Напоминание

"Путешествие по солнечной системе"


Автор: Борзова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №1852"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшая группа
Тема: "Путешествие по солнечной системе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия «Путешествие по Солнечной системе»

Цели: закрепить знания детей о планетах Солнечной системы . Расширить

представления детей о космосе.

Задачи: дать детям знания о планетах солнечной системы. Закреплять

активный словарь по теме «Солнечная система»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте вместе скажем на какой планете мы живем?

(Земля)

Воспитатель: Как называется трехмерная модель земли? (глобус)

Воспитатель: А как вы думаете, наша планета единственная в космосе? (нет,

есть еще Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: А сейчас я вам расскажу самое интересное о планетах.

Меркурий

Планета Меркурий – удивительно загадочная планета, находящаяся ближе

всех остальных планет к Солнцу (первое место). Расстояние от Солнца – 58

млн. км. Диаметр в целом по экватору – 4860 км. Общая плотность

практически одинакова с земной. Собственное вращение слишком медленное.

Любой космонавт, который оказался бы на планете, увидел поразительную

картину: заходы и восходы Солнца в некоторых зонах Меркурия можно

увидеть 2 раза в сутки.

Венера

Венера – соседка Земли. Планета находится наиболее близко к Земле, но

ближе к Солнцу, что ставит её на вторую позицию. Расстояние – 108 млн. км.

Диаметр в целом по экватору – 12100 км. Общая плотность меньше земной.

Ось вращения не наклонена, поэтому смена времен года не

наблюдается.Венера плавает в лучах Солнца во время зари, вечером или

утром.

Земля

Третья по счету планета – наша планета. Расстояние – 150 млн. км. Диаметр в

целом по экватору – 12756 км. Общая плотность – 5520 кг/куб. м.

Собственное вращение оптимальное, существует смена времен года.

Загадка планеты – наличие жизни.

Марс

Марс – наиболее видимая и привлекательная планета. Расстояние – 228 млн.

км. от центра Солнца ставит ее на четвертое место. Диаметр в целом по

экватору – 6800 км. Общая плотность – 0,72 земной. Собственное вращение

аналогично земному, существует смена времен года.

До сих пор достоверно не выяснено, была ли жизнь на этой планете или нет.

Кроме того, красный цвет звезды вызывает непередаваемый восторг.

Юпитер

Юпитер – наиболее значительная по размерам планета и пятая по счету от

цента солнечной системы. Это придает ей величественность. Расстояние –

778 млн. км. Диаметр в целом по экватору – 142000 км. Общая плотность

меньше земной в 4 раза. Собственное вращение незначительно, смены

времен года практически нет.

Загадка этой планеты – пятна, бури и вихри.

Сатурн

Сатурн занимает почетное 2 место среди планет – гигантов и шестое по

удаленности от Солнца. Расстояние – 1427 млн. км. Диаметр в целом по

экватору – 120000 км. Общая плотность намного ниже земной, планетное

вещество жиже, чем вода. Собственное вращение медленно, смены времен

года практически нет.

Загадка планеты – кольца и спутники.

Уран

Уран (седьмое место) – небесный «колобок» Солнечной системы. Расстояние

– 2870 млн. км. Диаметр в целом по экватору – 49200 км. Общая плотность

ниже земной. Ось направлена на Солнце. Один полюс освещен, второй – нет.

Загадка планеты – обладает 8 кольцами, которые находятся в плоскости

экватора.

Нептун

Нептун – потрясающая, 8 планета. Расстояние – 4500 млн. км. Диаметр в

целом по экватору – 47000 км. Общая плотность меньше чем земная в 3 раза.

Собственное вращение вокруг своей оси, наклон 29 градусов, существует

смена времен года.

Основная особенность планеты - за 157 лет не завершено ни единого оборота

вокруг Солнца.

Плутон

Плутон – последняя, девятая планета Солнечной системы. Расстояние – 5900

млн. км. Диаметр в целом по экватору – 3000 км. Общая плотность

аналогична Юпитеру. Собственное вращение незначительно.

Загадка планеты – наименьшая изученность.

Проводится физ. минутка Космос

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)

В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)

Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (Ходьба на месте)

Воспитатель: А что еще есть в космосе кроме планет? (Солнце)

Солнце – это звезда, без которой не могло бы существовать жизни на Земле.

Она дает нам энергию и тепло. Согласно классификации звезд, Солнце –

желтый карлик. Возраст около 5 млрд. лет. Температура внутри ядра

примерно 15 млн градусов Цельсия. Температура на поверхности около 5500

градусов Цельсия.

Воспитатель: Как вы думаете солнце и планеты имеют общее название?

(Солнечная система)

Воспитатель: А почему она все-таки называется Солнечной? (Потому что

все планеты вращаются вокруг солнца.)

Воспитатель: Послушайте внимательно стихотворение о планетах Аркадия

Хайта:

Эдгар

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете , что именно 12 апреля 1961 года первый

космонавт планеты совершил первый в мире космический полет. Это был

Юрий Алексеевич Гагарин.

- А на каком корабле Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг земли?

(космическом корабле « Восток»)

Воспитатель: А кто первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)

Воспитатель: А как вы думаете, была ли женщина среди космонавтов?(Да)

Первая женщина, которая вылетела в космос Валентина Терешкова.

Воспитатель: Теперь мы с вами знаем много о космосе, о нашей планете и

других планетах солнечной системы благодаря этим людям.

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом»

Консультация для родителей

на тему:

"Знакомим ребенка с космосом"

Подготовила воспитатель:

Сидельникова Е. А.

Консультация для родителей

на тему:

«Знакомим ребенка с космосом

м».[/b]

«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и

пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все

околосолнечное пространство»

К. Циалковский

Еще с древних времен люди обращали свой взор к небу. Делая первые шаги по

земле человек ощущал свою зависимость от неба. Наши предки хорошо знали и

разбирались в повадках неба. Для него небо всегда было живым, многообразно

себя проявляющим. И вот эту любовь и знание неба мы воспитываем

дошкольников.

Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на

звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то

хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

В этой консультации я хочу предложить вам способы, которые помогут рассказать

ребенку о космосе. Но для начала немного истории.

12 апреля наша страна отметит 55- летие освоения космоса - День космонавтики.

Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли

космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки

космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся

космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете

сказать “что тут особенного?”

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот

4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.

В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли.. Первый спутник

Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был

невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-

антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника

составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за

сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится

множество спутников. Одни используются для теле-радиосвязи, другие являются

научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган

выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними

свободно падала до высоты 7 км.

19 августа 1960 в космос полетели Белка и Стрелка, а 20 августа было объявлено,

что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно

возвратились собаки. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки.

Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка

относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам,

школам, детским домам.

Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 г. первого человека в космос -

Ю. А. Гагарина. Затем - групповой полет, выход человека в космос, создание

орбитальных станций "Салют", "Мир". СССР на долгое время стал ведущей

страной в мире по пилотируемым программам.

С каждым днем все более расширяется сфера прикладного использования

космических технологий. Служба погоды, навигация, спасение людей и спасение

лесов, всемирное телевидение, всеобъемлющая связь, сверхчистые лекарства и

полупроводники с орбиты и самая передовая технология уже являются услугами

современности. А впереди - электростанции в космосе, удаление вредных

производств с поверхности планеты, заводы на околоземной орбите и Луне.

Космическое будущее человечества - залог его непрерывного развития на пути

прогресса и процветания, о котором мечтали и которое создают те, кто работал и

работает сегодня в области космонавтики, ракетно-космической техники и других

отраслях науки и хозяйства.

Так как же рассказать ребенку о космосе, что бы это было интересно и не скучно?

1. Я думаю, первый вопрос малыша будет как же космонавт улетел в

космос?

Покажите это на простом примере, как летит ракета в космос.

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите

пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух

выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как

ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха

у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад

пламенем.

2. Создайте вместе с малышом небольшой альбом, где будут изображены

различные ракеты, планеты, космонавты. Такое наглядное пособие будет очень

интересно рассматривать и даже можно помечтать. как сам полетишь в космос.

3. Для обогащения детского лексикона советуем поиграть в игру «Доскажи

словечко».

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете) .

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля) .

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп) .

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин) .

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна) .

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник) .

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

4. Не лишними будут и загадки:

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

Ответ: космонавт

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится.

Ответ: луноход

Чудо-птица – алый хвост

Прилетела в стаю звезд.

Ответ: ракета

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не съели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

Ответ: луна, месяц

Волчок, волчок,

Покажи другой бочок,

Другой бок не покажу,

Я привязанный хожу. Ответ: луна

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут.

Ответ: месяц

На каком пути ни один человек не бывал?

Ответ: млечный путь

5. Разучите с ребенком «Астрономическую считалку»

(А. Усачев)

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий - раз, Венера - два-с,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Девять - дальше всех - Плутон.

Кто не видит - выйди вон.

6. Просмотр мультфильмов. Так же можно посмотреть мультфильмы о космосе

для детей, благо сейчас их очень много. К примеру: " Астрономия для самых

маленьких", "География для самых маленьких"," Какие бывают планеты" и многое

другое.

Если дети узнают больше о своей стране, ее мировых достижениях через

собственную исследовательскую деятельность, то это приведет к тому, что у

дошкольника будет развиваться чувство гордости, уважении, любви к Родине, а

также появится стремление быть полезным стране и народу.

Конспект занятия «Путешествие на планету Математики»

«Путешествие на планету Математики»

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-

путешествия.

Задачи:

Образовательные:

- Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;

решать примеры на сложение и вычитание;

- Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из

представленного ряда лишний, по характерному признаку;

- Закреплять умения сравнивать числа.

- Формировать представления о последовательности дней недели, месяцев.

- Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист

бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении,

отражая в речи их пространственное расположение (слева, справа, на, у, внизу,

перед).

- Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение

с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.

Развивающие:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,

внимания.

- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,

умению аргументировать свои высказывания.

- Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к математическим занятиям.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения, самоконтроль

Предварительная работа: беседа о космосе, рассматривание иллюстраций

космических тел. решение логических задач, решение конструктивных задач,

наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Оборудование: мультимедийная техника, домики разного цвета с геометрическими

фигурами в виде окон, картинки для планеты математики, карточки с заданиями

для детей, набор цифр и знаков, счётные палочки

Ход:

Дети входят в группу под музыку (дорогою добра).

- Ребята, у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, а гости это всегда

радость и улыбки, давайте улыбнёмся и поздороваемся с ними.

I. Мотивационно-побудительный этап.

1. Круг приветствия.

Ребята! Посмотрите в окошко.

Солнышко дарит нам свои лучики.

Возьмите один лучик в свое сердце.

Закройте глаза, пожелайте своим друзьям

Всего самого доброго!

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(Дети поднимают руки вверх.)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу.)

И всем, кто живет на этой планете,

(Разводят руками.)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(Берутся за руки.)

2. Введение в игровую ситуацию

Д/з: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, активизировать

знания об окружающем мире, развивать речь.

Беседа «День космонавтики»

- Какой праздник мы отмечали 12 апреля?

- Что вы знаете о космосе?

- Кто был первым космонавтом?

Письмо – Звёздочка

В:- Сегодня, когда я зашла в группу, на подоконнике я увидела звезду, на ней было

послание. (читает)

«Здравствуйте ребята, мы жители планеты математики. На нашей планете мы

любим считать, играть с геометрическими фигурами, ходить друг к другу в гости.

Но у нас произошла беда, поднялся сильный ветер и разбросал наши домики по

всей планете. Мы просим вас помочь вернуть наши дома на свои места».

В: - Хотите помочь жителям планеты математики вернуть домики на свои места?

- А сможете это сделать?

II Основной этап

3. Игровая деятельность. Актуализация знаний

В:- Чтобы добраться до планеты математики, какой нам нужен транспорт? Как вы

думаете какой?

В:- Правильно, это ракета. - Давайте построим ракету из геометрических фигур.

Конструирование «Ракета» (колумбово яйцо)

Д/з: - развитие пространственного воображения, сообразительности,

комбинаторных способностей

Дети конструируют ракету (2 слайд)

В: - Ребята, вот наша ракета, но, чтобы зайти, нам нужен КОД.

Игра «Угадай код»

Д /з. закрепить представление о числовом ряде от 0 до 10-ти.

Попробуем его отгадать, он состоит из трёх цифр.

Слушайте внимательно.

Какая цифра стоит между цифрами 7 и 9? (8.)

Какая цифра стоит перед цифрой 10? (9.)

Какая цифра стоит после цифры 9? (10.)

Какой КОД (8, 9, 10.)

Игра «Найди своё место»

Д/з. Закрепить представления о действии сложения и вычитания

Теперь мы можем занять свои места, но для этого возьмите карточки с

написанными примерами на сложение и вычитание, а на стульях карточки с

ответами нужно решить примеры. Ответ будет номером вашего места

(карточки с примерами: 2-1, 1+1, 2+1, 5-1, 6-1, 5+1, 8-1, 7+1,8+1)

Дети садятся на стульчики.

В: - На ракете надо соблюдать порядок и тишину! Вот мы теперь готовы к полету.

Но пульт заблокирован.

Игра «Разблокируй пульт»

Д/з закрепить представление о числовом ряде

Чтобы его разблокировать надо назвать цифры: (счёт чётными, не чётными,

от…до., прямым, обратным счётом)

-Молодцы! Правильно назвали, а теперь посчитаем от 1 до 10 –ти на осетинском

языке.

Дети ведут счет.

-Но чтобы ракета взлетела, поднялась в воздух надо посчитать от 10 до 1-го.

Начинаем отсчёт

(дети считают, включается слайд - изображение звёздного неба и ракеты на

старте) (Песня космодром.) 3-4 слайд

Словесная игра «Заполни журнал»

Д/з: активизировать знания об окружающем мире, речь

В:- Ребята, вот мы с вами и настоящая команда, а я у вас капитан. На борту

корабля каждая команда ведёт свой бортовой журнал и у нас с вами он тоже есть.

Но чтобы его нам заполнить, нужно ответить на вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Сколько месяцев в году?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой сегодня день недели?

- Если сегодня среда, то завтра будет? А вчера был?

- Сколько дней в неделе?

В:- Вот теперь наш журнал заполнен, мы можем двигаться вперёд. (музыка

полёта)

Посмотрите ребята, перед нами большой метеорит (5 слайд, и чтобы его обойти

нам нужно выполнить задание

Игра: «Веселые задачи».

Д/з: актуализировать представление о составлении и решении задачи, о её

частях.

- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение и ответ).

А сейчас, поделимся на 2 команды: команда девочек и команда мальчиков. Я дам

вам по картинке, а вы, глядя на неё, составьте задачу и запишите решение.

(Составление задач детьми).

А, теперь, возьмите себе счетные палочки (дети берут счетные палочки)

- Сейчас, ребята, я расскажу сказку. Вам нужно будет выкладывать палочки тогда,

когда вы услышите название животного. Но вы считаете не животных, а их лапки.

Сколько лап – столько палочек. Слушайте сказку: «Жил был Заяц.

Как то утром выглянул он в окно и увидел, что на улице замечательная погода!

Солнышко светило и ему захотелось пойти погулять. Вышел он на улицу и увидел

своего друга Бельчонка. Они пошли на полянку. Там они играли в прятки. Им было

так весело, что они не заметили, как к ним прилетела ворона, подползла змея,

подошли два ежика. Потом они стали играть все вместе.

Играли долго до самого вечера. Стало совсем темно. Пора домой! Первый ушел

заяц, потом убежали ежи, потом улетела ворона».

- Ребята, кто остался на полянке? Сколько палочек у вас осталось?

Дети должны вспомнить, что на полянке еще осталась змея

В:- Вот мы справились с заданием и можем пролететь этот метеорит.

Ребята, посмотрите, перед нами космический метеоритный дождь. (6 слайд)

музыка

Чтобы его пройти надо показать какие мы сильные и ловкие. Встанем на разминку

и обойдём этот дождь.

Физминутка: «Юный космонавт»

Раз- два – стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

Три- четыре – самолёт (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (делают круг руками)

Космонавтам нужен год

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом)

Каждый ведь из нас атлет (приседая, сгибают и разгибают руки в локтях)

Пролетая над Землёю (поднимают руки вверх)

Ей передадим привет! (машут руками).

В:- Молодцы! Мы летим дальше. (7слайд) Ребята посмотрите в наш иллюминатор,

что же там (дети подходят к и/доске) Посмотрите перед нами созвездие (8слайд)

Чтобы пройти это созвездие, придётся выполнить ещё задание.

Интерактивная доска (9 – 10 слайд) «ритм», «что лишнее?»

В: Молодцы! Вы настоящие космонавты. И нам осталось совсем немного. Но,

чтобы продолжить свой путь нам необходимо сделать гимнастику для глаз. (11

слайд) Ребята, посмотрите, что же это? Большая комета (слайд) ,она быстрая и

нам надо её обогнать. Но у нас кончилось топливо. А вот топливо у нашей ракеты

не простое, оно из математических неравенств.

Игра «Пополним топливом ракету»

Д/з: упражнять в сравнении групп предметов, умение определять на предметной

основе, в какой группе количество предметов больше, меньше, равно.

(работают за столами, поставить знаки «больше», «меньше»)

1и2; 3и5; 7и4;5и9; 9и6; 6и3; 8и2; 6и7;5и4.

В:- Поставив правильно знаки, пополните топливом ракету.

Молодцы, летим дальше. (12 слайд)

-Посмотрите, вот она планета математики.

Игра «Расположи домики»

Д/з: упражнять детей в ориентации на плоскости

-Ребята, жители этой планеты с какой просьбой к нам обратились?

(дети располагают предметы и их изображения в указанном направлении)

- красный дом с квадратным окном стоял справа от дерева

- синий дом с треугольным окном стоял в нижнем правом углу.

- зелёный дом с круглым окном стоял в верхнем левом углу.

- жёлтый дом с овальным окном стоял в нижнем левом углу.

- фиолетовый дом с прямоугольным окном стоял в верхнем правом углу.

III Рефлексия

В:- Молодцы ребята, помогли жителям планеты математики. Они вам за это

благодарны и хотели бы узнать, как труден был путь к ним.

- какие задания вы выполнили?

- что для вас было сложно?

- что было интересного?

- почему мы смогли помочь?

- Да ребята, я была в вас уверена. Я очень рада, что вы у меня такие умные и

способные ребята, готовые в любую минуту прийти на помощь. За ваши подвиги

вам награда. (звёздочки и раскраски) (садятся на стульчики)

- А сейчас пора возвращаться домой. Для этого опять произведём отсчёт от 10 до

0. И полетим. (слайд звучит музыка Земля в иллюминаторе и слайды космоса)

Картотека дидактических игр подготовит

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Тема: « КОСМОС»

( подготовительная группа)

Игра « СОЛНЦЕ»

Цель: получить представление о сравнительной величине планет,

о последовательности их расположения в Солнечной системе;

произносить нарицательные существительные в родительном падеже;

находи

ть общую часть родственных слов; изменять существительные

по падежам.

Материал: футбольный мяч, булавка.

Ход игры: объясните детям, что Вселенная - это весь мир. Все, что

нас окружает снизу, сверху, со всех сторон. Над нами небо, а в небе-

Солнце. Солнце - это громадный шар из раскаленных газов. Планета

Солнечной системы различны по размер

у, но все они значительно меньше Солнца. Предложить детям взять

футбольный мяч и представить себе, что это Солнце. Тогда Землю

можно представить

размером с булавочную головку. Покажите детям картинки и

попросите ответить на вопросы.

Что больше - Солнце или Земля ? ( Солнце больше Земли).

Солнце или Юпитер? ( Солнце больше Юпитера).

Сатурн или Уран? ( Сатурн больше Урана).

Нептун или Плутон? ( Нептун больше Плутона).

Предложите найти на рисунке ближайшую к Солнцу планету.

Спросите, какая по счету от Солнца планета Земля?

Предложите найти планету Сатурн.

Она окружена кольцами огромных размеров. Спросите, какая по счету

от Солнца планета Сатурн?

Предложите определить и назвать общую часть родственных слов:

лунный, лунатик, луноход; земелька, земельный, подземный.

Предложите назвать лишнее слово: Солнце, солнечный соленый.

Игра « ЛУНА»

Цель: образовывать сложные слова; изменять глаголы прошедшего

времени по родам.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: расскажите, что Луна сияет ярче звезд. С давних времен

люди интересовались, почему Луна то круглая, то видна лишь ее

половинка, то тонкий серпик, напоминающий кусочек сыра.

Сейчас мы знаем, что Луна - это спутник нашей Земли и вращается не

сама, ее освещает Солнце. Когда Луна обращена к Земле своей

светлой стороной, мы видим всю Луну целиком, и говорят, что

наступило полнолуние. Когда видна лишь часть светлой стороны,

то Луна похожа на половинку круга.

Предложите детям называть слова ласково: полный - ….( полненький),

красивый - …( красивенький).

Предложите изменять слова по образцу:

полный - полнее,

светлый - ….,

красивый - ….

Предложите ребенку догадаться, какое слово пропущено, и назвать

его: « Днем светило солнышко. Ночью …..(светила ) Луна.

Сегодня светит Солнце, а вчера ….( лил, шел) дождь ».

Просите подобрать синонимы к слову « светит» ( сиять, сверкать)

и составить словосочетания с синонимами: светить….., сверкать…,

сиять…, ( светит солнце, сверкают звезды, сияет луна).

Предложите закончить предложение, правильно употребляя слова:

Солнце…( светило), фонари…( светили), ночник …( светил).

Игра « ПОЧЕМУ ЛУНА НЕ ПАДАЕТ НА ЗЕМЛЮ!»

Цель: образовывать глаголы при помощи приставок; игра способствует

развитию зрительного внимания.

Материал: сюжетная картинка с изображением Земли, Луны, ластик

нитка.

Ход игры: предложите детям провести опыт: обмотать ластик ниткой,

а другой конец нитки крепко держать в руке. Ластик будет « луной»,

а ребенок - « землей». Попросите хорошенько раскрутить ластик за

нитку. Ластик - луна старается оборвать нитку и улететь, а нитка не

дает этого сделать. Настоящую Луну удерживает сила земного

притяжения. Если перестать раскручивать ластик, он упадет!

Как только Луна перестанет вращаться вокруг Земли, так немедленно

сила притяжения нашей планеты ее « приземлит», притянет

к Земле. Так что весь секрет - в движении.

Предложите ребенку образовывать слова по образцу:

тянуть - притянуть,

поднять- … ( приподнять),

везти - … ( привезти),

сесть -….( присесть).

Предложите ребенку образовывать слова по образцу:

тянуть - притянуть,

поднять - ….( приподнять),

мчаться -….( примчаться),

везти - …..( привезти)

сесть - ….( присесть).

Предложите ребенку определить, чем отличаются слова ( голосом

выделяйте приставку): влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь,

полететь.

Предложите ребенку закончить слово, назвав его остальную часть.

Например: принести, приползти, привезти перейти, переползти,

передвинуть.

Игра « ЗАЧЕМ НУЖЕН СПУТНИК»

Цель: понимать переносное значение слов; находить родственные слова.

Материал: сюжетная картинка ( с изображением спутников).

Ход игры: расскажите детям, что 4 октября 1957 года у Земли

появился новый спутник. Он был создан учеными нашей страны.

После этого в космос запускали и другие спутники, намного больше

предыдущего. Они следят за движением облаков - это помогает

точнее предсказывать погоду; следят за движением судов в океанах,

если корабль терпит бедствие, спутник примет его сигнал и передаст

спасательной службе; разносят по всей Земле телеграммы, телефонные

разговоры, передачи телевидения; изучают звезды и планеты.

Спутники фотографируют Землю для составление географических

карт. Есть спутники - разведчики.

Задайте ребенку вопросы: « Какая страна запустила первый

космический спутник Земли? Какую работу выполняют спутники?»

Спросите, какие выражения употреблены в прямом, а какие - переносном

значении: « Улыбка - спутник хорошего настроения. Луна - спутник

Земли. Первый искусственный спутник Земли. Здоровье- спутник

долголетия».

Игра « СОЗВЕЗДИЯ»

Цель : различать прямое и переносное значение слов; образовывать

глаголы при помощи суффиксов; изменять глаголы настоящего времени

по числам.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: « На небе видны крошечные светлячки, далекие звезды.

Люди еще в древности условно разделили небо на районы, а звезды -

на группы, созвездия. Самые заметные звезды в каждой группе

соединяли воображаемыми линиями, а потом смотрели: на что же похож

рисунок? Кого он напоминает - зверя, птицу, человека, предмет?

Посмотри, на небе есть целый зверинец: Орел и Змея, Большая и

Малая Медведицы, Лебедь, Рак, Рыбы, Скорпион… Некоторые созвездия

получили имена героев древних мифов - Андромеда, Кассиопея, Орион,

Геркулес…».

Предложите детям соединить нарисованные звезды одной линией,

тогда у него получится созвездия Дракона; Большая Медведица;

Геркулес. Скажите: « В созвездии Дракон 13 звезд. В созвездии

Большой Медведицы 7 звезд. В созвездии Геркулес 13 звезд».

Объясните выражения «небо и земля» - полная противоположность

друг другу; « под открытым небом» - не в помещении; « на седьмом

небе» - высшая радость, состояние счастья.

Предложите изменить слова по образцу; звезда мерцает; звезды…

(мерцают) ; молния сверкает; молнии…( сверкают);

спутник летит; спутники ….( летят).

Игра « В ОБСЕРВАТОРИИ»

Цель: подбирать синонимы ; игра способствует развитию слухового

и зрительного внимания.

Материал: предметная картинка.

Ход игры: расскажите детям, что наблюдают и изучают звезды в

особых астрономических зданиях –обсерваториях. Обычно они

находятся за городом или в горах, где воздух чист и прозрачен.

Ведь наблюдать звезды можно только при ясном небе.

Телескопы находятся в специально построенных для них

домах- башнях с круглыми крышами- куполами.

С наступлением ночи крыши домов раздвигаются, и труба телескопа

наводится на небо, где в вышине слабо мерцают и зовут далекие миры.

Предложите ребенку найти синонимы: ясный, безоблачный, светлый

денек. День ясный, безоблачный, светлый, погожий, безветренный.

Предложите подобрать синонимы к словам: утро ( ясное, светлое,

безоблачное); зима ( холодная, прохладная, морозная); лето ( знойное,

жаркое).

Игра « МЕТЕОРЫ И МЕТЕОРИТЫ»

Цель: понимать переносное значение выражений.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: расскажите детям, что в пространстве между Солнцем и

планета ми носятся камни разной величины и пыль. Когда они влетают

влетают в атмосферу Земли, говорят « звезда упала».

На самом деле это твердый маленький камень, прилетевший из

космического пространства, во время падения он сильно раскаляется и

начинает светиться. Но очень скоро камешек сгорает и пропадает.

Эти небесные камни называются « метеоры». Их надо отличать от

метеоритов. Метеоритами называют только те камни, которые

долетели до Земли и упали на нее. Размеры их самые разные.

Задайте детям вопросы: « Отчего в ночном небе иногда вспыхивают

черточки? Как называется метеор, долетевший до Земли?»

Попросите ребенка определить, какие выражения употреблены в

прямом, а какие в переносном значении: « Зажглись звезды.

Верить в свою звезду ( в судьбу ). Звездная болезнь ( завышенная

самооценка). Восходящая звезда ( новая знаменитость). Звездная ночь».

Игра « ЗАЧЕМ ЛЕТЕТЬ В КОСМОС»

Цель: употреблять нарицательное существительные в винительном

падеже; понимать переносное значение слов.

Материал: сюжетная картинка.

Ход игры: спросите: « Почему люди так стремятся в космос?

Ведь космосе темно, холодно, на каждом шагу подстерегают

опасности …» Расскажите, что воздух мешает отчетливо видеть звезды

с Земли. В нем постоянно носятся пылинки, капельки воды, частички

дыма. А когда собираются тучи, то звезды не видны. Астрономы

мечтают построить обсерватории в космосе: воздуха там нет, облаков

тоже, наблюдать звезды без всяких помех! Каждый экипаж,

отправляющийся в космос, получает задание от астрономов.

Попросите детей определить, какие из этих слов употреблены

в прямом, а какие - в переносном значении: темная ночь, темное небо,

темные дела, темные волосы, темный цвет. ,

Игра « СКАФАНДР»

Цель: различать смысловое значение слов.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: расскажите детям, что космонавты выходят в открытый

космос: проводят наблюдения, осматривают станцию снаружи.

В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара.

На солнце припекает, а в тени все замерзает. Единственный выход

скафандр.

В нем температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце

светит слишком ярко и слепит глаза, то можно в гермошлеме

опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно

разговаривать со своими товарищами, оставшимся на станции.

Правильнее было бы называть скафандр отдельной кабиной.

Только эта кабина сделана из мягкого, прочного и надежного

материала и сшита по росту. Вот какая одежда у космонавтов!

Предложите детям подбирать слова, близкие по смыслу:

надежный -…( прочный),

смелый - ….( храбрый, отважный),

большая -…..( огромная).

Предложите придумать словосочетания с этими синонимами ( надежный

товарищ, прочная ткань).

Игра « КОСМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ»

Цель: употреблять в речи имена существительные в различных

падежах: изменять глаголы по лицам.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: расскажите детям, что строительство ракеты или спутника и

запуск их в космос - работа очень сложная.

Тысячи людей самых разных специальностей трудятся для этого многие

месяцы и годы. Космонавты усердно тренируются. Врачи наблюдают

за состоянием здоровья космонавтов. Инженеры проектируют

корабли, рабочие по чертежам изготовляют детали для ракеты,

а потом их собирают, астрономы подготовляют задание для

космонавтов.

Предложите детям посмотреть на картинки и называть, кто на них

изображен ( астроном, космонавт, инженер). Попросите его ответить

каких профессий нужны скафандр, компьютер, телескоп.

Скафандр - это специальный герметический костюм.

Скажите, для работы в каких условиях человеку нужен скафандр –

в космосе, под водой, на большой высоте.

Предложите детям вместо вопроса слова « космонавт», « космонавты»,

правильно изменяя их: « Разговаривать с кем? ( с космонавтом,

космонавтами). Наградить кого? ( космонавта , космонавтов).

Заботиться о ком? ( о космонавте, о космонавтах).

Встретить кого? ( космонавта, космонавтов). Предложите детям изменять

глаголы по лицам.

Мы летим, летим, летим,

Мы на месте не стоим.

Я лечу, лечу, лечу,

Я на месте не …..( стою).



В раздел образования