Напоминание

«Сравнение свойств металла, дерева и пластмассы»


Автор: Собакинова Светлана Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д⁄с–№91"Строитель"
Населённый пункт: г. Улан–Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Конспект
Тема: «Сравнение свойств металла, дерева и пластмассы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия: «Сравнение свойств металла, дерева и пластмассы».

Цель занятия: Знакомство детей со свойствами и качествами металла,

пластмасса и дерева.

Задачи:

Продолжать обогащать знания детей об окружающих предметах, их

свойствах, качествах и названиях.

Познакомить детей с материалами: деревом, металлом и пластмассой,

помочь выявить их свойства на основе сравнения.

Учить различать, находить и называть предметы из дерева, металла и

пластмассы в ближайшем окружении.

Формировать у детей интерес к познавательной деятельности.

Развивать внимание и интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитывать интерес, инициативу, любознательность,

самостоятельность, умение действовать сообща.

Материалы и оборудование: 4 тазика с водой; металлические, деревянные и

пластмассовые бруски; ложки (деревянные, пластмассовые, металлические)

макеты деревьев, костра, речки, дома; три фигуры: Дерево, Металл, Железо;

металлические, деревянные, пластмассовые предметы; салфетки; карта-схема

путешествия и таблицы (активная и итоговая)

Ход занятия:

1.Ребята, скажите, пожалуйста, какие предметы нас окружают? Из чего они

изготовлены, из каких материалов? (ответы и размышления детей)

Загадывание загадок.

Не тону, с топором и рубанком дружу. А вот спичек боюсь и от огня берегусь.

(Дерево)

Могу быть прозрачной, могу быть цветной. Воды не боюсь, огня стерегусь.

(Пластмасса)

Тяжелое, холодное, в воде утону и огне не сгорю. (Металл)

А вы хотите узнать о свойствах этих материалов? (ответы детей)

Ну, тогда отправляемся в путешествие, в необычную сказку, которую вы еще

никогда не слышали. Сказка эта - про трех друзей, она поможет нам узнать

свойства металла, дерева и пластмассы. Запомнить свойства этих материалов

нам поможет таблица, которую мы будем заполнять по ходу нашего

путешествия.

Посмотрите на экран.

Воспитатель обращает внимание детей на экран - показ сравнительной

таблицы. Воспитатель отмечает, что каждый материал на таблице обозначен

своим цветом: дерево - коричневым, металл - черным, пластмасса - красным.

Итак, отправляемся.

2. Сказка.

Жили-были три друга - металл, дерево и пластмасса. Жили они дружно, чем

могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый

важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход и

даже составили карту-схему своего маршрута.

Показ карты-схемы путешествия.

Идут они, а на пути у них встречается препятствие. Посмотрите на карту.

Какое препятствие встретилось на пути у друзей? (речка)

Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на

другой берег? (размышления и ответы детей)

Давайте проверим - проведем эксперимент.

1. «Легкий – Тяжелый»

Дети опускают деревянные, пластмассовые и металлические бруски в воду.

Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу

утонул? (размышления детей)

Что произошло с деревянным бруском? Пластмассовым? Почему они не

утонули, плавают?

Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево и

пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул.

Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице.

Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться на другой

берег? (размышления и ответы детей)

Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно

переправить на другой берег (на деревянный брусок положить

металлический -металл не утонет).

Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился,

ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них

следующее препятствие. Посмотрите на карту.

Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь)

Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие?

Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? С

пластмассой? (размышления и ответы детей)

Давайте, проверим.

2.«Горит - не горит»

Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек пластмассы,

дерева и металла. Дети наблюдают.

Что произошло? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается).

Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.

Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер.

Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята.

Просмотр видеосюжета.

Послушали Дерево и Пластмасса рассказ Металла и захотели они узнать,

какие предметы, сделанные из них, нас окружают? (ответы детей)

Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие...

(металлические), из дерева - (деревянные), пластмассы - (пластмассовые)

Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий.

Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и

ответы детей)

Давайте проверим.

3. «3вучит — не звучит»

Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева,

пластмассы, металла)

Давайте попробуйте постучать деревянными ложками. Какой звук вы

слышите: глухой или звонкий?

Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а

дерево и пластмасса — глухой.

Данные свойства отмечаются в таблице.

Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили

в нем отдохнуть.

Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)

Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)

Почему? (размышления детей)

4.«Теплый - холодный»

А теперь, нужно проверить, какой материал самый теплый.

Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что

вы чувствуете? (ответы детей)

Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами.

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый

материал.

Значит, дома лучше строить из .... (дерева)

Давайте отметим это в нашей таблице.

Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз

вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо.

Работа с итоговой таблицей.

Вы, наверное, устали, и нам можно немного отдохнуть. Проходите на ковер,

примите удобную для вас позу, закройте глаза.

3.Релаксация.

Дети лежат на ковре, закрыв глаза. Под спокойную музыку воспитатель

говорит:

«Закройте глазки. Расслабьтесь. Вы успокаиваетесь, отвлекаетесь от всего.

Посторонние звуки вам не мешают. Вы отдыхаете, вы спокойны.

Представьте себя в металлическом доме. Вас окружают металлические

предметы, в доме холодно и неуютно. Прохладный воздух овевает вам лицо,

холодит виски, освежает голову. Вам спокойно, легко, вы ни о чем не думаете,

но вам очень холодно, одиноко и грустно

Вдруг вы появляетесь в пластмассовом доме, и вас окружают пластмассовые

предметы. Но вам здесь тоже одиноко и грустно. Вам хочется тепла и уюта.

А теперь вы попадаете в деревянный дом. Вокруг вас светло, красиво. Ваши

руки и ноги согреваются, вам хорошо и тепло.

Вас ничего не отвлекает. Тело расслаблено и отдыхает. Сердце бьется

ритмично, спокойно и сильно. Вы чувствуете себя легко и радостно. Ваше

самочувствие и настроение улучшается. Появляется ощущение бодрости и

свежести.

Все хорошо.

И в таком хорошем настроении мы открываем глаза. Вот мы и отдохнули.

Нам легко, радостно и весело.»

Ребята, а наши друзья-материалы призадумались: не могут они решить - кто

же из них самый главный.

А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей)

Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя?

Воспитатель подводит детей к мысли о том, что все материалы: дерево,

пластмасса и металл - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из

дерева, металла и пластмассы помогают человеку в повседневной жизни.

- Сказка закончилась. Понравилась она вам? А наше знакомство со

свойствами различных материалов продолжается. На следующем занятии я

расскажу вам сказку о других материалах.



В раздел образования