Напоминание

"Занятие–игра как форма обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования"


Автор: Разумова Ольга Эдуардовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств №1 им. Г.В.Свиридова"
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Занятие–игра как форма обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Г.КУРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 ИМ. Г.В. СВИРИДОВА» Г.КУРСКА

Доклад

Занятие-игра как форма обучения и воспитания в учреждениях

дополнительного образования

Подготовила:

преподаватель

Разумова О.Э.

Курск,2018

1

В

современном

обществе

резко

повысился

социальный

престиж

интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания,

научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать,

творить.

Отмечая

недостаток

наблюдательности,

творческой

выдумки

у

некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл»,

т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом им

радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют

занять

себя

в

свободное

время

и

на

окружающий

мир

смотрят

без

удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Существует и друга важная проблема, волнующая педагогов и психологов. В

период

психологической

адаптации

ребенка

в

школе

у

67-69%

первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других,

наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки

произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый

короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости,

обучении чувствованию и художественному воображению – это путь через

игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная

деятельность.

Ее цель

формирование

творческой

личности

ребенка

средствами

театральной

педагогики.

С р е д и задач

раскрытие

индивидуальных способностей ученика, в т.ч. эмоционально-образного

восприятия

окружающего

мира;

развитие

основных

психических

п р о це ссо в

и

ка че ств

(

во сп р и я ти я ,

п а м я ти ,

в н и м а н и я ,

наблюдательности,

фантазии,

воображения,

коммуникабельности,

чувства

ритма,

смелости

публичного

самовыражения);

развитие

речевого

аппарата

и

пластической

выразительности

движений;

воспитание

чувства

ответственности

перед

коллективом;

обогащение духовного мира. Осуществлению поставленных задач служит

2

широкий

спектр

упражнений,

заданий

и

игр

средств

театральной

педагогики.

Через любимую деятельность детей – игру – можно помочь ребенку

сформироваться интересной и неординарной личностью.

О положительной роли игры в развитии детей написано много.

Философы

утверждают,

что

«игра

это

особая

форма

детской

жизни,

выработанная или созданная обществом ля управления развитием детей; в

этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были

не отдельные люди, а общество в целом, а сам процесс возникновения и

развития

игры

был

массовым».

Прежде

всего,

игра

порождение

деятельности, посредством которой человек преобразует действительность,

изменяет

мир.

Суть

игры

в

способности,

отображая,

преображать

действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность

ребенка

воздействовать

на

мир,

стать

субъектом,

«хозяином»

своей

деятельности.

Сущность

игры

заключается

в

том,

что

в

ней

важен

не

результат,

а

сам

процесс,

процесс

переживаний,

связанный

с

игровыми

действиями,

хотя

ситуации,

проигрываемые

ребенком,

реальны.

Эта

специфическая особенность игры несет

в себе большие воспитательные

возможности. Для ребенка игра – это средство психологической подготовки

к

будущим

реальным

жизненным

ситуациям.

Игра

не

развлечение,

а

особый

метод

вовлечения

детей

в

творческую

деятельность,

метод

стимулирования их активности.

В театрализованной деятельности педагогами применяются следующие

виды игр.

1. Общеразвивающие игры.

Эстетическое

воспитание

детей,

в

том

числе

и

средствами

театра,

направлено

в

первую

очередь,

на

формирование готовности

к

творчеству.

3

Для

достижения

этой

цели

необходимо

развивать

такие

качества,

как

внимание

и

наблюдательность, без

которых

невозможно

творческое

восприятие

окружающего

мира, воображение

и

фантазия,

которые

являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее

важно

научить

ребенка

умению ориентироваться

в

окружающей

обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать

смелость

и

находчивость, умение

согласовывать

свои

действия

с

партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.

Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театральный

тренинг,

готовят

ребенка

к

художественной

деятельности,

способствуют

более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях.

2. Ритмопластические игры и упражнения

Различные

по

характеру

и

настроениям

музыкальные

произведения

стимулируют

фантазии

ребенка,

помогают

творчески

использовать

пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить

возможности

своего

тела

можно

с

помощью

разнообразных

ритмопластических

упражнений

и

игр.

Занятия

ритмопластикой

предполагают решение следующих задач:

-

развитие

двигательных

способностей

детей

(ловкости,

подвижности,

гибкости, выносливости);

-

развитие

пластической

выразительности

(ритмичности,

музыкальности,

быстроты реакции, координации движений);

- развитие воображение (способности к пластической импровизации).

Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим

телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений

проявляется

в

двух

видах,

как

перенапряжение

(«зажим»)

всех

или

отдельных

групп

мышц

или

как

излишняя

разболтанность,

развязность.

Поэтому

наряду

с

играми,

направленными

на

развитие

двигательных

4

навыков,

необходимы

специальные

упражнения

в

попеременном

напряжении

и расслаблении различных групп мышц. Ритмопластические

игры развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и

представляют собой

задания, несущие «художественно-смысловой образ»

затрагивающий эмоциональный мир ребенка.

3. Речевые упражнения и игры.

Упражнения

и

игры

этого

раздела

должны

помочь

детям

сформировать

правильное

четкое

произношение

(дыхание,

артикуляцию,

дикцию,

орфоэпию),

научить

точно

и

выразительно

передавать

мысли

автора

(интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также

развить воображение, умение представить то, о чем говориться , расширить

словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и

речевого

аппарата,

невыразительность

и

монотонность

речи,

отсутствие

смысловых пауз и логического ударения, заглатывание начала и конца слов.

Работая

над

раскрепощением

ребенка,

невозможно

обойтись

без

специальных игр, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого

аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Пример – игра «Волшебная корзинка»

Цель. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать

ассоциативное мышление.

Ход игры. Педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в нее то, что

можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе. Или в море, или на грядке;

то, что ползает, или то, что летает. Затем задание усложняется. Например,

сложить слова, имеющие, отношение к театру ( занавес, афиша, сцена, актер,

репетиция, антракт и т.п.) или к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр,

ритм , песня и т.д.)

5

4. Специальные театральные игры

Для того, чтобы перейти к работе над этюдами и спектаклями, необходимы

специальные

театральные

игры,

развивающие

главным

образом

воображение

и

фантазию.

Они

готовят

детей

к

действию

в

сценических

условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел –

главная отличительная черта сценического творчества.

К. С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей,

поскольку

дети

очень

серьезно

и

искренне

способны

верить

в

любую

воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту

действия,

партнерам

по

игре.

Перед

педагогом

стоит

сложная

задача

сохранить

детскую

наивность,

непосредственность,

веру,

которые

проявляются в игре при выступлении

на сцене перед зрителем. Для того,

чтобы

действовать

естественно

и

целенаправленно,

необходимо

найти,

придумать,

ответы

на

вопросы:

почему,

для

чего,

зачем

я

это

делаю?

Развивают

эту

способность

упражнения

и

этюды

на

сценическое

оправдание,

т.е.

умение

объяснить,

оправдать

любую

свою

позу

иди

действие

нафантазированными

причинами

(предполагаемыми

обстоятельствами).

Пример – игра «Сказка-импровизация «Репка»

Цель. Развивать

умение

оправдывать

свое

поведение,

развивать

веру

и

фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям раздаются куклы-перчатки, и предлагается разыграть сказку

по

ролям,

используя

предложенные

стихотворные

фразы.

Сказка

может

носить определенную тематическую направленность. Учитывается возраст

участников игры.

Пример: Сказка «Репка» для взрослых . Тема сказки: методическая неделя

на театральном отделении школы.

6

Ход сказки:

Рассказчик

Знаю

я

сказочку,

не

короткую

и

не

длинную,

чуть

волшебную,

чуть

старинную! Одной

ее сказывать – много чести, будем сказывать сказку

вместе! ( раздаются куклы и тексты)

Рассказчик

Бежала мышка по школе, хвостиком виляла - указания давала!

По сусекам поскребла, чудо-зернышко нашла.

Посадила мышка зернышко в благодатную почву, и выросла из зернышка

методическая неделя! Большая-пребольшая!

Пришел дедка – театрал.

Дедка

Вот нам не было забот, дел и так уж полон рот!

А теперь метод.неделя посреди двора растет!

Что же делать? Как же быть, как неделю пережить?

Одному мне не под силу енту ношу волочить!

Рассказчик

Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дедка-театрал бабку-зав.

отделением.

Бабка

Это что за корнеплод занял весь наш огород?

Нам сейчас не до недели, конкурс в марте всех нас ждет!

(тянет репку-неделю)

Ох, неделя, ну сильна! Я не справлюся одна!

Только это не беда, внучку позовем сюда!

Рассказчик

Тянет -потянет, вытянуть не может. Позвала бабка внучку- зам. Директора по

метод. работе.

7

Внучка

Бабку с дедом я люблю, им, конечно, подсоблю!

Репку вытянем моментом, это я вам говорю!

Чтобы вынуть корнеплод, нужно нам собрать народ!

Коль тянуть по- одиночке, дело в гору не пойдет!

Рассказчик

Позвала внучка Жучку – зам. Директора по учебно-воспитательной работе.

Жучка

Что за шум и что за драка Гав-гав-гав!

Я устала как собака, гав-гав-гав!

В кабинете столько дела, целый день хвостом вертела!

Я журналы проверяла, расписанье составляла,

Так устала, не могу, но вам, конечно, помогу!

Все возьмемся, и неделя, будет просто загляденье!

Рассказчик

Позвала Жучка Кошку- зам. Директора по организационно-массовой работе.

Кошка

У меня и так завал, абонемент чуть не пропал!

На носу концерт отчетный, кто б сценарий написал!

«Мяу» некогда сказать, но приду вам помогать!

Репку вместе мы потянем, это нам не привыкать!

Рассказчик

Позвала кошка – мышку-директора школы.

Мышка

Я мышка, я мышка! Я очень сильна!

Сильнее медведя, сильнее слона.

Давайте мы дружной семьей соберемся!

И с этой неделей, друзья, разберемся!

8

Ну-ка, дедка, за репку берись, ну-ка, бабка, за дедку держись,

Внучка, и ты не ленись, крепче за бабку возьмись.

Жучка за внучку, кошка за жучку, мышка за кошку – потянем немножко!

Рассказчик

Раз, два, три! Налегли!

Вытянули репку – ну-ка, посмотри!

Заняла она весь двор, скособочила забор, за день нам ее не съесть,

Всю неделю будем есть!

Поздравляем с урожаем, всех на репку приглашаем!

Каждому достанется. И еще останется!

(раздача программок)

9



В раздел образования