Автор: Кубран Ольга Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: "Изучение художественной литературы в аспекте поликультурного воспитания"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №87 комбинированного вида»
Статья на тему:
«Изучение художественной литературы в аспекте
поликультурного воспитания»
Составила:
Воспитатель
Кубран О.И.
2017 год
Обращение к поликультурному воспитанию как к средству воспитания
детей в духе толерантного общения сейчас очень актуально. Необходимость
воспитывать подрастающее поколение в рамках толерантности, за что ратуют
передовые
педагоги
современности,
предполагает
терпимость
к
инакомыслию:
вероисповеданию,
языковой
основе,
политической
сфере.
Поликультурное
воспитание
–
неотъемлемая
часть
духовного
феномена
народных масс.
Считается, что категория «поликультурное образование» – наиболее
ёмкое
понятие,
поскольку
приставка
«поли-»
указывает
на
разнообразие
культур, ступеней их развития в социальной группе. Обосновано мнение тем,
что
в
многонациональных
государствах
(США,
Канада,
Россия
и
др.)
поликультурное образование получило статус государственной политики.
Поликультурное воспитание – явление относительно новое для России.
В
этой
области
педагогики
недостаточно
разработана
проблема
связи
образования и воспитания, особенно в сфере формирования толерантной
личности дошкольника средствами национальной культуры, потому многие
дошкольные
учреждения
ведут
работу
по
поликультурному
воспитанию
интуитивно.
Цель
поликультурного
воспитания
–
способствовать
с
помощью
дошкольного учреждения и других образовательных институтов, семьи и
общественных
организаций
созданию
в
России
демократического
государства.
Поликультурное воспитание исходит из идеи, что все дошкольники,
независимо
от
этнического
происхождения,
родовой
и
половой
идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других
культурологических
характеристик,
должны
иметь
равные
возможности
получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а
также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно
признает
уникальность
каждой
культурной
группы
в
дошкольном
учреждении
и
признает
те
из
них,
которые
носят
конструктивный
социальный характер, и отвергает авторитарность, навязывание ценностей.
Поликультурное воспитание – это есть педагогическая попытка помочь
дошкольникам
понять
свою
культуру,
роль
обобщений
и
стереотипов
в
коммуникации между различными культурами, осознать свое «Я».
В наше время, занимаясь воспитанием подрастающего поколения в
дошкольном
учреждении,
является
важным
изучение
художественной
литературы. Так как именно литература помогает формировать активного
субъекта общества, формировать отношение к тем или иным процессам,
происходящим в мире, формировать гражданскую позицию.
Поликультурное
воспитание
на
занятиях
по
изучению
литературы
обладает рядом особенностей: гуманистической направленностью каждого
занятия в ДОУ; ориентацией на общечеловеческие ценности; воспитанием
чувства патриотизма; формированием гражданской позиции и национального
самосознания посредством художественного слова. Только при таком подходе
к
изучению
литературы
можно
сформировать
у
дошкольника
глобальное
понимание исторической и межкультурной ценности каждой нации, каждого
народа и каждой отдельно взятой личности.
Таким образом, воспитание души не менее важно, чем просвещение
умов. Национальная культура воспитывает душевность, сердечное отношение
к живым, реальным людям. Любая национальная культура в своем ядре –
общечеловеческая
культура.
В
этом
смысле
истинно
национальное
интернационально.
Знакомство дошкольников с языком, культурой, бытом других народов
позволит
на
практике
сформировать
принцип
бе сконфликтного
взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний у дошкольников о
народах,
живущих
рядом,
дает
возможность
формировать
взаимную
терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному
и межкультурному взаимодействию.
Прежде,
чем
знакомить
детей
с
творчеством
других
народов,
целесообразно
показать,
где
находятся
страны,
в
которых
сочинили
эти
сказки, песни, игры. В ходе беседы дети узнают о сходстве и различиях
людей
разных
национальностей,
их
культуре,
быте.
Уместно,
если
тому
соответствует
возраст,
будет
показать
детям
географическую карту
или
глобус, где находится Россия и другие страны, о которых идет речь.
Следующий этап работы – знакомство со сказками разных народов.
Прочитав, например, белорусскую сказку «Жихарка» можно рассмотреть с
детьми
белорусский
народный
костюм,
провести игру-драматизацию,
а
также предложить свободу в выборе атрибутов.
Художественная
литература
–
неоценимый
помощник
в воспитании
ребёнка
в
поликультурном
обществе.
Книга
–
источник,
который
питает
любознательность, даёт пищу воображению, чувствам, вызывает раздумья.
П о д
в л и я н и е м художественной
литературы р а з в и в а е т с я
и
совершенствуется речь и сознание ребёнка, обогащается словарный запас,
учатся правильно строить фразы, чётко выражать свои мысли.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы,
толерантность, сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,
учить их правилам общения и умению жить среди людей, любить свою
Родину и уважать Родину и культуру других, любоваться и беречь природу –
п о м о ж е т
д е т с к а я литература,
к о т о р а я
т а к ж е
д о л ж н а
быть высокохудожественной.
Только
посредством
такой литературы
мы
повысим уровень нравственного воспитания дошкольников.
Список литературы:
1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование,
1999. - 208 с.
2. Народы России: Энциклопедия / [Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н.
Миклухо-Маклая Рос. АН]; Гл. ред. В.А. Тишков М. : Большая рос. энцикл.,
1994.
4.Поликультурное образовательное пространство России: история, теория,
основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк;
Российская акад. образования, Междунар. Славянская акад. образования им.
Я. А. Коменского Москва: Педагогика, 2006.
5. Развитие Личности. Опыт. Проблемы. Поиски. Материалы 2-й Московской
городской научно-практической конференции 15 - 16 февраля 1994. - М.,
1994.
6. Слово и культура / Под ред. Т.А. Агапкина. - М.: Индрик, 1998. - Т. 1
7. Тишков В.А. Концепция государственной национальной политики
Российской Федерации. - М., 1996.
8. Толерантность и согласие: материалы международной конференции
«Толерантность, взаимопонимание и согласие». Якутск, июнь 1997 / Отв. ред.
В.А. Тишков. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997.