Автор: Шматкова Надежда Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 21
Населённый пункт: с.Коноково, Успенского района, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: " Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания
подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей,
представляет социальный институт воспитания, обладает своими
специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и
дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка
необходимо их взаимодействие [1, с. 28]. Вся наша жизнь – взаимодействие с
окружающим миром: с другими людьми, с группами людей,
государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д.,
и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не
существует... Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом
подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй?
Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие»,
«сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие»,
предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение –
сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где
взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью
решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого
понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество
педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров,
уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом
индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество
предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание,
взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная
совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга,
способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества
подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве
взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения,
следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество
предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е.
наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой
взаимодействия ДОУ с семьёй. Детство – незабываемая пора в жизни
каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой
воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности»,
формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям
в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках
дети становятся любознательными, активными, творческими [4, с. 52]. На
современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в
ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об
образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами,
они обязаны заложить основы физического, нравственного,
интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление
этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление
физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и
интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и
гармоничного роста. Для достижения высокой результативности
воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет
работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям…
можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием,
приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями.
В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей [3, с. 5]. Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия
семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками.
Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы,
существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени
и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан
целый комплекс становления и развития содержательных и организационных
направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В.
Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и
опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в
организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и
взаимодействия [2, с. 23]. Проблема взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая
порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и
образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с
несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием
родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей
тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем
большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы
взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости
нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и
внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной
из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы
образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных
форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний
день является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского
сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и
общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй –
установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами,
объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с
другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются
наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных
форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы
сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-
политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая
взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как
традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так
и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы,
акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную
форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о
современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению,
саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие
требования к формам взаимодействия: *оригинальность, *востребованность,
*интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные
формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к
активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского
сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы
работы с родителями. Что же к ним можно отнести: Информационно-
аналитические анкетирование; опрос; "почтовый ящик". Наглядно-
информационные родительские клубы; мини-библиотека; информационные
стенды «ОКНО – очень короткие новости»; выпуск газеты «ЖЗД – жизнь
замечательных детей». Познавательные родительские гостиные;
нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии.
Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в
конкурсах, выставках. Одна из форм информационно-аналитической работы
– почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть
записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к
специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на
родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма
работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и
эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с
родителями лично. Ещё одна эффективная форма работы с родителями –
наглядно-информационная. В нашей группе уже несколько лет действует
родительский клуб "Родительская академия". Обычно проходит 4 заседания
клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не
превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их
пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Волшебный мир
театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии",
"Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того,
стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую
часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по
теме. Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд
«ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные
события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и
экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты
коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти
стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?»,
«Еще раз о правах ребенка» и т.п. Одной из самых традиционных, но
эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское
собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное
проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются
неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в
изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не
на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более
тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.
Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и
т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты
занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения
собраний достаточно высок. Самая популярная и любимая, нами как
воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее
полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией
стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от
времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в
сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к
своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно
совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных
праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню». Подобные
мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в
новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с
фотографиями. Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с
родителями. Хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе
акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в
строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего
ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех,
родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но
и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с
задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций,
родителям как участникам предоставляется возможность показать личный
пример ребёнку положительного отношения к природе. В заключении
хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два
важных социальных института социализации ребенка. Без родительского
участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,
неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате
применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала
более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в
жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об
эффективности использования современных форм в работе с родителями.