Автор: Разумова Ольга Эдуардовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств №1 им. Г.В.Свиридова"
Населённый пункт: г.Курск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Занятие–игра как форма обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Г.КУРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №1 ИМ. Г.В. СВИРИДОВА» Г.КУРСКА
Доклад
Занятие-игра как форма обучения и воспитания в учреждениях
дополнительного образования
Подготовила:
преподаватель
Разумова О.Э.
Курск,2018
1
В
современном
обществе
резко
повысился
социальный
престиж
интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания,
научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать,
творить.
Отмечая
недостаток
наблюдательности,
творческой
выдумки
у
некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл»,
т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом им
радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют
занять
себя
в
свободное
время
и
на
окружающий
мир
смотрят
без
удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
Существует и друга важная проблема, волнующая педагогов и психологов. В
период
психологической
адаптации
ребенка
в
школе
у
67-69%
первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других,
наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки
произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый
короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости,
обучении чувствованию и художественному воображению – это путь через
игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная
деятельность.
Ее цель
–
формирование
творческой
личности
ребенка
средствами
театральной
педагогики.
С р е д и задач
–
раскрытие
индивидуальных способностей ученика, в т.ч. эмоционально-образного
восприятия
окружающего
мира;
развитие
основных
психических
п р о це ссо в
и
ка че ств
(
во сп р и я ти я ,
п а м я ти ,
в н и м а н и я ,
наблюдательности,
фантазии,
воображения,
коммуникабельности,
чувства
ритма,
смелости
публичного
самовыражения);
развитие
речевого
аппарата
и
пластической
выразительности
движений;
воспитание
чувства
ответственности
перед
коллективом;
обогащение духовного мира. Осуществлению поставленных задач служит
2
широкий
спектр
упражнений,
заданий
и
игр
–
средств
театральной
педагогики.
Через любимую деятельность детей – игру – можно помочь ребенку
сформироваться интересной и неординарной личностью.
О положительной роли игры в развитии детей написано много.
Философы
утверждают,
что
«игра
–
это
особая
форма
детской
жизни,
выработанная или созданная обществом ля управления развитием детей; в
этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были
не отдельные люди, а общество в целом, а сам процесс возникновения и
развития
игры
был
массовым».
Прежде
всего,
игра
–
порождение
деятельности, посредством которой человек преобразует действительность,
изменяет
мир.
Суть
игры
–
в
способности,
отображая,
преображать
действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность
ребенка
воздействовать
на
мир,
стать
субъектом,
«хозяином»
своей
деятельности.
Сущность
игры
заключается
в
том,
что
в
ней
важен
не
результат,
а
сам
процесс,
процесс
переживаний,
связанный
с
игровыми
действиями,
хотя
ситуации,
проигрываемые
ребенком,
реальны.
Эта
специфическая особенность игры несет
в себе большие воспитательные
возможности. Для ребенка игра – это средство психологической подготовки
к
будущим
реальным
жизненным
ситуациям.
Игра
–
не
развлечение,
а
особый
метод
вовлечения
детей
в
творческую
деятельность,
метод
стимулирования их активности.
В театрализованной деятельности педагогами применяются следующие
виды игр.
1. Общеразвивающие игры.
Эстетическое
воспитание
детей,
в
том
числе
и
средствами
театра,
направлено
в
первую
очередь,
на
формирование готовности
к
творчеству.
3
Для
достижения
этой
цели
необходимо
развивать
такие
качества,
как
внимание
и
наблюдательность, без
которых
невозможно
творческое
восприятие
окружающего
мира, воображение
и
фантазия,
которые
являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее
важно
научить
ребенка
умению ориентироваться
в
окружающей
обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать
смелость
и
находчивость, умение
согласовывать
свои
действия
с
партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Решая все эти задачи, общеразвивающие игры, включенные в театральный
тренинг,
готовят
ребенка
к
художественной
деятельности,
способствуют
более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях.
2. Ритмопластические игры и упражнения
Различные
по
характеру
и
настроениям
музыкальные
произведения
стимулируют
фантазии
ребенка,
помогают
творчески
использовать
пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить
возможности
своего
тела
можно
с
помощью
разнообразных
ритмопластических
упражнений
и
игр.
Занятия
ритмопластикой
предполагают решение следующих задач:
-
развитие
двигательных
способностей
детей
(ловкости,
подвижности,
гибкости, выносливости);
-
развитие
пластической
выразительности
(ритмичности,
музыкальности,
быстроты реакции, координации движений);
- развитие воображение (способности к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим
телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений
проявляется
в
двух
видах,
как
перенапряжение
(«зажим»)
всех
или
отдельных
групп
мышц
или
как
излишняя
разболтанность,
развязность.
Поэтому
наряду
с
играми,
направленными
на
развитие
двигательных
4
навыков,
необходимы
специальные
упражнения
в
попеременном
напряжении
и расслаблении различных групп мышц. Ритмопластические
игры развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и
представляют собой
задания, несущие «художественно-смысловой образ»
затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
3. Речевые упражнения и игры.
Упражнения
и
игры
этого
раздела
должны
помочь
детям
сформировать
правильное
четкое
произношение
(дыхание,
артикуляцию,
дикцию,
орфоэпию),
научить
точно
и
выразительно
передавать
мысли
автора
(интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также
развить воображение, умение представить то, о чем говориться , расширить
словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.
Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и
речевого
аппарата,
невыразительность
и
монотонность
речи,
отсутствие
смысловых пауз и логического ударения, заглатывание начала и конца слов.
Работая
над
раскрепощением
ребенка,
невозможно
обойтись
без
специальных игр, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого
аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.
Пример – игра «Волшебная корзинка»
Цель. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать
ассоциативное мышление.
Ход игры. Педагог, держа в руках корзинку, предлагает сложить в нее то, что
можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе. Или в море, или на грядке;
то, что ползает, или то, что летает. Затем задание усложняется. Например,
сложить слова, имеющие, отношение к театру ( занавес, афиша, сцена, актер,
репетиция, антракт и т.п.) или к музыке (нота, скрипичный ключ, регистр,
ритм , песня и т.д.)
5
4. Специальные театральные игры
Для того, чтобы перейти к работе над этюдами и спектаклями, необходимы
специальные
театральные
игры,
развивающие
главным
образом
воображение
и
фантазию.
Они
готовят
детей
к
действию
в
сценических
условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел –
главная отличительная черта сценического творчества.
К. С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей,
поскольку
дети
очень
серьезно
и
искренне
способны
верить
в
любую
воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту
действия,
партнерам
по
игре.
Перед
педагогом
стоит
сложная
задача
–
сохранить
детскую
наивность,
непосредственность,
веру,
которые
проявляются в игре при выступлении
на сцене перед зрителем. Для того,
чтобы
действовать
естественно
и
целенаправленно,
необходимо
найти,
придумать,
ответы
на
вопросы:
почему,
для
чего,
зачем
я
это
делаю?
Развивают
эту
способность
упражнения
и
этюды
на
сценическое
оправдание,
т.е.
умение
объяснить,
оправдать
любую
свою
позу
иди
действие
нафантазированными
причинами
(предполагаемыми
обстоятельствами).
Пример – игра «Сказка-импровизация «Репка»
Цель. Развивать
умение
оправдывать
свое
поведение,
развивать
веру
и
фантазию, расширять знания детей.
Ход игры. Детям раздаются куклы-перчатки, и предлагается разыграть сказку
по
ролям,
используя
предложенные
стихотворные
фразы.
Сказка
может
носить определенную тематическую направленность. Учитывается возраст
участников игры.
Пример: Сказка «Репка» для взрослых . Тема сказки: методическая неделя
на театральном отделении школы.
6
Ход сказки:
Рассказчик
Знаю
я
сказочку,
не
короткую
и
не
длинную,
чуть
волшебную,
чуть
старинную! Одной
ее сказывать – много чести, будем сказывать сказку
вместе! ( раздаются куклы и тексты)
Рассказчик
Бежала мышка по школе, хвостиком виляла - указания давала!
По сусекам поскребла, чудо-зернышко нашла.
Посадила мышка зернышко в благодатную почву, и выросла из зернышка
методическая неделя! Большая-пребольшая!
Пришел дедка – театрал.
Дедка
Вот нам не было забот, дел и так уж полон рот!
А теперь метод.неделя посреди двора растет!
Что же делать? Как же быть, как неделю пережить?
Одному мне не под силу енту ношу волочить!
Рассказчик
Тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дедка-театрал бабку-зав.
отделением.
Бабка
Это что за корнеплод занял весь наш огород?
Нам сейчас не до недели, конкурс в марте всех нас ждет!
(тянет репку-неделю)
Ох, неделя, ну сильна! Я не справлюся одна!
Только это не беда, внучку позовем сюда!
Рассказчик
Тянет -потянет, вытянуть не может. Позвала бабка внучку- зам. Директора по
метод. работе.
7
Внучка
Бабку с дедом я люблю, им, конечно, подсоблю!
Репку вытянем моментом, это я вам говорю!
Чтобы вынуть корнеплод, нужно нам собрать народ!
Коль тянуть по- одиночке, дело в гору не пойдет!
Рассказчик
Позвала внучка Жучку – зам. Директора по учебно-воспитательной работе.
Жучка
Что за шум и что за драка Гав-гав-гав!
Я устала как собака, гав-гав-гав!
В кабинете столько дела, целый день хвостом вертела!
Я журналы проверяла, расписанье составляла,
Так устала, не могу, но вам, конечно, помогу!
Все возьмемся, и неделя, будет просто загляденье!
Рассказчик
Позвала Жучка Кошку- зам. Директора по организационно-массовой работе.
Кошка
У меня и так завал, абонемент чуть не пропал!
На носу концерт отчетный, кто б сценарий написал!
«Мяу» некогда сказать, но приду вам помогать!
Репку вместе мы потянем, это нам не привыкать!
Рассказчик
Позвала кошка – мышку-директора школы.
Мышка
Я мышка, я мышка! Я очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона.
Давайте мы дружной семьей соберемся!
И с этой неделей, друзья, разберемся!
8
Ну-ка, дедка, за репку берись, ну-ка, бабка, за дедку держись,
Внучка, и ты не ленись, крепче за бабку возьмись.
Жучка за внучку, кошка за жучку, мышка за кошку – потянем немножко!
Рассказчик
Раз, два, три! Налегли!
Вытянули репку – ну-ка, посмотри!
Заняла она весь двор, скособочила забор, за день нам ее не съесть,
Всю неделю будем есть!
Поздравляем с урожаем, всех на репку приглашаем!
Каждому достанется. И еще останется!
(раздача программок)
9