Напоминание

"Современные педагогические технологии в обучении географии"


Автор: Белозерова Ольга Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: г. Новороссийск, Краснодарский край
Наименование материала: реферат
Тема: "Современные педагогические технологии в обучении географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема реферата:

«Современные педагогические технологии в обучении географии»

Исполнитель:

Белозерова Ольга Владимировна

Новороссийск- 2016 год

Содержание

Введение

1. Понятие о технологии обучения

2. Современные технологии обучения географии

2.1 Проблемное обучение

2.2 Игровые технологии9

2.3 Групповые технологии12

2.4 Интерактивные технологии3

Заключение

Список использованных источников6

2

Введение

География

в

учебных

заведениях

имеет

большие

потенциальные

возможности в выполнении социальных заказов школы на современном этапе

развития

российского

общества.

Без

географических

знаний

и

умений,

без

развитого

представления

о

пространственной

неоднородности

земной

поверхности, без географии России не может быть сформирована в сознании

учащихся целостная картина мира. В настоящее время этому способствуют

новые

технологические

подходы,

в

частности

современные

технологии

обучения географии в общеобразовательной школе.

Сегодня

задача

учителя

состоит

в

том,

чтобы

отобрать

из

своих

методических достижений все прогрессивное и изменить, модернизировать,

трансформировать учебный процесс так, чтобы обеспечить исследовательский,

поисковый

характер,

что

будет

способствовать

развитию

мышления

и

умственных творческих способностей учащихся.

Применение современных технологий в процессе обучения географии

делятся на:

1) проблемные технологии;

2) игровые технологии;

3) технологии групповой деятельности учащихся на уроках географии.

Цель

работы

-

раскрыть

педагогические

условия

эффективности

современных педагогических технологий на уроках географии.

3

1. Понятие о технологии обучения

Понятие

"педагогическая

технология"

в

последнее

время

все

больше

распространяется в науке и в образовании. Его варианты - "педагогическая

технология",

"дидактическая

технология",

"технология

обучения",

"образовательные

технологии",

"технологии

в

образовании",

"технологии

в

образовании" - широко используются в психолого-педагогической литературе и

имеют

более

300

формулировок

в

зависимости

от

того,

как

авторы

представляют

структуру

и

компоненты

образовательного

процесса.

Анализ

эволюции

понятия

"педагогическая

технология"

позволяет

прогнозировать

технологические

тенденции

в

образовании.

Трансформация

термина

-

от

"технологии

в

обучении"

до

"технологии

в

образовании",

а

затем

в

"педагогической

технологии"

-

соответствует

изменению

его

содержания,

охватывает, соответственно, определенные периоды.

Согласно этим идеями, ученые предлагают такой набор технологий:

-

структурно-логические

технологии

обучения,

которые

представляют

собой

поэтапную

организацию

постановки

дидактических

задач,

выбора

способа их решения, диагностики и оценки полученных результатов;

-

интеграционные

технологии

-

это

дидактические

системы,

которые

обеспечивают интеграцию разнопредметных знаний и умений, различных видов

деятельности

на

уровне

интегрированных

курсов,

учебных

тем,

учебных

проблем и других форм организации обучения;

- игровые технологии - игровая форма взаимодействия педагога и детей,

которая

способствует

формированию

умений

решать

задачи

на

основе

компетентного

выбора

альтернативных

вариантов

через

реализацию

определенного

сюжета.

В

образовательном

процессе

используются

театрализованные,

деловые,

ролевые,

компьютерные

игры,

имитационные

упражнения, игровое проектирование и др.;

-

компьютерные

технологии

реализуются

в

дидактических

системах

компьютерного обучения на основе взаимодействия "учитель - компьютер -

4

ученик"

с

помощью

различных

учебных

программ

(информационных,

тренинговых, развивающих, контролирующих и т.п.);

- диалоговые технологии связаны с созданием коммуникативной среды,

расширением

пространства

сотрудничества

на

субъект-субъектном

уровне:

"ученик - учитель", "учитель - автор", "ученик - автор" и др.;

-

тренинговые

технологии

-

это

система

деятельности

по

отработке

определенных

алгоритмов

учебно-познавательных

действий

и

способов

решения типовых задач в ходе обучения (тесты, психологические тренинги

интеллектуального развития, решения задач).

Педагоги-практики

разрабатывают

и

авторские

технологии,

сочетая

в

различных вариантах вышеуказанные. Все они адекватны содержанию и целям

разноуровневого и разнопрофильного обучения.

Отметим, что центральной в разработке технологий является проблема

правильного

определения

и

четкой

формулировки

целей

обучения.

Общие

расплывчатые цели не способствуют выбору именно тех методических средств,

которые гарантируют достижение определенного результата. Поэтому первое

условие

построения

технологии

обучения

-

конкретизация

учебных

целей:

понять, усвоить, изучить, сделать, запомнить, применить по образцу, применить

в новых условиях и тому подобное. В зависимости от цели обработки материала

определяется и конечный результат обучения.

Путь от цели к результату - это определенным образом организованное

взаимодействие учителя и учеников. При технологическом подходе не может

быть метода проб и ошибок или поисковой деятельности. Все действия учителя

должны

экономно

и

целенаправленно

вести

к

заранее

определенной

цели.

Поэтому

педагогическая

технология,

кроме

целей

обучения,

включая

определение условий и процедур, с помощью которых можно достичь именно

такого результата. Существенным признаком технологии является достаточно

подробное

описание

каждого

этапа

на

пути

достижения

результата

и

обязательность воспроизведения образа действия. Технология обучения должна

иметь

четкие

процессуальные

характеристики,

то

есть

настолько

понятно,

5

недвусмысленно описывать, как и что нужно делать, чтобы каждый учитель,

применив

ее,

гарантированно

достигал

результата.

В

этом

отличие

технологического подхода от обычных методических рекомендаций, которые

допускают внесение изменений и не гарантируют описанного результата. В

данном

случае,

если

учитель

не

достиг

желаемой

цели,

ему

следует

проанализировать свои действия, найти ошибки и, начав все сначала, исправить

их, сохранив неизменными условия педагогической технологии.

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. Беспалько, Б.С.

Блум, М.В. Кларин, И. Марев, Я. Савченко и др.) по проблемам педагогической

технологии позволяет отделить наиболее существенные признаки, присущие

именно

педагогической

технологии:

диагностическое

целеположение,

результативность,

экономичность,

алгоритмизованность,

проектированность,

целостность, управляемость, корректированность, визуализация.

Так,

диагно стиче ско е

целеположение

и

р е з ул ьт ат и в н о с т ь

предусматривают

гарантированное

достижение

целей

и

эффективность

процесса

обучения.

Экономичность

выражает

качество

педагогической

технологии, которая обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда

педагога и достижения запланированных результатов в сжатые промежутки

времени.

Алгоритмизованность,

проектированность,

целостность

и

управляемость

как

группа

признаков

отражают

различные

стороны

идеи

воспроизведения

педагогических

технологий.

Это

означает,

что

каждая

конкретная технология должна легко воспроизводиться любым педагогом и в

любом образовательном учреждении. Каждый этап и прием работы должен

оговариваться математически точно и включать возможность замены другим.

Корректированность

предусматривает

возможность

постоянной

оперативной

обратной связи. Признак визуализации, который характерный для отдельных

технологий, предусматривает использование аудиовизуальной и компьютерной

техники, а также конструирование и применение различных дидактических

материалов и оригинальных наглядных пособий.

6

2. Современные технологии обучения географии

В

методике

географии

накоплен

значительный

опыт

применения

технологий обучения. Среди них по нашему мнению наиболее действенными

при

преподавании

географии

есть

такие

технологии

обучения:

технология

проблемного

обучения,

игровые

технологии,

групповые

технологии,

интерактивные технологии (рис.1)

Рисунок 1 – Современные технологии обучения географии

2.1 Проблемное обучение

В основе технологии проблемного обучения географии лежит внедрение

метода проблемного изложения учебного материала, частично поискового и

исследовательского

методов.

Особенностью

этой

технологии

является

обязательное применение познавательных задач, связанных с догадкой, чудом,

недоразумением, то есть нарушением известных детям причинно-следственных

связей с целью формирования новых знаний. Выдвижение проблемных задач и

их решение нацелено на формирование не только системы новых знаний и

умений,

но

и

познавательного

интереса;

моделирования

мыслительных

процессов и поиска путей раскрытия сущности новых понятий.

Эта технология предусматривает создание проблемной ситуации, помощь

учащимся в ее выделении, принятии проблемной задачи и общего его решения..

Применяя этот метод, учитель показывает и формирует у учащихся образцы

7

Проблемное

обучение

Проблемное

обучение

"Аквариум"

"Беседа за

круглым

столом"

"Создание

проблемных

ситуаций"

Групповые

Групповые

"Круг идей"

"Мозговой

штурм"

"Межпредмет

ные связи"

Игровые

Игровые

"Кто знает

больше"

"Ролевая

игра"

"АБВ"

Интерактивные

Интерактивные

"Метод

проектов"

"Прес"

"Займи

позицию"

научного познания, научного решения проблемной ситуации. Они участвуют в

прогнозировании

следующего

шага

мышления,

проведении

опыта.

Этим

ученики привлекаются к способам поиска знаний, формируют уверенность в

истинности полученных знаний.

Высокая эффективность проблемного обучения ни у кого из учеников и

учителей современной школы не вызывает сомнения, однако его использование

в школьной практике - явление не такое уж и частое. Одной из причин этого

является сравнительно сложная технология его реализации. Надо отметить, что

в педагогической литературе проблемное обучение называют видом обучения, в

основе которого лежит метод проблемного изучения материала. Итак, раскрыть

суть проблемного обучения - это в первую очередь раскрыть особенности

метода проблемного изучения материала.

Структура

метода

проблемного

изучения

материала

по

географии

включает

в

себя

следующие

этапы:

создание

проблемной

ситуации,

формулировка проблемы, выдвижение гипотез, проверка выдвинутых гипотез,

анализ результатов проверки гипотез, заключение и обобщение, возвращение к

проблемной ситуации (рис.2).

Рисунок 2 – Структура проблемного обучения

Можно использовать такие технологии проблемного обучения географии:

1) «Аквариум»; 2) «Беседа за круглым столом»; 3) «Создание проблемных

ситуаций».

«Аквариум» является эффективной технологией развития умений ведения

дискуссии. Ученики делятся на 2-3 группы для выполнения ими определенной

8

1

1

создание проблемной ситуации

2

2

формулировка проблемы

3

3

выдвижение гипотез

4

4

проверка выдвинутых гипотез

5

5

анализ результатов проверки гипотез

6

6

заключение и обобщение

7

7

возвращение к проблемной ситуации

задачи. Одна из групп садится в центре класса, образовав внутренний круг.

Участники этой группы начинают обсуждать предложенную проблему, а все

остальные наблюдают за обсуждением. Это занимает 3-5 минут, после чего

группа занимает свои места, а учитель предлагает классу ответить на вопрос:

согласны с мнением группы? Достаточно ли она аргументирована? Какой из

аргументов наиболее убедителен? После этого место в «Аквариуме» занимает

другая группа и обсуждает следующую ситуацию. Все группы должны по

очереди побывать в «Аквариуме», и результаты их работы обсуждаются в

классе.

2.2 Игровые технологии

В

практике

работы

учителей

географии

распространена

игровая

технология.

Географические

игры

возникают

как

средство

побуждения

и

стимулирования учащихся к учебной деятельности при изучении географии.

Кроме

того,

они

являются

действенным

средством

формирования

интеллектуальных

умений

детей.

Интерес

к

играм

учебного

характера

(дидактическим

играм),

требующих

напряжения

мышления,

проявляется

не

всегда и не у всех учеников сразу. Поэтому предлагать такие игры следует

постепенно, поскольку природа игры имеет такой характер, что при отсутствии

симпатии к ней она перестает быть игрой. Игра может увлечь но заставить

учеников увлечься игрой невозможно.

Географическая

дидактическая

игра

предоставляет

собой

учебную

деятельность

учащихся

познавательного

характера

и

ставит

перед

ее

участниками определенные требования к географическим знаниям. Она имеет

свою

устойчивую

структуру,

основными

компонентами

которой

являются:

дидактическая цель; правила игры; ее материально-техническое обеспечение;

познавательный смысл; игровые действия; результаты игры.

Структурные

компоненты

дидактических

игр

взаимосвязаны

и

взаимообусловлены.

Практика

применения

технологии

учебно-игровой

деятельности показала, что игра способствует формированию географических

компетенций, повышает интерес учащихся к изучению географии.

9

Значение

игры

невозможно

исчерпать

и

оценить

развлекательно-

реактивными возможностями. В этом и проявляется ее феномен, что, будучи

развлечением, отдыхом, она способна превратиться в обучение, творчество,

терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим

люди использовали с древних времен. Широкое применение игра находит в

народной

педагогике,

в

дошкольных

и

внешкольных

учреждениях.

В

современной

школе,

делающей

ставку

на

активизацию

и

интенсификацию

учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: -

как самостоятельные элементы в технологии для усвоения понятия, темы и

даже раздела учебного предмета; как элемент более общей технологии; как урок

или его часть (введение, контроль); как технология внеклассной работы.

Понятие

«игровые

педагогические

технологии»

включает

достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в

форме различных педагогических игр при преподавании географии. В отличие

от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующими

ей

педагогическими

результатами,

которые

могут

быть

обоснованы,

выделены

в

явном

виде

и

характеризироваться учебно-познавательной направленностью. Игровая форма

занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые

выступают как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация

игровых

приемов

и

ситуаций

при

определенной

форме

занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель

ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность

подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее

средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит

дидактическую

задачу

в

игровую;

успешное

выполнение

дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих

отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в

10

ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учиться. В обычной школе

нетрудно указать источник знаний. Это учитель – лицо, которое учит кого-то

чему-то. Процесс обучения может проводиться в форме монолога (учитель

объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (или ученик задает вопрос

учителю,

если

он

чего-то

не

понял

и

в

состоянии

свое

понимание

зафиксировать, или учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре

нет источника знаний, которые легко определяется, нет учеников. Процесс

обучения развивается языком действий, учатся и учат все участники игры в

результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчивое.

Игра в основном добровольна и желанна.

Можно использовать такие игровые технологии в обучении географии: 1)

«Кто знает больше»; 2) «Ролевая игра»; 3) «АБВ».

Например,

в

процессе

преподавания

географии

при

изучении

темы

«Полезные ископаемые» используем игру «Кто знает больше». Дети разделены

на

команды.

Для

игры

изготавливаются

маленькие

карточки

с

условными

знаками полезных ископаемых, и ученики по очереди подходят к большой

административной

картеРФ

и

прикалывают

маленькие

карточки

в

местах

соответствующего

бассейна,

где

находятся

соответствующие

ископаемые.

Побеждает та команда, которая набирает больше баллов.

2.3 Групповые технологии

Групповые технологии применялись еще в средние века. Идеи взаимного

обучения заложено еще в бел-ланкастерской системе. Современная технология

разработана и апробирована А. Рывином (КСО), В. Дьяченко (ГСО).

Групповая

технология

обучения

предполагает

организацию

учебного

процесса при изучении географии, при которой обучение осуществляется в

процессе общения между учениками (взаимообучение) в группах при изучении

различных тем по географии. Группа может состоять из двух и более учеников,

может быть однородной или разнородной по определенным признакам, может

быть постоянной и мобильной.

11

Групповые

формы

обучения

позволяют

дифференцировать

и

индивидуализировать процесс обучения. Формируют внутреннюю мотивацию к

активному

восприятию,

усвоению

и

передачи

информации.

Способствуют

формированию коммуникативных качеств учащихся, активизируют умственную

деятельность. Работа в группах дает наибольший эффект в усвоении знаний при

преподавании

географии

в

школе.

Можно

использовать

такие

групповые

технологии

по

географии:1)

«Круг

идей»;

2)

«Мозговой

штурм»;

3)

«Межпредметные связи».

При изучении темы «Геоэкологическая ситуация в России» целесообразно

применить технологию «Круг идей». Учеников заранее объединяют в группы и

объявляют следующие задачи:

1. Геоэкологическая ситуация на территории РФ (для группы «Экологи»).

2.

Законодательство

об

экологической

ситуации

в

РФ

(для

группы

«Правоведы»).

3. Экология и здоровье населения (для группы «Врачи»).

4. Основные загрязнители и источники загрязнения окружающей среды

(для группы «Географы»).

5. Сельскохозяйственный мусор, пути решения проблемы (для группы

«Изобретатели»).

Каждая группа освещает вопросы и свое видение решения проблемы.

2.4 Интерактивные технологии

Обучение происходит путем взаимодействия всех учащихся. Это общение

(коллективное,

кооперативное,

обучение

в

сотрудничестве),

в

котором

и

учитель, и ученики являются субъектами. Учитель выступает лишь в роли

координатора, организатора процесса обучения.

Интерактивное

обучение

наиболее

соответствует

лично стно

ориентированному подходу к обучению географии. Моделируются реальные

жизненные

ситуации,

предлагаются

проблемы

для

совместного

решения,

применяются ролевые игры.

Прогнозируемыми

результатами

является

формирование

у

учащихся

основных познавательных и гражданских умений, а также навыков и образцов

12

поведения

в

обществе;

развитие

инициативы,

независимости,

воображения,

самодисциплины, сотрудничества с другими учениками.

Использование

интерактивных

технологий

не

самоцель,

а

средства

создания атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, снятия с души

ребенка чувства страха, сделать его раскованным, внушить уверенность в своих

силах, настроить на успех, выявить способность к творчеству.

Систематическое

усвоение

инновационных

форм

работы

позволит

учителю успешно решить поднятые проблемы по географии. Для этого надо:

определить

уровень

подготовленности

класса

к

восприятию

той

или

иной

технологии;

1)

провести

достаточную

предварительную

подготовку;

2)

обеспечить последовательность в освоении учащимися определенных приемов

работы; 3) дать учащимся инструктивные материалы.

Можно использовать такие интерактивные технологии по географии: 1)

«Метод проектов»; 2) «Пресс»; 3) «Займи позицию».

При

изучении

темы

«Природно-заповедный

фонд»

рекомендуем

использовать

«Метод

проектов»,

где

учащиеся

под

руководством

учителя

готовят

и

публикуют

свои

проектные

разработки,

освещая

такие

вопросы:

1) эталоны нетронутой природы на территории нашей страны; 2) биосферные

заповедники

РФ;

3)

природные

заповедники

страны,

субъектов;

4)

национальные природные парки РФ; 5) региональные ландшафтные парки; 6)

природно-заповедные

фонды

субъекта

Федерации;

7)

природоохранные

объекты местности (района) проживания; 8) проблемы и перспективы развития

природно-заповедного фонда.

13

Заключение

Итак,

в

процессе

обучения

географии

необходимо

применять

современные различные подходы и методы, с помощью которых ученикам легче

усваивать

курс

географии.

Использование

современных

методов

учебно-

исследовательской

деятельности

способствует

реализации

творческого

потенциала

учащихся

общеобразовательных

учебных

за веде н и й ,

формированию их научных взглядов и успешному усвоению географии.

Возникает

вопрос

о

возможном

творчестве

учителя

в

применении

современных педагогических технологий. Поскольку технология сосредоточена

на

воспроизводящих

ситуациях

обучения,

считаем,

что

педагогическое

творчество может найти место на этапах конструирования в соответствии с

поставленными целями и коррекции действий учителя и учеников.

Нередко учителя недооценивают важность создания всех условий для

применения

данной

технологии,

выхватывая

несколько

элементов,

которые

кажутся

им

наиболее

интересными.

В

таком

случае

нельзя

считать,

что

применяется целостная технология обучения, а, следовательно, надеяться на

результат.

Не только учителя, но и дети склонны, оценивая труд, принимать во

внимание только результат. Влияние технологии на качество результата зависит

от

того,

каким

образом

он

достигается.

В

связи

с

этим

в

технологии

разрабатываются наиболее рациональные (а в идеале оптимальные) способы

учебной деятельности.

Таким образом, использование современных педагогических технологий в

преподавании

географии

предусматривает

гарантированный

педагогический

результат деятельности учителя, формирования всесторонне развитой личности

ученика.

14

Список использованных источников

1.

Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /

О. Андреев // Школьное планирование. 2010. № 2. С.107-114.

2.

Давыдюк

О.Н.,

Дегтарёва

Т.И.

Внедрение

инновационных

педагогических

технологий в учебный процесс // Педагогическая мастерская. Все для учителя!

2013. № 2 (14). С. 4-11.

3.

Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении:

Уч.-метод. пособ. для учителей / О.Б. Даутова, О.Н.Крылова; [под ред. А.П.

Тряпициной]. – СПб: КАРО, 2006. – 176 с.

4.

Лях

Ю.А.

Активные

методы

обучения

как

средство

управления

образовательным процессом // Информатика и образование. 2009. № 12. С. 108-

109.

5.

Методика и технология обучения географии / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.

Таможня. – М.: ООО "Издательство Астрель", 2002. – 203 с.

6.

Новикова И. Этапы познания: Организация проблемного обучения // Спорт в

школе. Газета Изд. дома «Первое сентября». 2010. № 4. С.8.

7.

Обревко С. Аспекты использования метода проектов в системе креативного

географического образования // Нива знаний. 2000. № 2. С.24-25.

8.

Повышение

интереса

к

обучению

географии

за

счет

ИКТ

[Электронный

ресурс]. – Режим доступа: festival.1septemberarticles/582770/

9.

Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной

школе // Начальная школа плюс до и после. 2010. №1. С.36-38.

15



В раздел образования