Напоминание

"Океания"


Автор: Головачева Галина Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МООО КОУ Омской области "Адаптивная школа интернат №19"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Океания"
Раздел: среднее образование





Назад




Океания. 7-й класс

Цели:

углубить и конкретизировать знания о взаимодействии суши и океана;

осознание обучающимися важной мировоззренческой идеи целостности природы

Земли, необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней.

Задачи:

показать особенности географического положения и раскрыть особенности

природы Океании;

раскрыть причины своеобразия органического мира, состава населения этой

островной области;

сформировать у учащихся представление о хозяйственной деятельности и образе

жизни .

развивать кругозор учащихся, интерес к учению.

Оборудование: карты атласа и контурные карты для 7 класса, презентация «Океания»,

учебник Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс/ Под ред.

В.П.Дронова. – М.: Дрофа, 2009.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока.

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе.

Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний

Сообщение учащимся темы урока и вспоминаем основные теоретические понятия,

необходимые для усвоения нового материала.

.Тема урока - Океания

. Вспомним

Что называют островом?

Что называют архипелагом?

Какие различают острова по происхождению?

.

3. Изучение нового

Слайд 3. План урока

Понятие об Океании.

Состав Океании.

Географическое положение.

Н.Н.Миклухо-Маклай – исследователь Океании.

. Что такое Океания?

Океания – одна из самых интересных территорий Земли. Это огромный и сложный мир с

более 7 тыс. островами, S=1,3 млн. км

2

. Самыми крупными островами являются Новая

Гвинея) и Новая Зеландия).

. Новая Гвинея )

. Новая Зеландия

Найдите эти острова на физической карте мира (работа с атласом и настенной физической

картой мира).

. Состав Океании

Океания подразделяется на:

Меланезию – островная дуга на юго-западе Тихого океана, включающая о.Новая

Гвинея, Соломоновы о-ва, Новая Каледония, Фиджи;

Микронезию – островная дуга в западной части Тихого океана, включает

множество мелких островов, разбросанных на огромном пространстве Тихого

океана к северу от экватора: острова Марианские, Каролинские, Маршалловы и

Палау, а также частично заходящие в южное полушарие острова Гилберта. Все они

расположены в пределах Тихоокеанской плиты;

Полинезию – островная дуга в Океании центральной части Тихого океана от

Гавайских островов до Новой Зеландии: Туамоту; Самоа. Общества о-ва и др.

Найдите эти составные части Океании в учебнике на стр. 139 рис. 78 и на карте в атласе.

. Особенности природы – происхождение островов

Большинство островов Океании имеют биогенное происхождение. Если верить легендам

жителей Океании, то их не открыли, а «выудили» с океанского дна. Жители Океании были

прекрасными мореходами и умелыми рыбаками: они вылавливали рыбу, и острова.

Конечно, такие легенды свидетельствуют о том, что древние народы видели связь между

происхождением островов и дном Тихого океана. Коралловое сооружение образуется из

известняковых частей, в которых жили полипы. Вместе эти сооружения образуют форму

сплошного или разорванного кольца, окружающего мелководную лагуну (водоём). Такое

сооружение называется АТОЛЛ.

. Природа – особенности климата

Само название Океания свидетельствует о том, что океан играет решающую роль в

формировании климата.

По климатической карте определите, в каких климатических поясах она располагается (в

субтропиках, тропиках и экваториальных широтах).

По климатической диаграмме определите особенности климата (Круглый год жарко и

влажно: tи= 21°С, tя=22°С, осадки 3140 мм).

. Растительный мир – возможно подготовить дополнительное сообщение по теме.

Кокосовая пальма: распространение происходит морским путем по островам Тихого

океана. Кокосовые орехи водонепроницаемы и свободно держатся на воде. Всхожесть

плодов сохраняется в морской воде до 110 дней. За это время они могут проплыть до 3000

миль.

Новозеландская сосна - ка́

ури, или Ага́

тис ю́

жный - это один из древнейших видов

хвойных деревьев, переживший динозавров и встречавшийся уже во время юрского

периода (примерно 150 миллионов лет назад).

Кодиеум пестролистный, кротонкомнатное растение родом из Меланезии.

Циатея арборея – самый крупный папоротник в мире, высотой до 20 м и с листьями по 3

м.

Животный мир..

Киви птица, имеющая самые маленькие (выродившиеся) крылья.

Такахе, бескрылая султанканелетающая редкая птица до 60 см в высоту.

Какапо – совиный попугайединственный в мире нелетающий попугай.

Гаттерия – самое древнее пресмыкающееся (представители этого рода жили на Земле 250

млн. лет назад) с самой низкой температурой тела +11°С.

Самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры. Размах ее

крыльев достигает 26 – 28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.

. Население

10 млн. человек,

из которых 0,3 млн. человек – в Микронезии

5 млн. человек – в Меланезии

4,5 млн. человек – в Полинезии

Представлено:

коренные народы

пришлое – потомки выходцев из Европы, Азии, Америки

самые различные группы смешанного происхождения.

. Меланезийцы

. Папуасы

– группа народов, коренное население Западной Меланезии, говорят на папуасских

языках. (о.Новая Гвинея).

. Микронезийцы и полинезийцы

– коренное население Микронезии и Полинезии (западная и центральная часть Океании).

Говорят на местных языках.

. Маори

– полинезийский народ в Новой Зеландии, язык – маорийский.

Хозяйственная деятельность

Какой хозяйственной деятельностью занимаются жители Океании?

морские промыслы;

плантации кокосовой пальмы, какао, каучуконосов и кофе;

овцеводство;

туризм.

Страны Океании.

Политическая карта Океании сложилась в результате захвата островов странами Европы и

США. Еще 40 лет назад здесь было только одно государство – Новая Зеландия. Сейчас

независимых государств более 10. Часть островов – до сих пор колонии.

Привести примеры стран Океании с их столицами и показать их на карте.

. Н.Н.Миклухо-Маклай – исследователь Океании

Изучению коренных жителей Океании посвятил свою жизнь Н.Н.Миклухо-Маклай .

Тур Хейердал

- 1947 г. плавание на плоту Кон-Тики. Выдающийся ученый, известный этнограф

совершил плавание от берегов Перу до островов Полинезии.

4. Закрепление

Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда, можно вписать ответы в кроссворд.

1. Крупное скопление островов в Тихом океане

2. Плод самого распространенного растения в Океании

3. Русский ученый, изучавший население Новой Гвинеи

4, 6. Один из видов хозяйственной деятельности жителей

5. Коренные жители Новой Гвинеи

7. Один из архипелагов Океании

Ответы: 1 – Океания, 2 – кокос, 3 – Миклухо-Маклай, 4 – земледелие, 5 – папуасы, 6 –

мореплавание, 7 – Фиджи.

5. Домашнее задание

Слайд 34. Домашнее задание

§ 30,

Стр. 142 творческое задание 4 или 5



В раздел образования