Автор: Головачева Галина Петровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МООО КОУ Омской области "Адаптивная школа интернат №19"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Океания"
Раздел: среднее образование
Океания. 7-й класс
Цели:
углубить и конкретизировать знания о взаимодействии суши и океана;
осознание обучающимися важной мировоззренческой идеи целостности природы
Земли, необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней.
Задачи:
показать особенности географического положения и раскрыть особенности
природы Океании;
раскрыть причины своеобразия органического мира, состава населения этой
островной области;
сформировать у учащихся представление о хозяйственной деятельности и образе
жизни .
развивать кругозор учащихся, интерес к учению.
Оборудование: карты атласа и контурные карты для 7 класса, презентация «Океания»,
учебник Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс/ Под ред.
В.П.Дронова. – М.: Дрофа, 2009.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе.
Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний
Сообщение учащимся темы урока и вспоминаем основные теоретические понятия,
необходимые для усвоения нового материала.
.Тема урока - Океания
. Вспомним
Что называют островом?
Что называют архипелагом?
Какие различают острова по происхождению?
.
3. Изучение нового
Слайд 3. План урока
Понятие об Океании.
Состав Океании.
Географическое положение.
Н.Н.Миклухо-Маклай – исследователь Океании.
. Что такое Океания?
Океания – одна из самых интересных территорий Земли. Это огромный и сложный мир с
более 7 тыс. островами, S=1,3 млн. км
2
. Самыми крупными островами являются Новая
Гвинея) и Новая Зеландия).
. Новая Гвинея )
. Новая Зеландия
Найдите эти острова на физической карте мира (работа с атласом и настенной физической
картой мира).
. Состав Океании
Океания подразделяется на:
Меланезию – островная дуга на юго-западе Тихого океана, включающая о.Новая
Гвинея, Соломоновы о-ва, Новая Каледония, Фиджи;
Микронезию – островная дуга в западной части Тихого океана, включает
множество мелких островов, разбросанных на огромном пространстве Тихого
океана к северу от экватора: острова Марианские, Каролинские, Маршалловы и
Палау, а также частично заходящие в южное полушарие острова Гилберта. Все они
расположены в пределах Тихоокеанской плиты;
Полинезию – островная дуга в Океании центральной части Тихого океана от
Гавайских островов до Новой Зеландии: Туамоту; Самоа. Общества о-ва и др.
Найдите эти составные части Океании в учебнике на стр. 139 рис. 78 и на карте в атласе.
. Особенности природы – происхождение островов
Большинство островов Океании имеют биогенное происхождение. Если верить легендам
жителей Океании, то их не открыли, а «выудили» с океанского дна. Жители Океании были
прекрасными мореходами и умелыми рыбаками: они вылавливали рыбу, и острова.
Конечно, такие легенды свидетельствуют о том, что древние народы видели связь между
происхождением островов и дном Тихого океана. Коралловое сооружение образуется из
известняковых частей, в которых жили полипы. Вместе эти сооружения образуют форму
сплошного или разорванного кольца, окружающего мелководную лагуну (водоём). Такое
сооружение называется АТОЛЛ.
. Природа – особенности климата
Само название Океания свидетельствует о том, что океан играет решающую роль в
формировании климата.
По климатической карте определите, в каких климатических поясах она располагается (в
субтропиках, тропиках и экваториальных широтах).
По климатической диаграмме определите особенности климата (Круглый год жарко и
влажно: tи= 21°С, tя=22°С, осадки 3140 мм).
. Растительный мир – возможно подготовить дополнительное сообщение по теме.
Кокосовая пальма: распространение происходит морским путем по островам Тихого
океана. Кокосовые орехи водонепроницаемы и свободно держатся на воде. Всхожесть
плодов сохраняется в морской воде до 110 дней. За это время они могут проплыть до 3000
миль.
Новозеландская сосна - ка́
ури, или Ага́
тис ю́
жный - это один из древнейших видов
хвойных деревьев, переживший динозавров и встречавшийся уже во время юрского
периода (примерно 150 миллионов лет назад).
Кодиеум пестролистный, кротон – комнатное растение родом из Меланезии.
Циатея арборея – самый крупный папоротник в мире, высотой до 20 м и с листьями по 3
м.
Животный мир..
Киви – птица, имеющая самые маленькие (выродившиеся) крылья.
Такахе, бескрылая султанка – нелетающая редкая птица до 60 см в высоту.
Какапо – совиный попугай – единственный в мире нелетающий попугай.
Гаттерия – самое древнее пресмыкающееся (представители этого рода жили на Земле 250
млн. лет назад) с самой низкой температурой тела +11°С.
Самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры. Размах ее
крыльев достигает 26 – 28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.
. Население
10 млн. человек,
из которых 0,3 млн. человек – в Микронезии
5 млн. человек – в Меланезии
4,5 млн. человек – в Полинезии
Представлено:
коренные народы
пришлое – потомки выходцев из Европы, Азии, Америки
самые различные группы смешанного происхождения.
. Меланезийцы
. Папуасы
– группа народов, коренное население Западной Меланезии, говорят на папуасских
языках. (о.Новая Гвинея).
. Микронезийцы и полинезийцы
– коренное население Микронезии и Полинезии (западная и центральная часть Океании).
Говорят на местных языках.
. Маори
– полинезийский народ в Новой Зеландии, язык – маорийский.
Хозяйственная деятельность
Какой хозяйственной деятельностью занимаются жители Океании?
морские промыслы;
плантации кокосовой пальмы, какао, каучуконосов и кофе;
овцеводство;
туризм.
Страны Океании.
Политическая карта Океании сложилась в результате захвата островов странами Европы и
США. Еще 40 лет назад здесь было только одно государство – Новая Зеландия. Сейчас
независимых государств более 10. Часть островов – до сих пор колонии.
Привести примеры стран Океании с их столицами и показать их на карте.
. Н.Н.Миклухо-Маклай – исследователь Океании
Изучению коренных жителей Океании посвятил свою жизнь Н.Н.Миклухо-Маклай .
Тур Хейердал
- 1947 г. плавание на плоту Кон-Тики. Выдающийся ученый, известный этнограф
совершил плавание от берегов Перу до островов Полинезии.
4. Закрепление
Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда, можно вписать ответы в кроссворд.
1. Крупное скопление островов в Тихом океане
2. Плод самого распространенного растения в Океании
3. Русский ученый, изучавший население Новой Гвинеи
4, 6. Один из видов хозяйственной деятельности жителей
5. Коренные жители Новой Гвинеи
7. Один из архипелагов Океании
Ответы: 1 – Океания, 2 – кокос, 3 – Миклухо-Маклай, 4 – земледелие, 5 – папуасы, 6 –
мореплавание, 7 – Фиджи.
5. Домашнее задание
Слайд 34. Домашнее задание
§ 30,
Стр. 142 творческое задание 4 или 5