Напоминание

"Изучение художественной литературы в аспекте поликультурного воспитания"


Автор: Кубран Ольга Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: "Изучение художественной литературы в аспекте поликультурного воспитания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №87 комбинированного вида»

Статья на тему:

«Изучение художественной литературы в аспекте

поликультурного воспитания»

Составила:

Воспитатель

Кубран О.И.

2017 год

Обращение к поликультурному воспитанию как к средству воспитания

детей в духе толерантного общения сейчас очень актуально. Необходимость

воспитывать подрастающее поколение в рамках толерантности, за что ратуют

передовые

педагоги

современности,

предполагает

терпимость

к

инакомыслию:

вероисповеданию,

языковой

основе,

политической

сфере.

Поликультурное

воспитание

неотъемлемая

часть

духовного

феномена

народных масс.

Считается, что категория «поликультурное образование» – наиболее

ёмкое

понятие,

поскольку

приставка

«поли-»

указывает

на

разнообразие

культур, ступеней их развития в социальной группе. Обосновано мнение тем,

что

в

многонациональных

государствах

(США,

Канада,

Россия

и

др.)

поликультурное образование получило статус государственной политики.

Поликультурное воспитание – явление относительно новое для России.

В

этой

области

педагогики

недостаточно

разработана

проблема

связи

образования и воспитания, особенно в сфере формирования толерантной

личности дошкольника средствами национальной культуры, потому многие

дошкольные

учреждения

ведут

работу

по

поликультурному

воспитанию

интуитивно.

Цель

поликультурного

воспитания

способствовать

с

помощью

дошкольного учреждения и других образовательных институтов, семьи и

общественных

организаций

созданию

в

России

демократического

государства.

Поликультурное воспитание исходит из идеи, что все дошкольники,

независимо

от

этнического

происхождения,

родовой

и

половой

идентичности, религиозных, классовых, языковых, образовательных и других

культурологических

характеристик,

должны

иметь

равные

возможности

получать полноценное образование и воспитание, уважение и внимание, а

также социальное развитие в соответствии со своими потребностями. Оно

признает

уникальность

каждой

культурной

группы

в

дошкольном

учреждении

и

признает

те

из

них,

которые

носят

конструктивный

социальный характер, и отвергает авторитарность, навязывание ценностей.

Поликультурное воспитание – это есть педагогическая попытка помочь

дошкольникам

понять

свою

культуру,

роль

обобщений

и

стереотипов

в

коммуникации между различными культурами, осознать свое «Я».

В наше время, занимаясь воспитанием подрастающего поколения в

дошкольном

учреждении,

является

важным

изучение

художественной

литературы. Так как именно литература помогает формировать активного

субъекта общества, формировать отношение к тем или иным процессам,

происходящим в мире, формировать гражданскую позицию.

Поликультурное

воспитание

на

занятиях

по

изучению

литературы

обладает рядом особенностей: гуманистической направленностью каждого

занятия в ДОУ; ориентацией на общечеловеческие ценности; воспитанием

чувства патриотизма; формированием гражданской позиции и национального

самосознания посредством художественного слова. Только при таком подходе

к

изучению

литературы

можно

сформировать

у

дошкольника

глобальное

понимание исторической и межкультурной ценности каждой нации, каждого

народа и каждой отдельно взятой личности.

Таким образом, воспитание души не менее важно, чем просвещение

умов. Национальная культура воспитывает душевность, сердечное отношение

к живым, реальным людям. Любая национальная культура в своем ядре –

общечеловеческая

культура.

В

этом

смысле

истинно

национальное

интернационально.

Знакомство дошкольников с языком, культурой, бытом других народов

позволит

на

практике

сформировать

принцип

бе сконфликтного

взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний у дошкольников о

народах,

живущих

рядом,

дает

возможность

формировать

взаимную

терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному

и межкультурному взаимодействию.

Прежде,

чем

знакомить

детей

с

творчеством

других

народов,

целесообразно

показать,

где

находятся

страны,

в

которых

сочинили

эти

сказки, песни, игры. В ходе беседы дети узнают о сходстве и различиях

людей

разных

национальностей,

их

культуре,

быте.

Уместно,

если

тому

соответствует

возраст,

будет

показать

детям

географическую карту

или

глобус, где находится Россия и другие страны, о которых идет речь.

Следующий этап работы – знакомство со сказками разных народов.

Прочитав, например, белорусскую сказку «Жихарка» можно рассмотреть с

детьми

белорусский

народный

костюм,

провести игру-драматизацию,

а

также предложить свободу в выборе атрибутов.

Художественная

литература

неоценимый

помощник

в воспитании

ребёнка

в

поликультурном

обществе.

Книга

источник,

который

питает

любознательность, даёт пищу воображению, чувствам, вызывает раздумья.

П о д

в л и я н и е м художественной

литературы р а з в и в а е т с я

и

совершенствуется речь и сознание ребёнка, обогащается словарный запас,

учатся правильно строить фразы, чётко выражать свои мысли.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы,

толерантность, сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,

учить их правилам общения и умению жить среди людей, любить свою

Родину и уважать Родину и культуру других, любоваться и беречь природу –

п о м о ж е т

д е т с к а я литература,

к о т о р а я

т а к ж е

д о л ж н а

быть высокохудожественной.

Только

посредством

такой литературы

мы

повысим уровень нравственного воспитания дошкольников.

Список литературы:

1. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование,

1999. - 208 с.

2. Народы России: Энциклопедия / [Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н.

Миклухо-Маклая Рос. АН]; Гл. ред. В.А. Тишков М. : Большая рос. энцикл.,

1994.

4.Поликультурное образовательное пространство России: история, теория,

основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк;

Российская акад. образования, Междунар. Славянская акад. образования им.

Я. А. Коменского Москва: Педагогика, 2006.

5. Развитие Личности. Опыт. Проблемы. Поиски. Материалы 2-й Московской

городской научно-практической конференции 15 - 16 февраля 1994. - М.,

1994.

6. Слово и культура / Под ред. Т.А. Агапкина. - М.: Индрик, 1998. - Т. 1

7. Тишков В.А. Концепция государственной национальной политики

Российской Федерации. - М., 1996.

8. Толерантность и согласие: материалы международной конференции

«Толерантность, взаимопонимание и согласие». Якутск, июнь 1997 / Отв. ред.

В.А. Тишков. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997.



В раздел образования