Напоминание

" Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи"


Автор: Шматкова Надежда Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 21
Населённый пункт: с.Коноково, Успенского района, Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: " Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания

подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей,

представляет социальный институт воспитания, обладает своими

специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и

дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их

воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка

необходимо их взаимодействие [1, с. 28]. Вся наша жизнь – взаимодействие с

окружающим миром: с другими людьми, с группами людей,

государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д.,

и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не

существует... Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом

подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй?

Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие»,

«сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие»,

предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение –

сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где

взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью

решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого

понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество

педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров,

уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом

индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество

предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание,

взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная

совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга,

способствует усилению их взаимоотношений. Понятие содружества

подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве

взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения,

следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество

предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е.

наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой

взаимодействия ДОУ с семьёй. Детство – незабываемая пора в жизни

каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой

воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности»,

формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям

в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках

дети становятся любознательными, активными, творческими [4, с. 52]. На

современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в

ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об

образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами,

они обязаны заложить основы физического, нравственного,

интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление

этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление

физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и

интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и

гармоничного роста. Для достижения высокой результативности

воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет

работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям…

можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием,

приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями.

В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей [3, с. 5]. Анализ

психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия

семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками.

Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы,

существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени

и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан

целый комплекс становления и развития содержательных и организационных

направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В.

Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и

опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в

организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и

взаимодействия [2, с. 23]. Проблема взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая

порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и

образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с

несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием

родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей

тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем

большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы

взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости

нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и

внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной

из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы

образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных

форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний

день является одним из самых актуальных. Формы взаимодействия детского

сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и

общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй –

установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами,

объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с

другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются

наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных

форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы

сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-

политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая

взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как

традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так

и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы,

акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную

форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о

современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению,

саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие

требования к формам взаимодействия: *оригинальность, *востребованность,

*интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные

формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к

активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского

сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы

работы с родителями. Что же к ним можно отнести: Информационно-

аналитические анкетирование; опрос; "почтовый ящик". Наглядно-

информационные родительские клубы; мини-библиотека; информационные

стенды «ОКНО – очень короткие новости»; выпуск газеты «ЖЗД – жизнь

замечательных детей». Познавательные родительские гостиные;

нетрадиционные родительские собрания; устные журналы; экскурсии.

Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в

конкурсах, выставках. Одна из форм информационно-аналитической работы

– почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть

записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к

специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на

родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма

работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и

эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с

родителями лично. Ещё одна эффективная форма работы с родителями –

наглядно-информационная. В нашей группе уже несколько лет действует

родительский клуб "Родительская академия". Обычно проходит 4 заседания

клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не

превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их

пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Волшебный мир

театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии",

"Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того,

стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую

часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по

теме. Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд

«ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные

события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и

экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты

коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти

стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?»,

«Еще раз о правах ребенка» и т.п. Одной из самых традиционных, но

эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское

собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное

проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются

неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в

изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не

на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более

тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.

Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и

т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты

занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения

собраний достаточно высок. Самая популярная и любимая, нами как

воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее

полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией

стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от

времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в

сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к

своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Также ежегодно

совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных

праздниках «Курс молодого бойца», «Все на лыжню». Подобные

мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в

новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с

фотографиями. Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с

родителями. Хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе

акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в

строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего

ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех,

родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но

и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с

задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций,

родителям как участникам предоставляется возможность показать личный

пример ребёнку положительного отношения к природе. В заключении

хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два

важных социальных института социализации ребенка. Без родительского

участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,

неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате

применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала

более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в

жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об

эффективности использования современных форм в работе с родителями.



В раздел образования