вопросы в воспитании или трудности испытывают родители.

Где, какие есть пробелы в знаниях. В помощи, каких специалистах

родители нуждаются. Это можно сделать при помощи анкетирования,

личных встречах, на родительских собраниях. И соответственно

прописать в планах работы с родителями на год. Затем пригласить

специалистов, работающих по проблеме. Сформулировать определенную

тему. Особую ценность на таких лекториях представляют сами

родители. Родители работают с педагогом. Педагог направляет

выступление родителей, по каким - то вопросам. Убедите родителей

выступать не по бумажке, а в живую. Как правило, родители сильно

волнуются. Однако ничто не заменит живое выступление. Возможно, вам

придется составить план выступления, то есть помочь родителям

упорядочить выступление. Главное рассказ будет от души. Нельзя

превращать разговор о воспитании детей в формальность. Если

родители знают друг друга, часто посещаю клуб, кружок вместе с

детьми, живут в микрорайоне, они будут сопереживать опыту

воспитания друг друга.

Форма проведения родительского собрания

Родители иногда боятся приходить на собрания. Иногда неопытный

педагог «боится» проводить родительские собрания. С чего начать? Цели

общие: сотрудничество в воспитании детей. Для начала обзвоните всех

родителей и сделайте объявление детям. Обязательно должна быть

обратная связь. Начните собрание со своего представления:

ФИО

образование и педагогический стаж. Категория

Название кружка. Чем планируете заниматься.

План работы на родительское собрание.

Обсудите с родителями вопросы, которые их интересуют:

специалисты, с которыми они хотели бы пообщаться

Вопросы лекций

План работы на год.

Какую посильную помощь могут родители оказать клубу или кружку.

(например провести мастер класс; договорится с экскурсией; провести

час профориентации, оказать помощь в ремонте.

Родительское собрание может быть нестандартным. Например «Час

общения». Где за теплой обстановкой (чаепитие) вы ведете неспешную

беседу с родителями о проблемах воспитания.

«Лига здоровья» - «Какие чаи бывают полезны?»

Оригами– делаем чашку из листа бумаги

Вокал - разучиваем песню « Блинчики»

Здесь же можно провести уроки: мастер - классы совместно с детьми

.Талантливые мамы могут научить, тому ,что умеют делать сами.

Основные формы работы с родителями.

1.

День открытых дверей

2.

Родительские собрания

3.

Анкетирование и мониторинг

4.

Посещение воспитанников на дому.

5.

Просмотр и посещение уроков и открытых

занятий

Мастер - класс с педагоги родителям.

1.

Мастер - класс родители педагогам и детям

2.

Разработка сценариев

3.

Участие родителей в мероприятиях

4.

Индивидуальная помощь

5.

Педагогическая гостиная с мини ярмаркой.

6.

Наглядные методы работы: стенды, папки передвижки, памятки

инструкции.

7.

Спонсорская помощь.

Введение

Педагогическое образование родителей - одно из условий успешного

осуществления воспитательной деятельности, накладывающее отпечаток

на

стиль

жизни семьи,

на

уровень

культуры семейного

коллектива.

Систематически наблюдая за своим ребенком, родители должны иметь

представление о ребенке, как о развивающейся личности.

Труд - основа жизни. Воспитание воспроизведение личности. Отдавая

ребенка

на

различные

кружки, родители

приучают

его

к

труду,

дисциплине, умению работать в коллективе. Навыкам общения.

Семья как первичный коллектив должна оцениваться и по успешности

и осуществлении социализации детей. Это и среда обитания - общество -

типичное для данной эпохи, и что-то индивидуальное, неповторимое.

Это и есть «атмосфера, семьи». Семья для ребенка – это первый

коллектив, где начинается социализация.

Цель

социализации -

формирование

личности с

определенными

качествами, необходимыми для жизни в обществе.

Семья особый коллектив. Но его надо сделать. В погоне за

благосостоянием мы порой забываем о своих близких, об их

комфортном состоянии и проживании рядом с нами. Совместная

деятельность сплачивает семью. Делает ее дружной, крепкой. Дети

начинают гордиться родителями. Ключевым словом становится «мы

вместе». Совместная деятельность благоприятно влияет на

отношения между членами семьи и окружающими.

Принимая новый коллектив учащихся, необходимо, прежде всего,

изучить условия воспитания детей в семье. Для получения объективных

данных о семье нужно использовать все виды контактов, форм общения,

связей

в

совместной

воспитательной

деятельности.

Например,

мониторинг

и

анкетирование. Получение

информации предполагает

использование совокупности

методов и

приемов: посещение

семей,

наблюдение,

беседы,

анкетирование,

включение

родителей

в

общественную работу.

Все данные фиксируются и анализируются. Общие сведения о семье:

структура

семьи, возраст, профессия

родителей. Бытовые и санитарно -

гигиенические условия жизни. Материальная обеспеченность. Желательно

вести наблюдение, дневник. Темы для родительских собраний

1 “Мальчик растет без отца”

2 «Психологические особенности детей разного возраста»

3 «Как воспитать ответственность»

4 «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние

ребенка»

Анкетирование и мониторинг

Как организовать поступление вопросов от родителей?

Можно сделать это на родительском собрании. Раздать родителям бумагу

и ручки и попросить их написать вопросы, которые их волнуют. Или,

например, повесить ящик, на котором будет написано: «ваши вопросы и

предложения».

Нельзя передавать вопросы через ребенка. Ему не к чему знать о

сомнениях родителей.

Составив

анкеты

на

вопросы,

которые

вас

волнуют вы

соберете

примерную картину воспитания в семье.

Если часть информации вас насторожила, или привела в недоумение,

поможет посещение на дому.

Анкета

1. Сколько времени вы проводите с ребенком:

В течении дня

В течении недели

В беседах и разговорах

В совместной работе

В кино, клубе, театре библиотеке.

В прогулках, в лесу, на рыбалке.

2. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности развития своего

ребенка?

3.Встречаете ли вы трудности в воспитании?

Как вы их разрешаете?

Анкета– тест Знаете ли вы своего ребенка?

1. Я знаю кто его лучший друг

Совершенно точно

Приблизительно

Не знаю

2. Мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом

Делаю вид, что меня это не касается

Сразу же подробно об этом спрашиваю

Терпеливо жду когда ребенок сам расскажет

3. Узнав ,что у ребенка есть друг ,который ведет себя недостойно я:

Запрещу им дружить

Обсужу с ребенком, предоставив ему право делать вывод

Не обращу внимание

В клубе Дюжина на родительском собрании педагог

Чернина Наталья Сергеевна повела мастер - класс по оригами. Дети

помогали родителям изготовить шар - кусудами «Шар счастья» в

технике оригами. Родители с таким увлечением собирали фигурки, что

когда закончился лимит отведенного времени на выступление коллеги,

я с удивлением обнаружила, что родителям это нравится. Горели глаза.

Мужчины не хотели, чтобы им помогали, пытаясь разобраться в схеме

построения

квадратиков.

В

конце

собрания,

получив

массу

удовольствия,

родители

написали

на

смайликах

«удивлены»,

«понравилось» «вспомнили детство».

На собрании родителям были розданы небольшие кружочки. Где

родителям было предложено нарисовать смайлики, которые отображали

их настроение. До того как они шли на собрание. После собрания. И

на одном из кружочков, какие эмоции родители испытывают дома.

Рядом

были

дети

этих

родителей.

Детям

тоже

было

предложено

нарисовать смайлики, какие эмоции они чаще всего испытывают дома.

Цель посмотреть - совпадают ли эмоции родителей и детей.

В одном из клубов детского подросткового центра города Якутска

«Эврика» родители и дети готовили пельмени. Совместное мероприятие

оказалось лучше всяких слов. Традиционно на Руси семьями лепились

дружно, весело пельмени. И дети, и взрослые получали огромное

удовольствие от совместной деятельности. Дети удивленно узнавали

историю и обнаружили, что пельмени можно делать самим! А не

покупать в магазине! Это было открытием.

Посещение воспитанников на дому.

Посещение на дому дает иногда совершенно другую картину воспитания

в семье. Старайтесь предупредить родителей, что вы приходите к ним в

определенный час и день . На определенное время. Например: Мария

Ивановна я подойду к вам в субботу в 14-00 на 20 минут. Как правило,

часто визит затягивается. Так как родителей волнует процесс воспитания

родных детей.

Что вы проверяет е в первую очередь. Санитарно— гигиеническое

состояние квартиры: в каких условиях растет и развивается ваш

воспитанник. Спрашиваете, где находится уголок ребенка». Посмотрите,

где ребенок занимается. Если ребенок дома, хороший повод попросить

его показать свои увлечения.

Посещение уроков и открытых занятий

Родители тоже имеют право посмотреть , как занимаются их дети. Вы

можете пригласить их на открытые уроки . Или день открытых дверей.

Это вызывает Доверие с обоих сторон.

Мастер класс родители -педагогами детям.

В клубе поводились занятия по рукоделию. Наши родители

,приготовили мастер - класс по рисованию картин рыбными

косточками. Каждому ребенку и взрослым были розданы кости,

промытые и просушенные . Показаны картины . И объяснена техника

Сначала мы рисовали и придумывали картинку на черном бархате.

Затем промазывали каждую косточку клеем и выкладывали осторожно

на картины.

Кроме того были даны мастер -классы по вязанию,

Шитью больших ковров-картин.

Изготовлению картин из соломки, Технология собирания, замачивания,

наклеивания и подбирания цвета.

Изготовлению различных поделок из конфетных фантиков: бус,

скатертей.

Примерный план работы с родителями на год.

1Собрания

2 Лекторий

3 Проведение выездов на мероприятия.

4 Походы на природу.

5 Различные мероприятия в клубах по месту жительства. Конкурсы

6 посещении я на дому

7 психологические тренинги (консультации)

8 День открытых дверей.

9КТД

Обязательно поощряйте родителей в конце года. Грамотами, возможно

небольшими памятными подарками. Неплохо бы создать стенд, где на

видном месте будут фотографии родителей с детьми на каких- то

мероприятиях. И Список лучших родителей . Если делать это раз в

полгода возможно он будет меняться.

Коллективно творческое дело.

Еще один интересный вид работы с родителями.

Например такие темы:

1 История романтической любви моих родителей.

2 Семейная книга рекордов.

3Реликвии моей семьи.

4 В доме пахнет пирогами

5 Животные тоже члены семьи.

Сейчас очень модно различные исследования например участи е в

научно - практических конференциях.

Безликие темы подготовленные учителями и навязанные детям с

трудом и без интереса усваиваются ребенком. А что если дать ему

возможность побольше узнать о себе? О своей семье! Много ли детей

знает историю о том как встретились и влюбились папа и мама? Какие

тайны есть у бабушки? Фирменные секреты готовки вкусного борща!

Раз дело коллективно- творческое: то и делать его нужно дружно, вместе.

Дети Пишут ,рисуют рассказывают. А родители ищут информацию

систематизируют ее. Узнав историю своих родителей дети менее

критично подходят к своему воспитанию. Почему моя мама поступала

вот так, а не иначе.

Когда готовите мероприятие у каждого должно быть поручение. У

каждого! Потому что появляется чувство сопричастности. А Я тоже

принимаю участие. И праздник становится ЗНАЧИМЫМ для всех!



В раздел образования