Автор: Головачева Галина Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МООО КОУ Омской области "Адаптивная школа интернат №19"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Население Австралии"
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: география
Класс: 7
Тема урока: Население Австралии .
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися знаний о населении Австралии и занятиях населения этого государства.
Задачи:
1. Обучающая: познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями и закрепить уже известные термины; познакомить учащихся с
населением Австралии – коренным и пришлым, его расовым и этническим составом, внешними признаками, образом жизни, размещением
по материку.
2.
Воспитательная: доказать на конкретных примерах равенство всех рас на Земле, способствовать формированию географической
культуры, развитию умения работать в группе, коллективе;
3. Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, умения работать в группе с дополнительной литературой; способствовать
формированию умения работы с картами, развивать умения анализировать данные учебника, делать выводы.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Техническое оборудование: карта «Народы и плотность населения», атласы, контурные карты, учебник, фотографии животных, растений,
климатограммы, компьютер, презентация.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Организационный
момент
Приветствие, фиксация отсутствующих; проверка
подготовленности учащихся; организация внимания
Приветствуют учителя,
контролируют готовность к
уроку, настраиваются на работу.
Личностные: мобилизация внимания,
уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2
Этап проверки
домашнего
задания
- Сегодня мы с вами проведём, не совсем
обыкновенный урок. Мы отправимся в
путешествие на другой материк. Какие
документы необходимы для въезда в другую
страну? У каждого на парте есть
«Миграционная карта», которую мы будем
заполнять. Для перехода через границу
необходимо набрать не менее 3 баллов. Те, кто
не очень добросовестно заполнили «карту»,
также попадают в страну, но недостаточное
количество баллов отразится на итоговой
оценке.
Тестовая работа.
Отвечают на вопросы теста по
вариантам, выполняют задания у
доски, затем осуществляют
взаимопроверку.
Регулятивные: контроль, коррекция,
оценка
Познавательные: рефлекция способов
и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: контроль,
коррекция, оценка действий партнера
1 учащийся работает у доски с
климатограммами.
- Чем можно объяснить, что в Австралии
температура выше, чем в Африке, а осадков
выпадает меньше?
1 учащийся определяет представителей
растительного и животного мира Австралии.
- В чем причина своеобразия органического
мира Австралии?
Определяет, какому типу климата
соответствует каждая
климатограмма, отвечает на
вопросы.
Определяет представителей
органического мира Австралии,
отвечает на вопросы учителя.
3
Этап коррекции
знаний и способов
действий
Разбирает ошибки, допущенные в тестовой работе,
при устных ответах, исправляет их.
Исправляют допущенные ошибки.
Регулятивные: контроль, коррекция,
оценка
Познавательные: рефлекция способов
и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: контроль,
коррекция, оценка действий партнера
4
Подготовка
учащихся к работе
на основном этапе
- Вспомните план изучения материка. Какие пункты
плана мы уже рассмотрели?
-
Сформулируйте тему нашего урока. Какова же
цель нашей работы на уроке?
Отвечают на вопросы учителя,
формулируют тему урока
«Население Австралии».
Используя опорные слова,
определяют цели урока.
Записывают тему урока в тетрадь.
Личностные: действие
смыслообразования
Регулятивные: целеполагание
Познавательные: самоостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели; поиск и
выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения
признаков
5
Этап усвоения
новых знаний и
способов
действий
В атласе на карте мира (стр. 10-11)
посмотрите, какие государства расположены на
данном
материке.
(всего
одно
государство
Австралия,
правильнее
Австралийский
Союз,
единственное
государство
в
мире,
которое
занимает
целый
материк,
хоть
и
самый…
маленький).
Назовите столицу данного государства?
Обратите внимание, что это не самый крупный
город на этой территории.
- Пользуясь таблицей в атласе, определите
площадь страны и численность ее населения,
сравните эти показатели с показателями других
стран. С какими государствами она граничит?
Работают с атласом (стр. 10-11),
отвечают на вопросы.
Регулятивные: планирование,
контроль, коррекция, волевая
саморегуляция
Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации;
определение основной и
дополнительной информации; умение
структурировать знания; выбор
наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от
конкретных условий; анализ объектов
с целью выделения признаков; выбор
оснований и критериев для сравнения
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации; контроль, коррекция и
Рассказ о гербе и флаге Австралии.
- Какой язык является государственным в
Австралии?
- Кто является главой государства?
Организует работу в группах.
1 группа – Размещение населения.
Проанализируйте карту атласа «Народы и
плотность населения» и ответьте на вопросы:
1.
Как размещено население по территории
материка? Какие районы Австралии
наиболее плотно заселены? (Покажите
их на карте.)
2.
Назовите районы с небольшой
плотностью населения, покажите их на
карте.
3.
Объясните причины такого размещения
населения.
4.
Определите среднюю плотность
населения.
2 группа – Народы и расы.
Пользуясь учебником (стр. 134-135), картой
«Народы и плотность населения», ответьте на
вопросы.
1.
Какие народы проживают в Австралии?
Какие из них относятся коренному
населению, а какие являются
пришлыми?
2.
К каким расам они относятся? Назовите
характерные для них внешние признаки.
3.
Где жили аборигены до начала
колонизации? Чем они занимались?
- Несмотря на низкий уровень развития,
который отмечали у австралийских аборигенов
в 17-18 веках, те создали удивительное
метательное оружие. В отличие от стрел и
Работают в парах, группах,
отвечают на поставленные
вопросы, составляют схемы.
Обозначают на контурной карте
ареалы распространения
аборигенов и англоавстралийцев.
оценка действий партнера; умение с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли
копий, это оружие было способно возвращаться
к своему владельцу. Ни один народ в мире до
этого не додумался. Что это за оружие?
4.
Что произошло с коренным населением
после прихода на материк европейцев?
До 1969 года аборигены были совершенно
бесправны, не имели право жить в городах,
участвовать в общественной жизни. Известный
всему миру художник-самоучка Альберт
Наматжира не имел права посещать свои
выставки. Имея деньги, полученные за свои
полотна, он не смог купить землю и построить
на ней дом, так как аборигенам это было
запрещено. В настоящее время аборигены стали
юридически равноправны, но в основном они
либо батраки на фермах, либо ведут образ
жизни полубродячих охотников и собирателей
5.
Какую религию исповедуют народы,
населяющие Австралию?
6.
Составьте схему «Население материка»
3 группа – Хозяйство Австралии.
Пользуясь учебником (стр. 135-137), ответьте на
вопросы.
1.
Какие отрасли хозяйства получили
наибольшее развитие в Австралии?
Какие отрасли промышленности развиты
на материке?
2.
Какие отрасли сельского хозяйства
получили развитие?
3.
Как вы понимаете выражение
«экономика Австралии едет на овце»?
- Большая часть австралийцев живет в городах.
Небольшую виртуальную экскурсия по самым
крупным городам Австралии проведет…
Обозначают города в контурной
карте
6
Этап закрепления
новых знаний и
способов
Верно-неверно
Определяют верные утверждения,
затем осуществляют
взаимопроверку.
Регулятивные: контроль, коррекция,
оценка
Познавательные: рефлекция способов
действий
и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: контроль,
коррекция, оценка действий партнера
7
Этап коррекции
знаний и способов
действий
Разбирает ошибки, допущенные при выборе верных
утверждений, исправляет их.
Исправляют допущенные ошибки.
Регулятивные: контроль, коррекция,
оценка
Познавательные: рефлекция способов
и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: контроль,
коррекция, оценка действий партнера
8
Этап подведения
итогов занятия
- Ребята, какие цели мы сегодня перед собой
ставили?
- Как вы думаете, мы достигли поставленных целей?
Отвечают на вопросы учителя
Личностные: личностное, жизненное
самоопределение;
Регулятивные: контроль, коррекция,
оценка своей деятельности на уроке
Познавательные: рефлекция способов
и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: умение выражать
свои мысли в соответствии с задачами
9
Этап рефлексии
Что вы узнали нового, познавательного?
Какие виды работы вам понравились?
Что вызвало затруднения?
Отвечают на вопросы
Личностные: личностное, жизненное
самоопределение;
Регулятивные: контроль, коррекция,
оценка своей деятельности на уроке
Познавательные: рефлекция способов
и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: умение выражать
свои мысли в соответствии с задачами