Автор: Болотова Эржен Дашицыреновна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24
Населённый пункт: г. Удачный Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные логопедические формы внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование
Инновационные логопедические
формы внеурочной деятельности
В условиях внедрения ФГОС определены цели, задачи, направления деятельности
учителя-логопеда
по
организации
сопровождения
детей
с
нарушениями
речи.
Рассмотрены
условия
эффективной
коррекционной
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.
Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и
коммуникативное
развитие
учащихся.
Поэтому
логопед
школьного
логопункта
ориентируется на следующие показатели деятельностного подхода:
- повышение мотивации и интереса к учению;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-
обеспечение
условий
для
общекультурного
и
личностного
развития
на
основе
формирования универсальных учебных действий.
Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые
необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками.
Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребёнка
к деятельности, познанию мира.
Проведение логопедических недель в школе в указанном контексте максимально
соответствует целям образования в целом, и логопедическим задачам в частности.
Логопедическая неделя в школе как инновационная логопедическая форма
внеурочной деятельности активизирует речевую деятельность учащихся и проводится с
целью
создания
в
образовательном
учреждении
развивающей
среды
и
условий
для
сохранения
и
укрепления
психологического
здоровья
учащихся,
их
эмоционально-
личностного благополучия (особенно детей, занимающихся в логопедических группах).
Такая
форма
внеурочной
деятельности
позволяет
расширить
охват
учащихся
познавательной и речевой деятельностью, является средством пропаганды логопедических
знаний
среди
родителей
и
педагогов,
помогает
задачам
осуществления
взаимосвязи
педагогов и родителей;
Задачи логопедической недели:
1. Включение разнообразных форм работы психолого-логопедической службы в школе.
2. Развитие и совершенствование речи: создание условий для проявления и развития
языковых способностей, коммуникативного и познавательного потенциала у учащихся,
активизация речевой деятельности детей, имеющих речевые нарушения.
3. Уточнение, обогащение и активизация словаря.
4. Повышение интереса к учебно-познавательной деятельности и предмету.
5. Вовлечение в деятельность как можно большего числа учащихся и педагогов школы.
6. Сплочение учащихся, учителей и родителей, объединённых общим коллективным
действием.
7.
Формирование
общего
настроения
оптимистической
тональности
в
школе,
стимулирование интереса к занятиям.
В МБОУ «СОШ №24» в конце февраля и начале марта 2018 года для учащихся
начальной школы учителем-логопедом Болотовой Э.Д. совместно с зам.директора по УВР
Гарькавой Е.Ю., учителями начальных классов была проведена логопедическая неделя.
Фактически
неделя
переросла
в
декаду,
активизировала
жизнь
школы,
привнесла
в
школьную жизнь элемент новизны, заинтересованность со стороны, как учащихся, так и
родителей и педагогов.
Логопедическая декада под девизом:
«Страну волшебных звуков посетим,
С игрой не расставаясь по дороге.
И вот тогда! А, не иначе
Речь станет правильней, красивей и богаче!» -
была насыщена мероприятиями, логична и интересна.
Проведены следующие мероприятия:
1. Открытие логопедической недели»
- Торжественная линейка. Объявление о начале недели и намеченных мероприятиях.
- Оформление и вывешивание программы на стенде. 27 февраля 2017г.
2. Логопедическая викторина «Угадай-ка»
-Оформлена выставка стенгазет с занимательными заданиями: ребусы, кроссворды,
шарады, анаграммы в рекреации 3 этажа. 28 февраля 2017г
3. Выставка мнемотехнических таблиц и рисунков на темы: «Как я занимался с
логопедом», «Пословицы и пооговорки» с автоматизируемыми и дифференцируемыми
звуками. Приняли участие 17 учащихся логопедических групп 1-4-х классов. 27февраля-2
марта 2017г.
4. Конкурс рисунков на тему «Иллюстрация скороговорки». Оформление стенда с
лучшими иллюстрациями. 1 марта 2017г.
Всего
94
рисунка:
1а- 4 уч., 1б-16 уч., 1г- 9 уч., 2а -2уч., 2б -2уч, 2в- 1уч., За -20уч., Зб -7уч.,
Зв -20уч.,
4в - 8уч. Победа в номинации «Самый активный класс»:
1 место – 3-а, 3-в;
2 место - 1б;
3 место - 1г
5. Конкурс на лучшего чтеца скороговорок «Всех скороговорок не
перескороговоришь…»
2 марта 2017г.
I тур – классный;
II тур – школьный, приняли 19 учащихся-победителей классных туров.
Абсолютный победитель - ученица 4-а;
1 место - ученица 1в; ученик 2в; ученица 3-в;
2 место - ученица 1б, ученица 2б;
3 место – ученица 1-а, ученик 2-а
6. «День открытых дверей»
Проведено открытое коррекционно-развивающее занятие «Дифференциация звуков и букв
Д -Т» в логопедической группе 2-б класса для педагогов и родителей. 2 марта 2017г.
7. «Мастерская логопеда». 2,3 марта 2017г.
- выставка поделок «Забавные буквы» (рекреация на 3-м этаже);
Приняли участие 93 учащихся начальной школы: 1а- 5yч., 1б -l7уч., 1г -7 уч., 2a -7yч., 26-
7yч., За -25уч., Зб - 1Зуч., 3в -2уч., 4а - 8уч., 46 - 2уч., 4в – 1уч.
Победа в номинации «Самый активный класс»:
1 место - 3а;
2 место – lб;
3 место - 3б;
Победители конкурса: 2 ученицы 3в, ученица 4-а;
Номинации:
- «Самая большая буква» - 2уч.
- «Самая необыкновенная буква» - 3уч.
- «Самая красивая буква» - буч.
- «Самая оригинальная буква» - 3уч.
- «Самая забавная буква» - 14уч.
В эти же дни проводилась выставка методической литературы и пособий по развитию
устной и письменной речи (кабинет логопеда).
8. Театральная инсценировка «Путешествие в страну правильной речи», «Путаница»
К.Чуковского.
Приняли участие 8 учащихся логопедической группы, 2-е учащихся 2б класса.
9. Закрытие логопедической недели. Подведены итоги недели, учащимся-победителям
вручены грамоты, благодарности.
В ходе проведения логопедической недели отмечался высокий уровень эстетики всех
проведённых мероприятий,
активное участие в которых приняли
174 учащихся (48% от
числа
учащихся
начальной
школы). В
числе
участников
6
учащихся
со
статусом
ОВЗ,
предоставивших свои рисунки, забавные буквы и получивших благодарности. Проведение
логопедической
недели
сближает
ребят
и
взрослых,
даёт
эмоциональный
настрой
для
обучения. Такая логопедическая форма внеурочной деятельности важна и для детей, и для
взрослых.
Она
способствует
проявлению
чувств,
возможности
свободно
и
открыто
высказаться,
развитию
интеллектуальных
и
артистических
способностей
ребят,
развитию
любознательности, сплочению коллектива и вызывает интерес к обучению.