Автор: Демченко Анна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №4
Населённый пункт: г.Белореченск Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Роль педагога в организации игры детей с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Роль педагога в
организации игры детей с
нарушениями речи»
г.Белореченск
МДОУ Д/С №4
Учитель-логопед
Демченко А.В.
Основной вид деятельности дошкольников – игра: он живет в ней, это
его мир, его действительность. А.С. Макаренко придавал игре большое значение:
«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему
время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».
Игра благотворно влияет на здоровье ребенка, на формирование всех
психических процессов.
Дети, речевое развитие которых протекает без отклонений. Успешно
организуют игровую деятельность, постепенно проходя все ее этапы. Дети-
логопаты испытывают такие же потребности в игре, как и их сверстники, однако
не всегда могут организовать сюжетно – ролевую игру. Это обусловлено
особенностями речевого, моторного, эмоционального развития детей с
нарушениями речи. Для них характерны общая скованность и зажатость в
движениях, нередки дискоординация, двигательная расторможенность, парезы,
слабость мышц и повышенный мышечный тонус. Нередко встречается чувство
ущемленности от сознания своего дефекта, что, в свою очередь, определяет
отношение ребенка к себе, коллективу, обусловливает его поступки и поведение.
Неумение организовать игру, выразить свою мысль, боязнь показаться
смешными приводит к возможности совместной деятельности со сверстниками.
Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление в игре,
неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении
затрудняют включение в коллективную игру. Задача взрослого – помочь ребенку
правильно организовать игру, направить его деятельность, помочь договориться с
другими детьми о правилах и способах решения конфликтных ситуаций.
Огромное значение имеет игра как способ обучения, особенно это относится к
дидактическим играм, специально создаваемым в целях обучения и воспитания
детей.
Игровые моменты вызывают у детей встречную активность, затрагивают его
интересы, фантазию, воображение, освобождают от утомительной умственной
работы и помогают чередовать различные виды деятельности в рамках одного
занятия. Все это повышает эффективность образовательной работы, оказывает
благотворное воздействие на общее состояние ребенка.
При подготовке к занятиям педагогу необходимо учитывать, что дидактическая
игра не должна быть только развлекательным моментом. Только та игра, которая
сочетается с напряженным трудом, способствует активизации умственной
деятельности. Дети с нарушениями речи нуждаются в особом подборе наглядных
пособий, использование которых во время проведения игры или организации
игрового момента не должно отвлекать детей от занятия, а органично вливаться в
структуру процесса коррекционного обучения.
Роль взрослого в организации игры детей с нарушениями речи неоспорима не
только в свободной, но и в учебной деятельности. В первом случае ребенок,
получая поддержку со стороны старших, учится сам организовывать игру,
проигрывать различные ситуации, управлять собой, подчиняясь общим правилам
игры, решая конфликты, адаптируясь как личность. Во втором случае взрослый,
одновременно развивая высшие психические функции детей с нарушениями речи,
делает процесс обучения интересным, понятным, а значит полноценным и
максимально усвоенным.
Развитие речи – одна из важнейших задач развития и воспитания ребенка в
раннем и дошкольном детстве. Предлагая детям речевые игры. Необходимо знать
особенности становления речи в определенном периоде жизни ребенка и
подбирать игру, соответствующую этим периодам.
В раннем возрасте игры направлены на развитие различных функций-
предпосылок речи.
Потешки, песенки, стишки и считалки представляют собой основу для развития
всех сторон деятельности и психики малыша. В народном фольклоре («Сорока-
белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Потягушеньки») нередко сочетаются
речь и движения, что закладывает начало формирования ритмической организации
речи. Игры-манипуляции (складывание пирамидки, кубиков, катание мяча, игры с
водой во время купания) позволяют познавать свойства и качества предметов, а
также пополнять словарный запас соответствующей лексикой.
В младшем дошкольном возрасте большое значение приобретают игры,
направленные на дальнейшее знакомство детей с окружающим миром. Здесь на
помощь приходят произведения классиков детской литературы (А.Барто,
С.Маршак, К.Чуковский, Е.Благинина, И.Токмакова и др.) Любое стихотворение,
детская песенка становятся игрой при умелом и грамотном использовании.
Взрослый выступает в роли волшебника, превращающего обычное стихотворение
в игру, сказку, где участником становиться и ребенок.
В среднем дошкольном возрасте основное направление в развитии речи –
накопление словарного запаса, активное формирование грамматической стороны
речи. Речевые игры «Скажи наоборот», «Угадай, что это?», «Кто летает?»,
«Дедушка и внучата» и другие помогают детям выделять существенные признаки
предметов, определять и описывать их местоположение по отношению к себе и
другим предметам, называть действия, совершаемые предметом.
В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет воспитание слухового
внимания, интереса к звуковому оформлению речи – произнесению звуков,
интонационной выразительности, правильному построению сложных
предложений и использованию предлогов. (Игры «Что ты слышишь?», «Хлопки»,
«Поймай слово», «Исправь предложение».)
В процессе подготовки к школе работа по развитию речи приобретает
дифференцированный, целенаправленный характер. Речь ребенка становится
развернутой, последовательной, логически завершенной; произносительная
сторона достигает высокого уровня: он правильно произносит все звуки речи,
пользуется интонационными средствами выразительности, умеет изменять темп и
громкость речи. Первостепенное значение приобретает формирование тех
функций, которые обеспечат плавный переход ребенка из дошкольного детства в
начальную ступень обучения. Игры, развивающие способность к слоговому и
звукобуквенному анализу и синтезу, в непринужденной и интересной форме
подготовят дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к
звучанию слова (Игры «Слова – перевертыши», «Телеграф»).
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Игровые приемы для
развития фонематического
восприятия у
дошкольников»
г.Белореченск
МБДОУ Д/С №4
Учитель-логопед
Демченко Д.А.
Различение звуков речи, т.е. фонематического слуха – основа для понимания
смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок
воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он
услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается во
«мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярко недостаточность
фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чтению,
ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты
уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успешно. Часто
родители, добросовестно пытаясь выполнить все рекомендации специалиста, не
получают нужного результата. Это можно объяснить недостаточным вниманием к
проработке предыдущего этапа – развитию речевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной
системы. Неречевой слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков
музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные
психические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в их
основе и составляющих «базу» для их развития. Ребенок может научиться
говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных,
бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом
различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием
чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и
ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать,
если возможно, трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения
с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение.
Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения:
«тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по
ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.
Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов следует
различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Под фонематическим
слухом понимают
тонкий
слух,
позволяющий
различать и узнавать фонемы родного языка. Выделяют две стадии развития
фонематического слуха: первая – формирование способности различать гласные
звуки,
вторая
–
различать
согласные
звуки. При
благополучном
речевом
развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к
двум с половиной годам.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного
языка
и
определять
звуковой
состав
слова.
Выделяют
четыре
ступени
формирования
фонематического
восприятия:
первая
–
овладение
умением
узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в
слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в
слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим
звукам. Формирование
первых
двух
ступеней
фонематического
восприятия
происходит в процессе естественного развития. Овладение двумя последними
ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе
целенаправленного
обучения,
на
основе
качественно
сформированных
предыдущих степеней.
Развитие
фонематического
слуха
и
фонематического
восприятия
имеет
большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно
влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает
основы успешного обучения в школе.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте
можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического
восприятия.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить
следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают
способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют
также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно
успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых
звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и
тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому
составу.
IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.
V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы
родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков
элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что
дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и
трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как
отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.
Далее проводится анализ гласных звуков.
Игры и упражнения, способствующие развитию фонематического
восприятия у детей.
Игра для детей - это доступная форма деятельности и средство познания
окружающего мира. Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться,
является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом
для включения его в учёбу. Невозможно переоценить роль дидактической игры
в развитии речи детей.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на
ребенка.
В
то
же
время
игра
–
основной
вид
деятельности
детей.
Таким
образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую
преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Важно,
чтобы
эти
цели
дополняли
друг
друга
и
обеспечивали
усвоение
программного материала.
Игры,
направленные
на
развитие
фонематического
восприятия,
способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону
речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять
отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
I этап работы
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей
развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На первых
занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: что шумит? (деревья,
дождь), что гудит? (машина).
1.Игра «Где постучали?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться
определить направление звучания.
2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе
предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы.
Детям демонстрируют звучания и шумы для каждого предмета: помешивают
ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же
проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой
или называя его.
3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен,
колокольчик, маракасы, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,
бубен, маракасы, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят
названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на
барабане, маракасах, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет
игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание
указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и
взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При
этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо
произносили его название.
II этап
работы
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и
тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Этим целям служит целый ряд игр.
1. Игра «Отгадай, кто тебя позвал» Дети по очереди называют имя водящего
(стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его
позвал.
2. Игра «Мы в лесу» Водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети
отгадывают, далеко или близко он находится. Затем, каждый ребенок по очереди
произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет
педагог («Далеко ушел в лес» или «Стоит рядом»).
3. Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с
завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся
водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий
должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
4. Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей –
большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях,
произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то
высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту
голоса одновременно поднять соответствующую картинку
.
III этап работы
На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие
по звуковому составу.
1. Игра «Хлопни в ладоши» Педагог показывает детям картинку и громко,
четко называет изображение: «Батон». Затем объясняет: «Я буду называть эту
картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я
ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Батон — бакон —
фатон — батон — фагон — батом». Затем педагог показы следующее слово и
т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в
ладоши. Начинать следует со слов, простых по звуковому составу, и постепенно
переходить к сложным словам.
2. Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – желтый и
синий – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название
предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если
неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала
подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
3. Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова
со сходным звучанием: Даша, ваша, каша. Затем первое отбрасывается, но
добавляется новое: ваша, каша, Паша / каша, Паша, наша и т.д..
3. Игра «Найди пару»
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие
картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну
ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той
картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.
IV этап работы
На 4 этом этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться
различать слоги.
1.Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТА-
МА……..,ТО-ПУ-АХ…..
2.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с
оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в
котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, СО-СО-СО-ЗО,
ЗУ-ЗУ-СУ-СУ.
3. Игра «Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за
ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой
слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги,
составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда
дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.
V этап работы
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать
нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
1.Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки,
птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д.
Затем педагог попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а –
а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают
соответствующие картинки. Затем эта игра должна усложняться следующим
образом: 1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2) Детям раздаются
вместо картинок кружки трех цветов. Педагог объясняет детям, что красный,
например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].
2.Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[…]». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда,
когда услышит звук, например - [У]: у, п, у, к, в, у, у...
3.Игра «Выбери слово» Взрослый предлагает ребенку внимательно
выслушать ряд слов и выбрать: 1) имя, которое начинается со звука [У]: Аня,
Арина, Уля, Алена; 2) лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука
[У]: усики, мак, улитка, уголь.
Затем ребенку предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова,
начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в
них звук [У].
3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те,
в названии которых есть заданный звук.
4. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в
слове».
Взрослый рассказывает стихотворение, а договаривает последнее слово каждой
строки, выделяя в нем голосом ударный слог.
Он большой,
как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его — ... (арбуз)
VI этап работы
Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков
элементарного звукового анализа.
Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове,
уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся
анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.
1.Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале
слова: ууулица – У.
2.Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т.
3. Игра «Определи место звука в слове» Ребенку предлагается выбрать из
ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:
в начале слов: мак, муха, маска, марка;
в конце слов: дом, сом, альбом;
в середине слов: сумка, самолет, лампа.
4.Игра «Звуковая цепочка» Взрослый называет слово, ребёнок определяет
последний звук и придумывает новое слово, начинающееся с этого звука.
5. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ
показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.
6. Игра «Назови по порядку» Педагог называет слово целиком, а ребёнок
произносит слово, деля его на звуки : РАК – Р, А, К.
7. Игра «Собери слово» Произносятся слово по звукам, например: К, О, Т,
дети называют слово целиком - КОТ.