Напоминание

"Духовно–нравственное воспитание"


Автор: Сязи Надежда Максимовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКООУ "СШИ"
Населённый пункт: город Тарко–Сале, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно–нравственное воспитание"
Раздел: среднее образование





Назад




Сязи Н. М.

Духовно-нравственное воспитание средствами учебного предмета

Одной

из

характерных

черт

начала

XXI

века

является

усиление

взаимодействия

и

взаимозависимости

стран

и

народов

с

целью

взаимообогащения

культур.

Поэтому

особую

значимость

приобретает

поликультурное

образование,

позволяющему

выпускнику

школы

успешно

взаимодействовать

в

поликультурном

пространстве,

содействовать

возрождению культурных ценностей, сохранению культурного многообразия

в современных процессах глобализации.

Актуальность

рассматриваемой

проблемы

обусловлена

объективной

социальной

потребностью

в

создании

современной

поликультурной

образовательной среды.

Данные

обстоятельства

обусловлены

тем,

что

образовательные

учреждения

нового

тысячелетия

характеризуются

полиэтническим

и

поликультурным контингентом обучающихся в силу активных миграционных

процессов, характерного не только для России, но и для всего мирового

сообщества. Очевидно, что достижение выделенных направлений повлияет

на

объединение

и

укрепление

российского

многонационального

поликультурного общества.

Современные концепции определяют глубокую взаимосвязь культуры и

образования, отмечая тот факт, что идея многообразия культуры оказывает

значимое влияние на образовательный процесс.

Следует

отметить,

что

в

педагогической

науке

наряду

с

понятием

поликультурного образования используются также понятия многокультурного

образования. В нашем исследовании мы придерживаемся мнения известного

ученого

В.С.

Малахова,

что

культурные

границы

не

всегда

совпадают

с

этническими. Два индивида, относящиеся к одной этнической группе, не

обязательно

могут

относиться

к

этой

группе

по

своему

культурному

самосознанию. С другой стороны, два человека, изначально различными по

этническому самосознанию, могут принадлежать к одной конфессиональной

культуре. Поликультурное образование, как было отмечено, может охватывать

одновременно людей разных социальных групп, различающимися своими

этническими, расовыми, культурными особенностями. Т.В. Поштарева, цель

образования определяет не в том, чтобы заставить других людей отказаться

от своей культурной самобытности, а в том, чтобы помочь каждой этнической

группе оценить в равной мере собственную и чужую идентичность [5].

Современный

национальный

воспитательный

идеал

это

высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность

за

настоящее

и

будущее

своей

страны,

укоренённый

в

духовных и культурных традициях многонационального народа Российской

Федерации.

В

силу

этого

особо

значимым

становится

включение

в

школьную

программу учебного предмета «Основы мировых религиозных культур».

Учебный предмет направлен на формирование у младших школьников

мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании

и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа

России,

а

также

к

конструктивному

диалогу

с

представителями

других

культур и мировоззрений.

Включение

предмета

«Основы

мировых

религиозных

культур»

в

основной

вид

деятельности

обучающихся

-

в

урочную

деятельность

интегрирует

духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

детей

в

образовательный

процесс,

что

способствует

формированию

базовых

национальных

ценностей:

патриотизм,

гражданственность,

семья,

труд

и

творчество, наука, искусство, многонациональная культура, человечество.

Отличительной особенностью учебного предмета «Основы мировых

религиозных

культур»

считается

включение

в

ее

содержание

дополнительного блока «Традиционные верования коренных малочисленных

народов Севера». Полагаем, что знания этнических особенностей – этикета,

2

традиций,

культуры

народов

Севера,

вхождение

обучающихся

в

э т н о кул ьту р н о е

п р о с т р а н с т в о

ма л о й

р од и н ы ,

с п о с о б с т в у е т

целенаправленному

формированию

поликультурной

образовательной

среды. Внедрение и компетентное преподавание курса «ОРКСЭ» учебного

предмета «Основы мировых религиозных культур», как нам представляется,

может повлиять на снижение социальной

напряженности благодаря своей

ориентации на толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение. Учебный

предмет наглядно демонстрирует, что в основе разных конфессиональных

культур

лежат

схожие

базисные

ценности

и

идеалы.

Это

четко

прослеживается

в мировых религиях. И в христианстве, и буддизме, и в

исламе,

в

иудаизме

и

традиционных

религиозных

верованиях

народов

Севера заложены стремление к миру, добру, справедливости, проповедуется

любовь

к

ближнему,

нравственное

самосовершенствование,

почитание

родителей

и

другие

духовные

ориентиры.

Формирование

ответственного

поведения обучающихся происходит в значительной мере через ознакомление

и

принятие

нравственных

норм

и

заповедей,

на

которых

основаны

традиционные

для

России

мировые

религии.

В

первую

очередь

это

православие

как

основная

форма

восточного

христианства,

которое

существует

в

нашей

стране

издавна,

наряду

с

исламом,

буддизмом

и

иудаизмом.

Реализация

учебного

предмета

«Основы

мировых

религиозных

культур» происходит через системно-деятельностный и культурологический

подходы, направленные на самостоятельную, творческую работу, развитие

активности,

рефлективности,

понимания

и

принятия

иного

мнения

учащихся. Следуя требованиям ФГОС,

мы выделяем следующие формы

реализации

учебного

предмета:

пресс-центры,

встречи,

диалоги,

вечера,

дискуссии,

патриотические

клубы,

благотворительное

движение,

межкультурные тренинги, культурные ассимиляторы и др.; поликультурные

технологии: конкурсы, деловые игры, фестивали, участие в национальных

3

праздниках

и

фестивалях,

дни

культуры

народов

России,

научно-

практические конференции школьников.

Как

указывалось

выше,

учебный

предмет

«Основы

мировых

религиозных

культур»

имеет

широкие

возможности

для

применения

активных

и

информационно-коммуникационных

форм

освоения

учебного

содержания, а также использования примеров и ситуаций из собственного

опыта

обучающихся

и

самостоятельной

работы,

ориентированной

на

включение освоенного социального опыта поликультурного взаимодействия

в учебную деятельность.

На каждом уроке предусмотрена насыщенная и

эффективная

интерактивная

работа,

Приведем

несколько

примеров

тем:

«Культура

и

религия»,

«Нравственные

заповеди

в

религиях

мира»,

«Представление о духовности в обществе», «Мой выбор?» «Что значит быть

добрым?»

«

Морально-нравственный кодекс коренного жителя»,

Остановимся

подробнее

на

фрагменте

урока

с

применением

информационных технологий

- пример веб-квеста.

Веб-квест в рамках

раздела «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Тема

занятия: «Семья. Семейные ценности».

Представим деятельность обучающихся на уроке. Основные сведения

об истории становления мировых религий, и их духовных и нравственных

ценностях

учащиеся

получили

на

предыдущих

занятиях.

Кроме

того

учащимся было дано задание найти материал по каждой из религий. Эти

данные

легли

в

основу

разделения

учащихся,

проводимых

в

логике

технологии веб-квест, на пять групп (кейсы) каждая группа представляет

религиозную культуру, (том числе, пятая группа – традиционные верования

народов Севера): 1) группа, изучает текст о буддийской семье; 2) группа,

изучает текст о православной семье; 3) группа изучает текст об исламской

семье; 4) группа, изучает текст об иудейской семье; 5) группа, изучает текст о

традициях в ненецкой семье. Работа с источниками в группах (Приложение

№ 1).

4

Учащиеся

получают

источники,

из

которых

они

должны

выписать

семейные

ценности.

Затем

идёт

обмен

информацией

между

группами:

Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных

культурах?

Как

вы

считаете,

почему?

Есть

ли

расхождения

в

разных

религиозных культурах? Давайте составим, единые семейные ценности для

всех религий.

Задания веб-квеста были сформулированы таким образом, чтобы они

способствовали

решению

личностно-значимых

проблем

эмоционально-

ценностных отношений поликультурного содержания, например: ценности,

правила поведения в семье, традиции, взаимоотношения.

Ключевое задание веб- квеста: Как вы думаете, на чём держится семья?

(Семейные

ценности).

Как

вы

думаете,

почему

во

всех

религиях

семья

считается одной из важнейших ценностей?

Эффективность преподавания учебного предмета отслеживалась путем

мониторинга. Мониторинг проводился с учащимися 4-х классов в начале и в

конце учебного года (2015-2016 гг.). Сопоставив результаты анкетирования,

мы получили следующие данные (рисунок 1). Показатели сформированности

поликультурных знаний учащихся представлены на диаграмме 1.

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

Начало года

Конец года

В ходе исследования, нам также было важно узнать взгляды родителей

о значимости учебного предмета для развития детей.

– Результаты исследования

значимости изучения учебного предмета «Основы мировых религиозных культур»

на

диаграмме 2.

5

72,20%

20,40%

7,40%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Из представленного рисунка видно, что для 72% респондентов оценили

значимость учебного предмета для развития детей как высокую, Данные

материалы

свидетельствуют

о

важности

изучения

учебного

предмета

«Основы мировых религиозных культур» в образовательном учреждении.

Таким образом, поликультурная образовательная среда способствует

формированию

гармоничной,

нравственной

и

инициативной

личности,

ответственного гражданина. Изучая религиозные традиции мировых религий

и традиционные религиозные верования народов Севера, учащиеся выявляют

общенациональные

нравственные

ценности,

характерные

для

любой

этнической группы многонационального государства.

6



В раздел образования