Автор: Шакирова Резеда Ильнуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 6 "Звездочка"
Населённый пункт: город Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое сопровождение сюжетно–ролевых игр детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей
старшего дошкольного возраста.
Шакирова Р.И.
Игра
–
основной
вид
деятельности
дошкольника.
В
ней
заложены
возможности для широкого использования в воспитательно-образовательных
целях;
в
физическом,
нравственном,
эстетическом
развитии
детей,
при
формировании умственных способностей.
В настоящее время общепризнанно, что одной из ведущих социально-
культурных
технологий
выступает
игра,
так
как
является
ведущей
деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Человек играющий – это
человек,
создающий
свой
мир,
а
значит
человек
творящий.
С
позиции
психологии отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка – на
формирование
его
восприятия,
памяти,
воображения,
мышления,
на
становление его произвольности, в формировании личности.
В игре дети
получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически
усваивают моральные нормы и правила поведения, приобщаются к жизни
окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-
либо другой деятельности, активность и самостоятельность.
Одно из основных положений психолого-педагогической концепции
игры: игра ребенка имеет историческую, а не биологическую природу. Игра
как специфический атрибут детства стихийно, но закономерно, возникла в
человеческом
обществе
как
необходимый
воспитательный
инструмент,
генетически связанный с трудовой и общественной деятельностью взрослых
людей. Игра влияет на весь строй личности ребенка, подготавливает такое её
качество, как саморегуляция своих действий с учетом задач коллективной
деятельности.
Необходимо
отметить,
что
совершенно
очевидно,
дети
дошкольного возраста стали меньше играть, особенно, в сюжетно-ролевые
игры. Основной причиной является, по мнению педагогов и психологов, а
также
и
родителей,
недостаток
времени
на
игру.
Настораживает
и
то
обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически
отсутствуют
«профессиональные
сюжеты»,
которые,
как
традиционно
считалось, в наибольшей степени способствуют вхождению ребенка в мир
взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной жизни
сюжеты,
заимствованные
из
телевизионных
сериалов,
видео
-
мультипликационных фильмов. А ведь именно игры, и в первую очередь,
сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они формируют
личность маленького гражданина и придают детскому знакомству с жизнью
трогательную
прелесть
и
неповторимость,
вносят
элемент
творчества
в
действия детей.
В настоящее время встает серьезный вопрос о повышении значимости
игры в деле всестороннего воспитания детей в дошкольных учреждениях и в
семье. Уже неоднократно отмечалось однообразие игр, их разученность и
стереотипность, отсутствие сколько-нибудь существенных отличий игрового
поведения
детей
различных
возрастных
групп,
неумение
играть
вместе,
редкое
проявление
инициативы,
элементов
творческого
отображения
действительности. Тревожен тот факт, что зачастую педагоги, не осознавая
воспитательной, развивающей ценности игры, подменяют её другими видами
деятельности, переводя игру в ранг игровых приемов обучения не только на
занятиях, что вполне оправданно, но и вне занятий. Своеобразная ситуация
возникает в дошкольных учреждениях и в тех случаях, когда педагоги с
самыми
лучшими
намерениями,
полагая,
что
они
учат
детей
играть,
начинают расчленять игру на составные элементы и акцентировать внимание
своих воспитанников на каждом из них. Однако известно, что части, не
всегда равны в смысловом отношении целому. Поэтому и игра превращается
в разыгранную и разорванную на части деятельность. Она легко распадается,
не будучи сцементирована ни смыслом, ни чувством. Поэтому постановка
проблемы педагогического сопровождения актуальна, на наш взгляд ещё и
потому, что педагоги недостаточно учитывают социально-психологическую
природу игры как совместной деятельности.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
и
наблюдения
за
реальной
действительностью
показывают,
что
педагоги,
проводя
предварительную работу, порой не имеют четких представлений о характере
своего
руководства
в
ходе
игры.
В
связи
с
этим,
мы
можем
выделить
несколько типов руководящих действий педагогов:
1.
Авторитетное
руководство.
Педагог
все
вопросы
решает
сам,
в
некоторых случаях буквально даже расставляет участников игры.
2. Либеральное руководство. Педагог почти не участвует в решении
организационных задач.
3. Псевдодемократическое руководство. Педагог выбирает исполнителя
на главную роль, однако после того, как большинство участников заявляет о
своих притязаниях.
Оптимальным
можно
считать
руководство,
когда
педагог,
с
одной
стороны,
дает
детям
определенные
образцы
решения,
а
с
другой
–
предоставляет возможность самостоятельно использовать эти образцы при
организации игры. Но и здесь остается открытым вопрос: какие образцы
педагог должен давать детям?
В проведенных исследованиях Н.А. Коротковой образа дошкольника в
сознании воспитателя обнаружилось, что воспитатель видит и оценивает
ребенка со стороны его характерологических черт, успехов в обучении и т.п.,
но совершенно не видит его как «человека играющего». Это достаточно явная
причина,
мешающая
педагогу
включаться
в
свободное
партнерское
взаимодействие с детьми. Дошкольник тоже не видит в педагоге играющего
партнера. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослый должен показать детям,
что
он
может
заинтересоваться
игрой,
тогда
и
дети
увидят
в
нем
привлекательного игрового партнера.
Таким
образом,
педагогическое
сопровождение
сюжетно-ролевыми
играми – процесс многообразный, сложный. Он требует от воспитателей
разнообразных приемов педагогического руководства. И только тогда игра
станет эффективным средством воспитания.